Анализ российского и зарубежного опыта решения проблем безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать и обосновать модели решения социальных отношений с безработными, способствующие минимизации негативных последствий безработицы.
-исследовать сущность безработицы
-рассмотреть причины и основные формы безработицы;
-рассмотреть социальные последствия безработицы в России;
-проанализировать уровень безработицы в России на конец 2011 г.;
-выявить основные проблемы безработицы;
-рассмотреть российский и зарубежный опыт решения проблем безработицы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы определения проблем безработицы 6
1.1Сущность безработицы 6
1.2 Причины и основные формы безработицы 12
1.3 Социальные последствия безработицы в России 15
2. Анализ российского и зарубежного опыта решения проблем безработицы 18
2.1 Анализ уровня безработицы в России на конец 2011 г. 18
2.2 Основные проблемы безработицы 22
2.3 Российский и зарубежный опыт решения проблем безработицы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Решение проблемы безработицы Российский и зарубежный опыт.75%.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  декабре составил 14,8%, в том числе  среди городского населения - 13,2%, среди  сельского населения - 18,3%.

Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,0 раза, в том числе среди городского населения - 3,5 раза, сельского населения - 2,2 раза. Среди безработных 29,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,6% безработных (застойная безработица).  
Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 36,4%, среди городских - 30,2%.

В численности безработных 27,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В декабре 2011 г. их численность по сравнению с ноябрем осталась на том же уровне и составила 1,3 млн человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,8% составляет молодежь до 20 лет, 48,1% - от 20 до 24 лет, 19,5% - от 25 до 29 лет. 6

Среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, в декабре составила 18,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0%. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Отметим также, что в условиях нестабильности институциональной среды произошла диверсификация рабочей силы, что неизбежно сказалось на рынке труда. Получила широкое распространение двойная, тройная занятость (на нескольких рабочих местах в рамках одной специальности) и вторичная занятость (на том же или другом рабочем месте в рамках иной специальности, профессии). Приходиться совмещать не только занятость на ряде рабочих мест, но и осваивать новые виды деятельности – торговый бизнес, дистрибьютерство. Занятость стала приобретать особую ценность сама по себе, даже если социальный статус членов семьи при этом снижался и уменьшались доходы.

Согласно статистическим данным Росстата, в течение 2009 г. уровень  безработицы оставался менее 10% и  составил 8,2% в конце 2009 г. (табл. 2.1.1).

 

Таблица 2.1.1

Соотношение зарплаты и  безработицы в экономике России

Показатели

2006  г. (%)

2007 г. (%)

2008 г. (%)

2009 г. (%)

Рост реального ВВП

7.7

8.1

5.6

7.9

Занятые, млн. человек

68.8

68.8

70.5

70.9

Рост занятости

0.8

2.4

0.5

2.1

Рост производительности труда

6.9

5.5

5.0

5.9

Рост реальных располагаемых доходов

13.5

12.1

1.9

1.9

Рост реальной заработной платы

13.3

17.2

11.5

2.8

Уровень безработицы

6.9

6.1

7.8

8.2


 

Основной причиной более  низкого уровня безработицы было то, что в качестве временной меры коррекции на рынке труда более активно используются сокращение рабочего времени и отправка работников в принудительный отпуск. Тенденция к использованию более гибких режимов работы (частичной занятости) наметилась уже в 2008 г., когда количество сотрудников, занятых неполное время, выросло более чем в два раза: с 397 000 в четвертом квартале 2007 г. до 944 000 в четвертом квартале 2008 г. Эта тенденция сохранялась до середины 2009 г., а затем постепенно ослабла, что совпало во времени с резким ростом сезонной занятости в России. К концу 2009 г. количество сотрудников, занятых неполное время, было меньше, чем в 2008 г., но по-прежнему значительно превышало докризисный уровень. Рост реальной заработной платы по сравнению с 2006 г. намного снизился – с 13,3% до 2,8%.

Экономика смогла преодолеть многие испытания, обусловленные кризисом. Так, в первой половине 2011 г. численность безработных в России сократилась на 2 млн. по сравнению с пиком кризиса. 

Институциональные изменения потребовали работников, обладающих новыми качествами – мобильностью к смене рабочих мест в соответствии с карьерными интересами и стремлением к увеличению доходов, повышающих профессиональный уровень, имеющих разносторонние знания – иностранный язык, информационные технологии, компьютер, несколько специальностей, обладающих конкурентоспособностью на рынке труда.

