Анализ российского рынка пассажирских маршрутных внутригородских перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Данный дипломный проект состоит из 3 разделов. В первом разделе рассматриваются основные теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Рассмотрена нормативно правовая база, и рычаги государственного регулирования транспортной сферы страны. Вторая глава дипломного проекта содержит подробный анализ рынка транспортных услуг, рынка пассажирских перевозок. На основе приведенного во второй главе анализа, сделан глубокий вывод о том, что современная транспортная структура города Иркутска нуждается в совершенствовании. Недостаточная развитость рынка транспортных услуг города тормозит развитие этой сферы, а так же не обеспечивает в полной мере местное население транспортом. В третьей главе представлен проект совершенствования городской транспортной системы г. Иркутска

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 783.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.6

Окупаемость услуг по перевозке пассажиров муниципальным транспортом Иркутской области

 

Ед.изм.

Годы 

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Автобус (город)

           

Доходы за вычетом  налогов

млн.руб.

20235,3

28760,8

37320,6

46131,4

51488,1

Эксплуатационные расходы 

млн.руб.

56743,2

84936,9

113819,1

141925,5

175519,7

Окупаемость

%

-35,7

-33,9

-32,8

-32,5

-29,3

Троллейбус (город)

           

Доходы за вычетом  налогов

млн.руб.

15118,2

20349,6

24611,3

28808,9

32330,4

Эксплуатационные расходы 

млн.руб.

40455,2

54010,6

72412,1

90114,7

109128,6

Окупаемость

%

-37,3

-37,7

-34

-32

-29,6

Трамвай (город)

           

Доходы за вычетом  налогов

млн.руб.

1679,6

2464,7

2935,4

3504,4

4175,1

Эксплуатационные расходы 

млн.руб.

8746,5

11374,2

15132,1

18526,6

22099,8

Окупаемость

%

-19,2

-21,7

-19,4

-18,9

-18,9

Всего по городам

           

Доходы за вычетом налогов

млн.руб.

37033,1

51575,1

64867,3

78444,7

87993,6

Эксплуатационные расходы 

млн.руб.

80607,9

116660,7

153562,5

189261

229949,9

Окупаемость

%

-40,3

-40,7

-38,7

-38,3

-36,9

Пригород, межгород

           

Доходы за вычетом  налогов

млн.руб.

4096,6

5733,6

8142,8

9293,6

9952,3

Эксплуатационные расходы 

млн.руб.

10913

14990,3

19582,6

24063,5

28141,3

Окупаемость

%

-37,5

-38,2

-41,6

-38,6

-35,4

ИТОГО:

           

Доходы за вычетом  налогов

млн.руб.

41129,7

57308,7

73010,1

87738,3

97945,9

Эксплуатационные расходы 

млн.руб.

91520,9

131651

173145,1

213324,5

258091,2

Окупаемость

%

-40,1

-40,6

-38,9

-38,4

-36,8


 

 

Основные причины сложившейся ситуации были нами выявлены в результате анализа проведенных исследований и опросов, результаты которых изложены далее. Предварительный анализ анкетирования перевозчиков городского и пригородного пассажирского транспорта, проведенного центральным аппаратом и управлениями ФАС России показал, что на каждом маршруте или параллельных участках маршрутов конкурирует от 2 до 10 независимых перевозчиков, т.е. в среднем на каждой улице конкурируют 5 независимых перевозчиков. Многие (в основном - частные) перевозчики считают, что конкуренция нужна. Частные перевозчики считают, что конкуренция нужна как фактор повышения качества услуг (сокращения интервалов движения) и сдерживания роста тарифов. Примерно половина муниципальных перевозчиков возражает против конкуренции на маршрутах, обслуживаемых муниципальным транспортом в том виде, как она происходит в настоящее время, т.е. в неравных условиях.

В большинстве городов Иркутской области (примерно две трети) введено местными органами власти регулирование тарифов для частных перевозчиков. 90% частных и муниципальных перевозчиков считает, что регулирование тарифов не является необходимым, ограничивает конкуренцию и противоречит Федеральному закону №122-ФЗ (О монетизации льгот). Остальные 10% перевозчиков считают, что следует устанавливать верхний предел тарифа, когда перевозчики работают по заниженным тарифам относительно официально установленных.

