Анализ российского и зарубежного опыта решения проблем безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать и обосновать модели решения социальных отношений с безработными, способствующие минимизации негативных последствий безработицы.
-исследовать сущность безработицы
-рассмотреть причины и основные формы безработицы;
-рассмотреть социальные последствия безработицы в России;
-проанализировать уровень безработицы в России на конец 2011 г.;
-выявить основные проблемы безработицы;
-рассмотреть российский и зарубежный опыт решения проблем безработицы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы определения проблем безработицы 6
1.1Сущность безработицы 6
1.2 Причины и основные формы безработицы 12
1.3 Социальные последствия безработицы в России 15
2. Анализ российского и зарубежного опыта решения проблем безработицы 18
2.1 Анализ уровня безработицы в России на конец 2011 г. 18
2.2 Основные проблемы безработицы 22
2.3 Российский и зарубежный опыт решения проблем безработицы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Решение проблемы безработицы Российский и зарубежный опыт.75%.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Современные преобразования, начавшиеся в России в 80-е - 90-е годы ХХ века, затронули все основные сферы жизни общества. Процесс  трансформации социальных отношений создал новую для России проблему – проблему безработицы. Безработица стала одним из критических факторов, исключающих людей из системы институциональных взаимодействий, сокращающих социальное пространство, в котором строились их отношения, нарушающих их социальную идентичность. Это снижает адаптационные возможности определенной части общества к новым экономическим условиям, особенно в ситуации кризиса занятости. В российском обществе сформировалась новая массовая категория–безработные. Эта группа стала отражать новые социальные  отношения, которые строятся с участием института социальной защиты, цель которых – сохранения контактов с ведущими социальными институтами (производственно-экономическим, образования, семьи и др.). Сменились акценты в социальных отношениях, в которых  граждане, потерявшие работу, становятся полноправными акторами. Однако общественные проблемы, возникшие вместе с безработицей, в отечественной науке рассматриваются преимущественно с позиций защиты прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Но проблема безработицы существенно шире, она затрагивает многие стороны жизнедеятельности общества, и это вызывает необходимость  социологического анализа отношений, складывающихся с участием безработных и вокруг них.

Известно, что длительное отсутствие или полная утрата работы негативно сказывается не только на финансово-экономическом положении безработных, но и на их социальном и психологическом состоянии. У большинства безработных отмечаются снижение уверенности в себе, депрессивные состояния различной степени, повышенное чувство тревоги и страха, агрессивность, цинизм.  Это влечет за собой как изменение социально-психологического состояния самого безработного, так и членов его семьи, социального окружения. Гражданин, потерявший работу даже на небольшой срок, склонен к утрате (понижению) своего социального статуса, у него меняются социальные роли, к новым ролям он часто бывает неготовым, а общество, в свою очередь,  не умеет выстраивать с таким гражданином социальные отношения.

Исторический опыт развития индустриального общества показывает, что безработица, возникнув с  массовым распространением наемного труда, остается неизменным спутником современной организации общественного производства, причем с увеличением ее масштабов возрастает угроза общественной безопасности. Ликвидировать безработицу не удается, несмотря на большие затраты на эти цели общественных ресурсов, а можно лишь снизить или снять её негативные последствия. 

Проведенный анализ научной  литературы показал, что на данный момент недостаточно разработаны научные представления о месте безработных в обществе как носителей профессиональных знаний и статусных ценностей, о механизмах, формах и глубине влияния состояния безработицы на функционирование других общественных структур и социальных институтов, в частности, институтов образования и семьи,  и, соответственно, недостаточно разработаны методы социального предотвращения последствий безработицы путем влияния социальных институтов на безработного и его окружение. В этом смысле существующие модели построения взаимоотношений в сфере безработицы не адекватны реалиям современного российского общества.

Однако при всем многообразии и научной ценности этих исследований они не раскрывают многих проблем, связанных  с социальным статусом безработных, воздействием безработицы на социальные институты, требующих иных социологических  оценок  места и роли безработицы и безработных в обществе.

Поиск  путей преодоления  отмеченных противоречий позволил  сформулировать ведущую исследовательскую проблему: как складываются социальные отношения безработных с другими категориями граждан и с органами государственного управления и как можно минимизировать негативные последствия безработицы посредством усиления межинституционального взаимодействия?

Недостаточная теоретическая  и методологическая разработанность  и обозначенность проблемы социальных последствий безработицы, её научная и практическая значимость в условиях динамичности социальной политики в современном российском обществе обусловили выбор темы исследования.

Цель курсовой работы: разработать и обосновать модели  решения социальных отношений с безработными, способствующие минимизации негативных последствий безработицы.

-исследовать сущность безработицы

-рассмотреть причины и основные формы безработицы;

-рассмотреть социальные последствия безработицы в России;

-проанализировать уровень безработицы в России на конец 2011 г.;

-выявить основные проблемы безработицы;

-рассмотреть российский и зарубежный опыт решения проблем безработицы.

Объект исследования: социальные отношения в обществе с участием безработных. Предмет исследования: изменение социальных отношений безработных под влиянием институциональных факторов и решение проблемы безработицы в РФ с учетом зарубежного опыта.