 

2.2. Основные проблемы безработицы

 

Среднедушевые денежные доходы, как один из показателей  уровня жизни населения, является важным экономическим показателем, характеризующим как благосостояние население, так и уровень социально-экономического развития региона. В проведенном исследовании ожидаемая обратная зависимость между среднедушевыми доходами населения и уровнем безработицы никак не оправдалась, более того, здесь выявилась значительная прямая связь, т.е. с увеличением безработицы наблюдается и увеличение среднедушевых денежных доходов, что, скорее всего, связано с той же высокой дотационностью региона, а также слабым развитием негосударственного сектора экономики.

Таким образом, нами выделены следующие основные проблемы безработицы:

  • самая высокая в стране безработица, особенно молодежи, из-за быстрого роста численности трудоспособного населения при минимальном предложении рабочих мест;
  • самые высокие в России показатели бедности;
  • отсутствие крупных городов и слаборазвитость всех видов социальной инфраструктуры.

Проанализировав все  ведущие направления отраслей экономики  региона, автор делает вывод о том, что приоритетные, на данный момент, нефтедобывающая сфера (в том виде, объеме и состоянии, в котором она находится на сегодняшний день) и комплекс оптово-розничной торговли не могут являться фундаментом экономики региона, и послужить толчком для ее дальнейшего стабильного развития. По мнению автора, представляется более рациональным развитие частного сектора, АПК и, возможно, новых инновационных отраслей, таких как, например, информационные технологии, способные  дать импульс всей экономике РФ.

Безусловно, в целях  решения существующих проблем, составлены определенные как федеральные, так и региональные программы и концепции. На региональном уровне реализации государственной политики занятости преследуются те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном, но предполагается их конкретизация и детализация для более полного использования имеющихся в рассматриваемом регионе возможностей, поиск нетрадиционных путей решения проблем занятости7: автор относит к ним подготовку и переподготовку кадров с учетом особенностей труда в данном регионе, для реализации этих и других задач - создание специализированных учебных заведений и центров по подготовке, переподготовке кадров и повышению квалификации, с гибкой системой обучения, способной быстро перестраиваться под социальный заказ, устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы, различного вида поддержку деятельности работодателей по созданию рабочих мест. Важное значение имеет налаживание связей трудоизбыточных и трудодефицитных регионов с целью временного использования рабочей силы на контрактной основе. Здесь также следует принимать во внимание и то, что поддержка малого и среднего бизнеса и подготовка для него рабочей силы, привлечение иностранного капитала в регионы с высоким уровнем безработицы во все времена имеет непреходящее значение.

В целях смягчения  социальной напряженности на региональных рынках труда, вызванной неравномерным  социально-экономическим развитием  территорий, необходима выработка региональной адресной политики в сфере занятости, учитывающей особенности территориального развития, а также необходим пересмотр системы государственного управления в сфере занятости населения.

Говоря о целевых  программах, связанных с развитием  рынка труда, мы согласны с тем, что, в стратегическом плане, ключевая роль принадлежит активной политике, направленной на адаптацию различных категорий безработных к требованиям рынка труда. Но сейчас мы должны учитывать и то, что «Программа социально-экономического развития до 2020- 2030» готовилась в докризисной ситуации и в новых условиях необходима конкретизация позиции Правительства относительно дальнейшей стратегии. Также автор считает, что главным моментом в программе, на который следует делать акцент, должна оставаться модернизация экономики на базе эффективных научно-технологических инноваций с учетом антикризисных мер, предпринимаемых как на федеральном, так и региональном уровне.

Таким образом, рассмотрев в работе множество принятых программ и концепций, призванных содействовать  улучшению ситуации на рынке труда, пришел к выводу, что только координированная реализация проводимых мероприятий, программ и проектов позволит в краткосрочной и среднесрочной перспективе содействовать эффективному функционированию экономики и бюджетной сферы, что в свою очередь, приведет к снижению уровня безработицы. Соотношение социальных и экономических программ выражается в двуединой стратегии  развития, направленной на инвестирование в людей и расширение их возможностей, с одной стороны, и улучшение инвестиционного климата - с другой. Но наличие такого серьезного поддерживающего фактора, как доминирование социальных расходов, не снижает важности проведения новой экономической политики, которая требует к себе большого внимания, и которая должна быть основательно перестроена на основе новых принципов. С этой точки зрения, усилия, предпринимаемые Правительством в отношении развития экономики, не должны ослабевать и в будущем, что должно выражаться не в наращивании государственного сектора или дотаций, а в фундаментальной реформе самой региональной экономики и изменении экономической политики в отношении региона.

