Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа
Данный дипломный проект состоит из 3 разделов. В первом разделе рассматриваются основные теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Рассмотрена нормативно правовая база, и рычаги государственного регулирования транспортной сферы страны. Вторая глава дипломного проекта содержит подробный анализ рынка транспортных услуг, рынка пассажирских перевозок. На основе приведенного во второй главе анализа, сделан глубокий вывод о том, что современная транспортная структура города Иркутска нуждается в совершенствовании. Недостаточная развитость рынка транспортных услуг города тормозит развитие этой сферы, а так же не обеспечивает в полной мере местное население транспортом. В третьей главе представлен проект совершенствования городской транспортной системы г. Иркутска
Таблица 2.6
Окупаемость услуг по перевозке пассажиров муниципальным транспортом Иркутской области
Ед.изм. |
Годы | |||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Автобус (город) |
||||||
Доходы за вычетом налогов |
млн.руб. |
20235,3 |
28760,8 |
37320,6 |
46131,4 |
51488,1 |
Эксплуатационные расходы |
млн.руб. |
56743,2 |
84936,9 |
113819,1 |
141925,5 |
175519,7 |
Окупаемость |
% |
-35,7 |
-33,9 |
-32,8 |
-32,5 |
-29,3 |
Троллейбус (город) |
||||||
Доходы за вычетом налогов |
млн.руб. |
15118,2 |
20349,6 |
24611,3 |
28808,9 |
32330,4 |
Эксплуатационные расходы |
млн.руб. |
40455,2 |
54010,6 |
72412,1 |
90114,7 |
109128,6 |
Окупаемость |
% |
-37,3 |
-37,7 |
-34 |
-32 |
-29,6 |
Трамвай (город) |
||||||
Доходы за вычетом налогов |
млн.руб. |
1679,6 |
2464,7 |
2935,4 |
3504,4 |
4175,1 |
Эксплуатационные расходы |
млн.руб. |
8746,5 |
11374,2 |
15132,1 |
18526,6 |
22099,8 |
Окупаемость |
% |
-19,2 |
-21,7 |
-19,4 |
-18,9 |
-18,9 |
Всего по городам |
||||||
Доходы за вычетом налогов |
млн.руб. |
37033,1 |
51575,1 |
64867,3 |
78444,7 |
87993,6 |
Эксплуатационные расходы |
млн.руб. |
80607,9 |
116660,7 |
153562,5 |
189261 |
229949,9 |
Окупаемость |
% |
-40,3 |
-40,7 |
-38,7 |
-38,3 |
-36,9 |
Пригород, межгород |
||||||
Доходы за вычетом налогов |
млн.руб. |
4096,6 |
5733,6 |
8142,8 |
9293,6 |
9952,3 |
Эксплуатационные расходы |
млн.руб. |
10913 |
14990,3 |
19582,6 |
24063,5 |
28141,3 |
Окупаемость |
% |
-37,5 |
-38,2 |
-41,6 |
-38,6 |
-35,4 |
ИТОГО: |
||||||
Доходы за вычетом налогов |
млн.руб. |
41129,7 |
57308,7 |
73010,1 |
87738,3 |
97945,9 |
Эксплуатационные расходы |
млн.руб. |
91520,9 |
131651 |
173145,1 |
213324,5 |
258091,2 |
Окупаемость |
% |
-40,1 |
-40,6 |
-38,9 |
-38,4 |
-36,8 |
Основные причины сложившейся ситуации были нами выявлены в результате анализа проведенных исследований и опросов, результаты которых изложены далее. Предварительный анализ анкетирования перевозчиков городского и пригородного пассажирского транспорта, проведенного центральным аппаратом и управлениями ФАС России показал, что на каждом маршруте или параллельных участках маршрутов конкурирует от 2 до 10 независимых перевозчиков, т.е. в среднем на каждой улице конкурируют 5 независимых перевозчиков. Многие (в основном - частные) перевозчики считают, что конкуренция нужна. Частные перевозчики считают, что конкуренция нужна как фактор повышения качества услуг (сокращения интервалов движения) и сдерживания роста тарифов. Примерно половина муниципальных перевозчиков возражает против конкуренции на маршрутах, обслуживаемых муниципальным транспортом в том виде, как она происходит в настоящее время, т.е. в неравных условиях.
В большинстве городов Иркутской области (примерно две трети) введено местными органами власти регулирование тарифов для частных перевозчиков. 90% частных и муниципальных перевозчиков считает, что регулирование тарифов не является необходимым, ограничивает конкуренцию и противоречит Федеральному закону №122-ФЗ (О монетизации льгот). Остальные 10% перевозчиков считают, что следует устанавливать верхний предел тарифа, когда перевозчики работают по заниженным тарифам относительно официально установленных.
В подавляющем большинстве городов Иркутской области существуют ограничения доступа перевозчиков на пассажирский маршрут и ограничения количества транспортных средств на пассажирском маршруте в виде конкурсов на право работы на маршруте, навязанных договоров, несогласований и неутверждений маршрутов. На пригородных и междугородных маршрутах ограничений меньше. Качество обслуживания населения при ограничении доступа маршрутным такси на городские маршруты не улучшится. Улучшится только при наличии конкуренции и приватизации государственного и муниципального пассажирского транспорта.