Теоретическими основаниями  исследования явились работы классиков социологической, социально-философской, социально-психологической, социально-экономической мысли, труды зарубежных и отечественных авторов в области социальной защиты

 

 

1.Теоретические основы определения проблем безработицы

 

1.1. Сущность безработицы

 

Отношения в сфере  занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

Статьи 34, 37 Конституции  РФ составляют правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости  и трудоустройства. Положения названных  статьей гарантируют гражданину свободное распоряжение своими способностями  к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Положения всех нормативных актах, регулирующих отношения в области занятости и трудоустройства должны соответствовать Конституционным нормам.

К отношениям в сфере  занятости и трудоустройства  применимы нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция №122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция №105 об упразднении принудительного труда, Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция №142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция №149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция №179 о найме и трудоустройстве моряков. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Отношения в сфере  занятости населения в Российской Федерации регулируются Законом  РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с посл. изм.) и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее Закон) является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства. В первой главе, посвященной общим положениям, даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй главе Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений. Хотелось бы отметить, что вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и привлечения к ответственности за нарушение установленных им правил не имеют достаточной правовой регламентации. Данная глава нуждается в разработке норм, которые могут составить правовую основу контроля за соблюдением законодательства о занятости и привлечения к ответственности за его нарушения.

На федеральном уровне приняты и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановлением Правительства РФ №458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, Постановлением Правительства РФ №875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

Ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность регламентации отношений в области занятости и трудоустройства на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством. Наличие в законодательстве субъектов Российской Федерации условий, умаляющих права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством, позволяет требовать признания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в части недействующими или недействительными. Следовательно, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства.

В п. 3 ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право за счет имеющихся в их распоряжении средств усиливать социальную защищенность граждан, то есть предоставлять им дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством льготы и компенсации. Однако органы местного самоуправления не могут отменить льготы и компенсации, гарантированные федеральным и региональным законодательством. Издание органами местного самоуправления актов, ограничивающих права и свободы граждан в области занятости, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством, позволяет требовать их признания недействующими или недействительными.

Отметим, что в отношениях к безработным общество изначально выработало подходы, основанные на оказании им различных видов помощи, так как безработица представлялась лишь в виде трудной жизненной ситуации для определенных категорий граждан.  Для оптимизации расходов общественных ресурсов было принято считать, что проблемы безработных созданы из-за социальной несостоятельности самих граждан, ставших безработными, поэтому обществу нужно только приложить максимальные усилия для того, чтобы восстановить их готовность к трудовой деятельности, пусть и в других сферах производства.  Однако в реальности безработица стала в развитых странах значительно более сложной проблемой, чем просто необходимость восстановления трудозанятости граждан или оказания им социальной помощи: она  стала проблемой, связанной с усилиями, необходимыми для сохранения трудового потенциала общества. Безработных граждан уже нельзя терять как профессионалов даже на какой-то период снижения экономической деятельности в обществе, потому что  подготовка новых квалифицированных работников для современного производства требует очень высоких затрат, средств и времени.

Усложнение проблемы безработицы в современном обществе произошло и за счёт проникновения  связанных с ней отношений во многие сферы жизни. Известно, что негативные последствия безработицы проявляются не только на личностном уровне безработного, но и на уровне межличностных социальных взаимодействий. Безработица является фактором, затрудняющим реализацию основных функций семьи, что сказывается на социализации детей, адаптации к новым условиям, развитии детей, воспитательных возможностей семьи в целом. Отсутствие доходов родителей или их минимальный уровень в течение длительного времени могут предопределить низкий образовательный уровень, слабый уровень профессиональной подготовки детей из семей безработных и, в результате, оставить минимальные шансы для развития и самореализации детей и учащейся молодежи, создать сложности при переходе молодых людей к трудовой деятельности. Безработица  приводит к осложнениям на рынке товаров и услуг, т.к. безработный гражданин с потерей своего дохода и социального статуса снижает интенсивность потребления и спроса на товары и услуги.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.1

В данной работе автор  исходит из того, что социально-экономическая  категория «занятость населения» - это состояние его экономически активной части, и это состояние характеризуется наличием у людей работы, т.е. доходного занятия, не противоречащего действующему законодательству. Таким образом, занятость — это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

Экономически активное население в любом обществе, вне  зависимости от населяемой территории, от проводимых государством реформ и др. факторов, испытывает необходимость в рабочих местах. Это в свою очередь, актуализирует вопрос безработицы, которая глобально являет собой несоответствие предложения и спроса на рабочую силу.

Автор считает, что исследование рынка труда как экономической категории будет не полным без рассмотрения ее в рамках экономики региона. Он исходит из того, что региональный рынок труда, включен в рыночную подсистему, которая в свою очередь, нацелена обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие региона и удовлетворять потребности его населения. В основу анализа рынка труда в этом ракурсе, автором был положен системный подход, который позволил ему подойти к его исследованию с учетом комплексного представления. Это позволило автору выявить характер воздействий на рынок труда других элементов рыночной системы, рассматриваемой нами в качестве социально-экономической подсистемы региона.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта решения проблем безработицы