Анализ российского рынка пассажирских маршрутных внутригородских перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Данный дипломный проект состоит из 3 разделов. В первом разделе рассматриваются основные теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Рассмотрена нормативно правовая база, и рычаги государственного регулирования транспортной сферы страны. Вторая глава дипломного проекта содержит подробный анализ рынка транспортных услуг, рынка пассажирских перевозок. На основе приведенного во второй главе анализа, сделан глубокий вывод о том, что современная транспортная структура города Иркутска нуждается в совершенствовании. Недостаточная развитость рынка транспортных услуг города тормозит развитие этой сферы, а так же не обеспечивает в полной мере местное население транспортом. В третьей главе представлен проект совершенствования городской транспортной системы г. Иркутска

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 783.00 Кб (Скачать файл)

- минимальную и (или)  максимальную вместимость транспортных  средств, интервалы движения транспортных  средств (в случае если это  обусловлено ограниченной пропускной  способностью объектов транспортной инфраструктуры);

- минимальный объем  транспортных услуг, обусловленный  спросом на регулярные перевозки;

- время начала и  окончания движения на маршруте  регулярного сообщения;

- тарифы на перевозку  пассажиров и багажа, а также  на провоз ручной клади (для  регулярных перевозок транспортом общего пользования);

- преимущества по тарифам  на перевозку пассажиров и  багажа, а также на провоз ручной  клади для отдельных категорий  граждан (для регулярных перевозок  транспортом общего пользования);

- требования по оснащению транспортных средств оборудованием, предназначенным для обеспечения контроля за выполнением условий договора об организации регулярных перевозок. Установление указанных требований не должно приводить к сокращению объемов предложения транспортных услуг.

Не допускается выставлять требования о долгосрочной аренде технической  базы и о наличии транспортных средств не позднее определенного  года выпуска.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган  местного самоуправления вправе установить ограничения по вместимости или интервалам движения транспортных средств на вновь открываемом или измененном маршруте регулярного сообщения в случае, если это обусловлено ограниченной пропускной способностью объектов транспортной инфраструктуры.

Победитель конкурса должен определяться с учетом:

- предлагаемой участником  конкурса стоимости транспортного  обслуживания или запрашиваемой  суммой субсидий - в случае проведения  конкурсов на право заключения  договора об организации регулярных  перевозок транспортом общего пользования;

- предлагаемых участником  конкурса тарифов и преимуществ  по тарифам для отдельных категорий  граждан - в случае проведения  конкурсов на право заключения  договора об организации специальных,  регулярных перевозок;

- наличия нарушений  требований по обеспечению безопасности дорожного движения, установленных законодательством Российской Федерации;

- экологических показателей  транспортных средств, их внешнего  вида и состояния салонов, наличия  удобств пользования для отдельных  категорий граждан (лиц с ограниченной подвижностью, лиц преклонного возраста, пассажиров с детскими колясками и т.п.).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган  местного самоуправления могут с  учетом необходимых объемов транспортных услуг и ограничений, налагаемых пропускной способностью транспортной инфраструктуры, признать победителями конкурса как одного, так и нескольких перевозчиков.

В целях недопущения  монополизации рынков пассажирских перевозок не допускается в городах  и иных населенных пунктах с населением более пятидесяти тысяч человек предоставлять одному перевозчику или нескольким перевозчикам, образующим группу лиц предоставлять право обслуживания более 65 процентов маршрутов за исключением случаев, когда количество участников конкурса не позволяет обеспечить выполнение данного требования. Проект Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», направлен на обеспечение формирования четкой правовой базы, сбалансированной системы регулирования, создания конкурентной среды, привлечения частных инвестиций и ограниченной государственной поддержки, обеспечения прозрачности финансовых потоков при успешной реализации реформы пассажирского транспорта субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

 

2.3 Анализ состояния пассажирских перевозок Иркутска и Иркутской области

 

Экономические преобразования всех отраслей экономики в полной мере затронули и пассажирский транспорт в Иркутской области. На его состоянии особенно отразились изменение тарифной, кредитной и налоговой политики, рост цен на энергоносители, несвоевременное обновление парка подвижного состава, а также усиление влияния на данный рынок услуг индивидуальных перевозчиков, рост количества личного транспорта и другие причины. В результате воздействия этих факторов объемы перевозок пассажиров снизились, ухудшились экологические и технические характеристики автобусов, задействованных на обслуживании маршрутной сети. Организации общественного транспорта, участвующие в обслуживании пассажиров, являются убыточными.

Ежедневно в Иркутской области муниципальным транспортом перевозится: автобусами более 668,0 тыс. пассажиров, наземным электротранспортом - 585,0 тыс. Протяженность городских автобусных маршрутов составляет 1 987,0 км, наземного электротранспорта - 810,0 км.

Наиболее убыточными являются перевозки пассажиров по социально  значимым городским и пригородным маршрутам.

