Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа
Данный дипломный проект состоит из 3 разделов. В первом разделе рассматриваются основные теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Рассмотрена нормативно правовая база, и рычаги государственного регулирования транспортной сферы страны. Вторая глава дипломного проекта содержит подробный анализ рынка транспортных услуг, рынка пассажирских перевозок. На основе приведенного во второй главе анализа, сделан глубокий вывод о том, что современная транспортная структура города Иркутска нуждается в совершенствовании. Недостаточная развитость рынка транспортных услуг города тормозит развитие этой сферы, а так же не обеспечивает в полной мере местное население транспортом. В третьей главе представлен проект совершенствования городской транспортной системы г. Иркутска
- минимальную и (или)
максимальную вместимость
- минимальный объем
транспортных услуг,
- время начала и
окончания движения на
- тарифы на перевозку пассажиров и багажа, а также на провоз ручной клади (для регулярных перевозок транспортом общего пользования);
- преимущества по тарифам
на перевозку пассажиров и
багажа, а также на провоз ручной
клади для отдельных категорий
граждан (для регулярных
- требования по оснащению транспортных средств оборудованием, предназначенным для обеспечения контроля за выполнением условий договора об организации регулярных перевозок. Установление указанных требований не должно приводить к сокращению объемов предложения транспортных услуг.
Не допускается выставлять требования о долгосрочной аренде технической базы и о наличии транспортных средств не позднее определенного года выпуска.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе установить ограничения по вместимости или интервалам движения транспортных средств на вновь открываемом или измененном маршруте регулярного сообщения в случае, если это обусловлено ограниченной пропускной способностью объектов транспортной инфраструктуры.
Победитель конкурса должен определяться с учетом:
- предлагаемой участником
конкурса стоимости
- предлагаемых участником
конкурса тарифов и
- наличия нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения, установленных законодательством Российской Федерации;
- экологических показателей
транспортных средств, их
Орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, орган
местного самоуправления могут с
учетом необходимых объемов
В целях недопущения монополизации рынков пассажирских перевозок не допускается в городах и иных населенных пунктах с населением более пятидесяти тысяч человек предоставлять одному перевозчику или нескольким перевозчикам, образующим группу лиц предоставлять право обслуживания более 65 процентов маршрутов за исключением случаев, когда количество участников конкурса не позволяет обеспечить выполнение данного требования. Проект Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», направлен на обеспечение формирования четкой правовой базы, сбалансированной системы регулирования, создания конкурентной среды, привлечения частных инвестиций и ограниченной государственной поддержки, обеспечения прозрачности финансовых потоков при успешной реализации реформы пассажирского транспорта субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2.3 Анализ состояния пассажирских перевозок Иркутска и Иркутской области
Экономические преобразования всех отраслей экономики в полной мере затронули и пассажирский транспорт в Иркутской области. На его состоянии особенно отразились изменение тарифной, кредитной и налоговой политики, рост цен на энергоносители, несвоевременное обновление парка подвижного состава, а также усиление влияния на данный рынок услуг индивидуальных перевозчиков, рост количества личного транспорта и другие причины. В результате воздействия этих факторов объемы перевозок пассажиров снизились, ухудшились экологические и технические характеристики автобусов, задействованных на обслуживании маршрутной сети. Организации общественного транспорта, участвующие в обслуживании пассажиров, являются убыточными.
Ежедневно в Иркутской области муниципальным транспортом перевозится: автобусами более 668,0 тыс. пассажиров, наземным электротранспортом - 585,0 тыс. Протяженность городских автобусных маршрутов составляет 1 987,0 км, наземного электротранспорта - 810,0 км.
Наиболее убыточными
являются перевозки пассажиров по социально
значимым городским и пригородным маршру
Проведенный анализ состояния пассажирских перевозок показал, что основными причинами, сдерживающими развитие перевозок пассажиров, являются:
Бюджетные средства для МУПов Иркутской области в 2009 году выделены в сумме 47 964,1 млн. руб., в том числе субсидия на возмещение разницы в тарифе составила 24 064,1 млн. руб., транспортный сбор на капитальный и восстановительный ремонты подвижного состава - 3 900,0 млн. руб.
В разрезе видов транспорта транспортный сбор на восстановление за 2009 распределился следующим образом:
Требования к пассажирским автомобильным транспортным средствам, условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, права, обязанности и ответственность автомобильных перевозчиков и общие требования к технологии работы пассажирских терминалов установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров в Иркутской области, утвержденными постановлением Министерства транспорта.