Анализируя возможные  причины вышеназванных проблем, приходим к выводу, что они, прежде всего, являются следствием слаборазвитой и сверхдотационной экономики, порожденной коррупционностью региональных властей и характерной клановостью (родовые, тейповые отношения).

Активное информационное сопровождение реализации политики занятости, информирование граждан  о наличии рабочих мест, о востребованных на рынке специальностях, приглашение на работу в другие регионы России и страны мира даст дополнительную возможность снижения безработицы в исследуемом регионе. Автор делает вывод о том, что необходимо разработать официальный эффективный механизм распределения рабочей силы по регионам РФ и за границу, как временную меру по снижению напряженности на внутреннем рынке труда. Безусловно, подобный механизм должен предусматривать меры по защите прав трудящихся-мигрантов за пределами региона. Учитывая масштабность и сложность сложившейся ситуации на рынке труда, в республике, по мнению автора, необходимо инициировать создание достаточного количества негосударственных организаций по содействию занятости населения, открытию на территории республики филиалов организаций из других регионов страны, обеспечить тесное взаимодействие с ними государственных служб занятости.

Соединение политики в области образования и экономики, может стать эффективно действующей  системой для улучшения ситуации на рынке труда. Такая система, с  одной стороны, призвана транслировать  системе образования социальный заказ, в силу чего образование станет более ориентированным на реальные потребности экономики региона. С другой - политика занятости должна выступать одним из наиболее сильных элементов экономической политики региона вообще, иными словами, усилия должны быть точечно направлены на улучшение предпринимательского климата в приоритетных трудоемких отраслях, способствующих постоянному росту трудоемкости ВРП. Таким образом, по мнению автора, для эффективного решения проблем занятости, следует коренным образом изменить подход к данной проблеме, и внести, соответственно, коренные изменения в политику занятости в республики.

По мнению автора, малый  бизнес является одним из наиболее перспективных видов инвестирования, поскольку является наиболее доступным для широких слоев населения, что значительно способствует увеличению занятости и, как следствие, формированию основы общества - среднего класса. Таким образом, как показали результаты исследования, одной из наиболее приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие малого бизнеса. Речь может идти также о субсидированном создании и развитии малых предприятий. Для чего необходимо разработать методы оценки перспективности новых предприятий. Меры же по развитию малого бизнеса в особо проблемных, с точки зрения безработицы, отдаленных сельских районах должны быть существенно усилены с учетом этнокультурной специфики, а также должен быть изменен подход к стимулированию этого процесса.

Новая государственная  политика и создание новых структур управления в сельском хозяйстве, по мнению автора, должны сопровождаться изменением доли участия государства в управлении отраслью. Для сельского населения республики наиболее важными будут программы по обеспечению занятости и увеличению его доходов, включающие следующие взаимосвязанные компоненты: собственно программа содействия обеспечению занятости и увеличению доходов сельхозпредприятий и их работников, а также, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, личных подсобных хозяйств населения, развитие несельскохозяйственного бизнеса на селе и социальной инфраструктуры села, развитие микрокредитования. Важным условием повышения эффективности сельскохозяйственного производства является антимонопольное регулирование, создание и поддерживание конкурентной среды в отрасли, содействие формированию, в первую очередь, инфраструктуры рынка, а также и самой системы рыночных отношений именно в сфере сельского хозяйства (создание новых структур и схем управления, внедрение новых технологий на всех этапах и уровнях производства и управления, создание профессиональных объединений производителей, переработчиков и сбытовиков).

Также нами сделан вывод, что без формирования конкурентной среды в регионе невозможно решить поставленные задачи по экономическому развитию территории. Для формирования конкурентной среды в регионе автор видит необходимым развитие глобальной рыночной инфраструктуры, в том числе банковского сектора. К необходимым элементам рыночной инфраструктуры, применительно к углу зрения, под которым рассматривается этот аспект в данном исследовании, автор относит также развитие сети бизнес-инкубаторов, лизинговых компаний, консалтинговых центров, которые, в свою очередь, будут непосредственно способствовать активизации экономической активности в регионе.

Информация о работе Анализ российского и зарубежного опыта решения проблем безработицы