В подавляющем большинстве  городов Иркутской области существуют ограничения доступа перевозчиков на пассажирский маршрут и ограничения количества транспортных средств на пассажирском маршруте в виде конкурсов на право работы на маршруте, навязанных договоров, несогласований и неутверждений маршрутов. На пригородных и междугородных маршрутах ограничений меньше. Качество обслуживания населения при ограничении доступа маршрутным такси на городские маршруты не улучшится. Улучшится только при наличии конкуренции и приватизации государственного и муниципального пассажирского транспорта.

Частные перевозчики  считают, что конкурсы должны проводиться  только на муниципальный заказ на нерентабельные перевозки: удаленные  маршруты, рейсы в позднее время, перевозки льготников, школьников и инвалидов. Предметом конкурса должны быть муниципальные заказы с дотациями, компенсирующими убытки данных перевозок, и что не нужны конкурсы на право доступа к работе на маршруте, предметом которых является ограничение количества перевозчиков и транспортных средств. Муниципальная власть не имеет права считать своей собственностью «маршрут» с правом передачи в монопольное пользование (в аренду) какому-либо перевозчику.

Часть муниципальных  перевозчиков считает, что нужны конкурсы, ограничивающие свободный доступ на муниципальные маршруты.

Частные перевозчики  считают, что процедуры открытия новых маршрутов и пересогласования действующих, проведение конкурсов  на право работы на маршруте и т.п. введены в целях вымогательства финансовых средств, передела и монополизации рынка пассажирских перевозок в пользу аффилированных с органами власти перевозчиков (муниципального транспорта, транспортных организаций, возглавляемых родственниками или друзьями и т.п.). Необходим уведомительный характер входа и ухода с маршрутов с жесткими санкциями к нарушителям заявленных расписаний.

Местная администрация  иногда навязывает договоры на финансирование содержания дорог, остановочных павильонов, осветительных сооружений и другой транспортной инфраструктуры. 100% перевозчиков считают, что содержание остановочных павильонов, развязок, отстойников и другой транспортной инфраструктуры является обязанностью муниципалитета, а не перевозчика, хотя некоторые перевозчики согласны инвестировать в инфраструктуру. Почти все перевозчики сталкиваются с фактами предоставления необоснованных льгот отдельным перевозчикам, ущемлением интересов, неравными условиями конкуренции, причем в основном в пользу государственного и муниципального транспорта. Средний уровень рентабельности частных перевозчиков 5-50%, государственных - от минус 60% до плюс 5%, доля горюче-смазочных материалов в издержках -35%-70%. У муниципальных перевозчиков затраты выше на 50%, чем у частников. 90% перевозчиков считает, что приватизация муниципальных предприятий необходима (но не в одни руки) и откроет путь для честной конкуренции перевозчиков. При приватизации следует выделять ремонтные и сервисные подразделения для обеспечения обслуживания частных перевозчиков. Большинство перевозчиков имеет лицензии, считает, что можно обеспечить безопасность без лицензирования за счет улучшения работы ГИБДД и ужесточения экономических (штрафных) мер к нарушителям правил дорожного движения. Больше половины перевозчиков считают, что организацию и контроль над пассажирскими перевозками целесообразно передать некоммерческим общественным ассоциациям и объединениям самих перевозчиков. Населением востребованы минимальные интервалы движения при низком тарифе. Таким условиям отвечают маршрутные газели. Конкуренция и свободный доступ на маршруты все расставят транспортные средства на свои места. Две трети перевозчиков считают, что автовокзалы категорически нельзя допускать к перевозкам пассажиров, так как это приведет к вытеснению ими перевозчиков и монополизации особо рентабельных маршрутов и рейсов в часы пик. В судебных и других конфликтных разбирательствах относительно неправомерности конкурсов на право работы на маршруте и других ограничений в доступе на маршруты, дискриминации и ущемлении интересов участвовал каждый десятый перевозчик. Суды решали, в два раза чаще в пользу перевозчиков, но «чайной ложкой» море произвола не вычерпаешь.