Частные перевозчики считают, что конкурсы должны проводиться только на муниципальный заказ на нерентабельные перевозки: удаленные маршруты, рейсы в позднее время, перевозки льготников, школьников и инвалидов. Предметом конкурса должны быть муниципальные заказы с дотациями, компенсирующими убытки данных перевозок, и что не нужны конкурсы на право доступа к работе на маршруте, предметом которых является ограничение количества перевозчиков и транспортных средств. Муниципальная власть не имеет права считать своей собственностью «маршрут» с правом передачи в монопольное пользование (в аренду) какому-либо перевозчику.
Часть муниципальных перевозчиков считает, что нужны конкурсы, ограничивающие свободный доступ на муниципальные маршруты.
Частные перевозчики
считают, что процедуры открытия
новых маршрутов и
Местная администрация иногда навязывает договоры на финансирование содержания дорог, остановочных павильонов, осветительных сооружений и другой транспортной инфраструктуры. 100% перевозчиков считают, что содержание остановочных павильонов, развязок, отстойников и другой транспортной инфраструктуры является обязанностью муниципалитета, а не перевозчика, хотя некоторые перевозчики согласны инвестировать в инфраструктуру. Почти все перевозчики сталкиваются с фактами предоставления необоснованных льгот отдельным перевозчикам, ущемлением интересов, неравными условиями конкуренции, причем в основном в пользу государственного и муниципального транспорта. Средний уровень рентабельности частных перевозчиков 5-50%, государственных - от минус 60% до плюс 5%, доля горюче-смазочных материалов в издержках -35%-70%. У муниципальных перевозчиков затраты выше на 50%, чем у частников. 90% перевозчиков считает, что приватизация муниципальных предприятий необходима (но не в одни руки) и откроет путь для честной конкуренции перевозчиков. При приватизации следует выделять ремонтные и сервисные подразделения для обеспечения обслуживания частных перевозчиков. Большинство перевозчиков имеет лицензии, считает, что можно обеспечить безопасность без лицензирования за счет улучшения работы ГИБДД и ужесточения экономических (штрафных) мер к нарушителям правил дорожного движения. Больше половины перевозчиков считают, что организацию и контроль над пассажирскими перевозками целесообразно передать некоммерческим общественным ассоциациям и объединениям самих перевозчиков. Населением востребованы минимальные интервалы движения при низком тарифе. Таким условиям отвечают маршрутные газели. Конкуренция и свободный доступ на маршруты все расставят транспортные средства на свои места. Две трети перевозчиков считают, что автовокзалы категорически нельзя допускать к перевозкам пассажиров, так как это приведет к вытеснению ими перевозчиков и монополизации особо рентабельных маршрутов и рейсов в часы пик. В судебных и других конфликтных разбирательствах относительно неправомерности конкурсов на право работы на маршруте и других ограничений в доступе на маршруты, дискриминации и ущемлении интересов участвовал каждый десятый перевозчик. Суды решали, в два раза чаще в пользу перевозчиков, но «чайной ложкой» море произвола не вычерпаешь.
Итоги проведенного обзора
современного состояния российского
рынка услуг пассажирского
• ежедневно услугами городских автобусов в России пользуется более 351 тыс. человек, среди них 61% составляют пассажиры, пользующиеся льготным проездом;
• в 2009 году объем рынка средних автобусов в России составил 300 млн. долларов США;
• в настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-пассажирские услуги;
• распределение транспортных компаний по регионам Росси выглядит следующим образом: около 30% компаний расположены в Центральном ФО, 28% - в Приволжском ФО, 18% - в Уральском ФО и 10% - в Северо-Западном ФО;
• на российском рынке международных перевозок 17% отдано зарубежным компаниям, которые выступают посредниками между Россией и Европой, наиболее значительную долю занимают белорусские компании, за которыми следуют перевозчики из Польши, Литвы, Латвии;
• объем российского рынка частных автоперевозок составляет ежегодно 2-2,5 млрд. долларов США (на Москву приходится 250-270 млн. долларов США);
• ежедневно в Иркутской области муниципальным транспортом перевозится: автобусами более 668,0 тыс. пассажиров, наземным электротранспортом - 585,0 тыс. Протяженность городских автобусных маршрутов составляет 1 987,0 км, наземного электротранспорта - 810,0 км;
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ГОРОДА ИРКУСКА
3.1 Обоснование
необходимости предлагаемого
В данном разделе проводится
анализ факторов внешней и внутренней
среды общественного
Первая ступень ПЭСТ - анализа - идентификация основных внешних факторов, воздействующих на систему общественного пассажирского транспорта муниципального образования. В таблице 3.1 представлены факторы макроокружения, воздействующих на систему общественного пассажирского транспорта.
Политико-правовыми факторами, воздействующими на систему общественного пассажирского транспорта, являются транспортная политика РФ, государственная бюджетно-налоговая политика, транспортное законодательство, антимонопольное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. В таблице 3.1 представлены факторы макроокружения, воздействующих на систему общественного пассажирского транспорта.
Таблица 3.1
ПЭСТ - анализ факторов внешней среды, воздействующих на систему городского пассажирского транспорта общего пользования
Политические/правовые факторы |
Экономические факторы |
|
|
Социокультурные факторы |
Технологические факторы |
|
Информация о работе Анализ российского рынка пассажирских маршрутных внутригородских перевозок