Проведенный анализ состояния  пассажирских перевозок показал, что  основными причинами, сдерживающими  развитие перевозок пассажиров, являются:

  • превышение затрат на перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах над доходами, полученными от их обслуживания;
  • действующий порядок предоставления администрацией Иркутской области льгот населению при пользовании пассажирским транспортом общего пользования. В настоящее время в Иркутской области льготы на проезд имеют 211,1 тыс. чел.;
    • несовершенство тарифной политики;
    • высокая степень износа подвижного состава;
    • несовершенство системы контроля за выполнением автомобильных перевозок пассажиров и низкий уровень штрафных санкций за безбилетный проезд.

Бюджетные средства для МУПов Иркутской области в 2009 году выделены в сумме 47 964,1 млн. руб., в том числе субсидия на возмещение разницы в тарифе составила 24 064,1 млн. руб., транспортный сбор на капитальный и восстановительный ремонты подвижного состава - 3 900,0 млн. руб.

В разрезе видов транспорта транспортный сбор на восстановление за 2009 распределился следующим образом:

  • автобусы - 27 333,2 млн. руб. или 71,6 %,
  • наземный электротранспорт - 22 968,8 млн. руб. или 38,4 %,

Требования к пассажирским автомобильным транспортным средствам, условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, права, обязанности и ответственность автомобильных перевозчиков и общие требования к технологии работы пассажирских терминалов установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров в Иркутской области, утвержденными постановлением Министерства транспорта.

В договорах об организации  перевозок пассажиров между оператором и перевозчиком устанавливаются  требования к техническому и санитарному  состоянию транспортного средства, выполнению графика движения, обеспечению проездными билетами пассажиров и ответственность за их нарушение. Однако эти взаимоотношения требует дальнейшего совершенствования. Для полного обзора ситуации на рынке пассажирских перевозок Иркутской области, проведем анализ производственно-хозяйственной деятельности коммунального пассажирского транспорта, результаты которого представлены в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3

Объем транспортной работы, выполняемый муниципальным пассажирским транспортом Иркутской области, пассажиров

Вид транспорта

Годы 

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

Автобус

5 663,60

5 927,00

6 102,70

6 508,90

6 857,60

Троллейбус 

4 421,70

4 493,40

4 642,10

4 752,70

4 864,90

Трамвай

849,1

893,1

862,7

894,5

878,5

Итого :

10 934,40

11 313,50

11 607,50

12 156,10

12 601,00


 

Как показывает таблицы 2.3, самый популярный вид транспорта среди населения Иркутской области – автобусы с каждым годом наращивают свои обороты. Выработка на одну единицу транспорта так же возросла по сравнению с 2005 годом. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4

Выработка на одну подвижную единицу транспорта

Вид транспорта

Ед. изм.

Годы 

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Автобус :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка на 1 ед. подв. состава 

км 

53579

54960

56233

57015

56861

Выработка на 1 ед. подв. состава 

час

3096

3280

3386

3426

3451

Троллейбус :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка на 1 ед. подв. состава 

км 

50543

50266

50954

50892

52130

Выработка на 1 ед. подв. состава 

час

3062

3032

3082

3091

3191

Трамвай :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка на 1 ед. подв. состава 

км 

49497

48172

47216

50171

46901

Выработка на 1 ед. подв. состава 

час

3341

3225

3212

3363

3153


 

Как показывают данные, приведенные  в таблице 2.4, выработка на каждый вид муниципального транспорта растет с каждым годом. Это говорит о положительной тенденции развития данной сферы в деятельности муниципалитетов. Однако темпы роста значительно отстают от средних по России, и многих других регионов. Начиная с 2002 г., на фоне увеличения объёмов выполняемой транспортной работы муниципальным пассажирским транспортом, наметилась тенденция снижения количества перевезённых пассажиров наземным транспортом. Однако, следует отметить, что в 2008 г. темпы сокращения перевозок снизились. Так в 4 квартале 2008 г. объем перевозок в городском и пригородном сообщении практически достиг уровня 4 квартала 2007г. Об этом свидетельствуют официальные статистические данные департамента по транспорту Иркутской области, приведенные в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5

Объемы перевозок муниципальным пассажирским транспортом Иркутской области за 2002-2008 гг., тыс. пассажиров

Виды транспорта

2002г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

1

2

3

4

5

6

Автобус

319,9

289,6

276,1

260,9

244,2

Троллейбус

302,1

258,7

228,4

200,5

181,1

Трамвай

59,4

45,1

39,6

34,6

32,1

Всего городского транспорта

681,4

593,4

544,1

496

457,4

Пригородные

21,1

19

17,9

18,1

17,5

Итого :

702,5

612,4

562

514,1

474,9


 

Основными причинами снижения пассажироперевозок муниципальным транспортом являются растущая автомобилизация населения и перераспределение транспортной работы между общественным транспортом МУПов и ежегодный динамичный рост числа частных извозчиков. Кроме того, проведенные нами исследования показали, что практически все МУПы Иркутской области являются на сегодняшний день убыточными. Об этом свидетельствуют расчеты, приведенные в таблице 2.6. Так же проведенные нами исследования показали, что с каждым годом объем убытков снижается, но темпы снижения очень низкие. Происходит это главным образом за счет перевозки большого числа пассажиров – льготников. По официальным статистическим данным – доля льготников среди общего числа пассажиров составляет в среднем по Иркутской области – 65%

Информация о работе Анализ российского рынка пассажирских маршрутных внутригородских перевозок