Итоги проведенного обзора современного состояния российского  рынка услуг пассажирского транспорта позволяют сделать основные выводы:

• ежедневно услугами городских автобусов в России пользуется более 351 тыс. человек, среди них 61% составляют пассажиры, пользующиеся льготным проездом;

• в 2009 году объем рынка средних автобусов в России составил 300 млн. долларов США;

• в настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-пассажирские услуги;

• распределение транспортных компаний по регионам Росси выглядит следующим образом: около 30% компаний расположены в Центральном ФО, 28% - в Приволжском ФО, 18% - в Уральском ФО и 10% - в Северо-Западном ФО;

• на российском рынке международных перевозок 17% отдано зарубежным компаниям, которые выступают посредниками между Россией и Европой, наиболее значительную долю занимают белорусские компании, за которыми следуют перевозчики из Польши, Литвы, Латвии;

• объем российского рынка частных автоперевозок составляет ежегодно 2-2,5 млрд. долларов США (на Москву приходится 250-270 млн. долларов США);

• ежедневно в Иркутской области муниципальным транспортом перевозится: автобусами более 668,0 тыс. пассажиров, наземным электротранспортом - 585,0 тыс. Протяженность городских автобусных маршрутов составляет 1 987,0 км, наземного электротранспорта - 810,0 км;

    • наиболее убыточными являются перевозки пассажиров по социально значимым городским и пригородным маршрутам;
    • в подавляющем большинстве городов Иркутской области в частности г. Иркутске существуют ограничения доступа перевозчиков на пассажирский маршрут и ограничения количества транспортных средств на пассажирском маршруте в виде конкурсов на право работы на маршруте, навязанных договоров, несогласований и неутверждений маршрутов;
    • в целом по Иркутской области, а так же в г. Иркутске пассажиры не довольны работой как транспортной системой, так и работой муниципальных транспортных компаний;
    • убыточными являются наибольшая доля всех унитарных транспортных компаний (около 90% от общей численности);
    • транспортные МУПы Иркутской области на протяжении 7 последних лет покрывает лишь 30% затрат на свое содержание;

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК  ГОРОДА ИРКУСКА

 

3.1 Обоснование  необходимости предлагаемого проекта

 

В данном разделе проводится анализ факторов внешней и внутренней среды общественного пассажирского  транспорта муниципального образования город Иркутск на основе использования методов ПЭСТ-анализа, метода составления профиля среды и SWOT-анализа. В результате чего были определены стратегические направления развития общественного пассажирского транспорта. Анализ среды является важнейшим процессом стратегического управления. На основе данных этого анализа определяются стратегические направления развития. Так как среда представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов, то необходимо проведение анализа факторов внешней среды и факторов внутренней среды. Для анализа факторов макроокружения пассажирского транспорта общего пользования муниципального образования (города Иркутска) был использован метод ПЭСТ-анализа, позволяющего изучить политические/правовые, экономические, социокультурные, технологические факторы, оказывающие влияние на работу пассажирского транспорта общего пользования.

Первая ступень ПЭСТ - анализа - идентификация основных внешних факторов, воздействующих на систему общественного пассажирского транспорта муниципального образования. В таблице 3.1 представлены факторы макроокружения, воздействующих на систему общественного пассажирского транспорта.

Политико-правовыми факторами, воздействующими на систему общественного пассажирского транспорта, являются транспортная политика РФ, государственная бюджетно-налоговая политика, транспортное законодательство, антимонопольное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. В таблице 3.1 представлены факторы макроокружения, воздействующих на систему общественного пассажирского транспорта.

 

Таблица 3.1

ПЭСТ - анализ факторов внешней  среды, воздействующих на систему городского пассажирского транспорта общего пользования

Политические/правовые факторы

Экономические факторы

  1. Государственная транспортная политика
  2. Государственная фискальная политика
  3. Государственная бюджетная политика
  4. Транспортное законодательство
  5. Антимонопольное законодательство
  6. Законодательство об охране окружающей среды
  7. Законодательство Иркутской области в сфере организации пассажирских перевозок
  8. Муниципальные нормативно - правовые акты администрации г. Иркутска
  1. Уровень инфляции
  2. Цены на энергоресурсы
  3. Валовый региональный продукт
  4. Среднедушевые доходы населения города Иркутска
  5. Уровень безработицы

Социокультурные факторы

Технологические факторы

 

  1. Демографические изменения (естественная убыль населения, увеличение числа пенсионеров и т.д)
  2. Развитие системы ценностей общества (экологические ценностей, духовные ценности и т.д.)
  3. Перемены <span cl

Информация о работе Анализ российского рынка пассажирских маршрутных внутригородских перевозок