В договорах об организации
перевозок пассажиров между оператором
и перевозчиком устанавливаются
требования к техническому и санитарному
состоянию транспортного
Таблица 2.3
Объем транспортной работы, выполняемый муниципальным пассажирским транспортом Иркутской области, пассажиров
Вид транспорта |
Годы | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Автобус |
5 663,60 |
5 927,00 |
6 102,70 |
6 508,90 |
6 857,60 |
Троллейбус |
4 421,70 |
4 493,40 |
4 642,10 |
4 752,70 |
4 864,90 |
Трамвай |
849,1 |
893,1 |
862,7 |
894,5 |
878,5 |
Итого : |
10 934,40 |
11 313,50 |
11 607,50 |
12 156,10 |
12 601,00 |
Как показывает таблицы 2.3, самый популярный вид транспорта среди населения Иркутской области – автобусы с каждым годом наращивают свои обороты. Выработка на одну единицу транспорта так же возросла по сравнению с 2005 годом. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Выработка на одну подвижную единицу транспорта
Вид транспорта |
Ед. изм. |
Годы | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Автобус : |
|
|
|
|
|
|
Выработка на 1 ед. подв. состава |
км |
53579 |
54960 |
56233 |
57015 |
56861 |
Выработка на 1 ед. подв. состава |
час |
3096 |
3280 |
3386 |
3426 |
3451 |
Троллейбус : |
|
|
|
|
|
|
Выработка на 1 ед. подв. состава |
км |
50543 |
50266 |
50954 |
50892 |
52130 |
Выработка на 1 ед. подв. состава |
час |
3062 |
3032 |
3082 |
3091 |
3191 |
Трамвай : |
|
|
|
|
|
|
Выработка на 1 ед. подв. состава |
км |
49497 |
48172 |
47216 |
50171 |
46901 |
Выработка на 1 ед. подв. состава |
час |
3341 |
3225 |
3212 |
3363 |
3153 |
Как показывают данные, приведенные в таблице 2.4, выработка на каждый вид муниципального транспорта растет с каждым годом. Это говорит о положительной тенденции развития данной сферы в деятельности муниципалитетов. Однако темпы роста значительно отстают от средних по России, и многих других регионов. Начиная с 2002 г., на фоне увеличения объёмов выполняемой транспортной работы муниципальным пассажирским транспортом, наметилась тенденция снижения количества перевезённых пассажиров наземным транспортом. Однако, следует отметить, что в 2008 г. темпы сокращения перевозок снизились. Так в 4 квартале 2008 г. объем перевозок в городском и пригородном сообщении практически достиг уровня 4 квартала 2007г. Об этом свидетельствуют официальные статистические данные департамента по транспорту Иркутской области, приведенные в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Объемы перевозок муниципальным пассажирским транспортом Иркутской области за 2002-2008 гг., тыс. пассажиров
Виды транспорта |
2002г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Автобус |
319,9 |
289,6 |
276,1 |
260,9 |
244,2 |
Троллейбус |
302,1 |
258,7 |
228,4 |
200,5 |
181,1 |
Трамвай |
59,4 |
45,1 |
39,6 |
34,6 |
32,1 |
Всего городского транспорта |
681,4 |
593,4 |
544,1 |
496 |
457,4 |
Пригородные |
21,1 |
19 |
17,9 |
18,1 |
17,5 |
Итого : |
702,5 |
612,4 |
562 |
514,1 |
474,9 |
Основными причинами снижения пассажироперевозок муниципальным транспортом являются растущая автомобилизация населения и перераспределение транспортной работы между общественным транспортом МУПов и ежегодный динамичный рост числа частных извозчиков. Кроме того, проведенные нами исследования показали, что практически все МУПы Иркутской области являются на сегодняшний день убыточными. Об этом свидетельствуют расчеты, приведенные в таблице 2.6. Так же проведенные нами исследования показали, что с каждым годом объем убытков снижается, но темпы снижения очень низкие. Происходит это главным образом за счет перевозки большого числа пассажиров – льготников. По официальным статистическим данным – доля льготников среди общего числа пассажиров составляет в среднем по Иркутской области – 65%
Информация о работе Анализ российского рынка пассажирских маршрутных внутригородских перевозок