Анализ собственного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

В рыночных условиях хозяйствования оценка структуры источников средств проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации.
Внутренний анализ структуры источников имущества связан с оценкой различных вариантов финансирования деятельности предприятия.
Источниками формирования имущества любого предприятия, вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности, служат собственные и заемные средства.

Файлы: 1 файл

Анализ собственного капитала.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение  состава продукции и выполнения плана по отдельным группам позволяет дать разностороннюю оценку эффективности работы предприятия с точки зрения ее соответствия народно-хозяйственным интересам. Этим же путем определяют выполнение плана по ассортименту и факторы, повлиявшие на выполнение плана выпуска и реализации продукции, и измеряют их относительное влияние. Эта часть анализа преследует цель вскрыть резервы увеличения объема выпуска и реализации, использование которых позволит повысить устойчивость финансового положения, так как дополнительно произведенная и реализованная продукция принесет предприятию доходов, в составе которого непременно присутствует прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Исследование внешней среды и возможности формирования стратегических приоритетных направлений развития предприятий

 

Одной из наиболее значительных характеристик текущего трансформационного периода является нестабильность макроэкономической среды в Украине на фоне относительно стабильной политической ситуации, в связи с чем достаточно важным представляется решение вопроса обеспечения устойчивой деятельности отечественных предприятий и защиты их экономических интересов, особенно в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке.

Особенность реальной рыночной среды, в которой приходится функционировать отечественным хозяйствующим субъектам, характеризуется крайней нестабильностью и непредсказуемостью развития событий, недостаточно эффективным экономическим законодательством, отсутствием развитой рыночной инфраструктуры. Эти, а также целый ряд иных экономических, финансовых и социальных факторов, делают крайне затруднительным стабильное функционирование украинских предприятий и препятствуют формированию эффективных рыночных отношений в стране. Для улучшения ситуации необходимо формирование более стабильных и благоприятных условий, обеспечивающих предприятиям достижение определенных ими глобальных целей своего развития, а также поиск более эффективных методов организации и управления в условиях постоянно изменяющихся макроэкономических факторов. Одним из таких условий, на наш взгляд, является формирование стратегического потенциала предприятия, призванного обеспечить эффективную реализацию стратегических приоритетных направлений и задач развития предприятия.

В контексте процесса формирования стратегического потенциала и реализации приоритетных направлений развития предприятия внешняя среда может быть определена как совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на выбор приоритетных направлений развития предприятия и определяет механизм их реализации. В свою очередь, в силу наличия определенных взаимосвязей, внешняя среда является подверженной опосредованному воздействию факторов внутренней среды предприятия.

Анализ внешней среды  является одной из мер упреждающего воздействия и одним из тех инструментов, при помощи которых руководители предприятия контролируют внешние по отношению к предприятию факторы с целью предвидения потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей. Анализ внешней среды позволяет предприятию своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуативные планы развития на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволила бы предприятию достигнуть своих целей, защитить свои экономические интересы, превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности .

В экономической литературе выделяется семь основных сфер внешнего окружения, соответственно которым группируются факторы глобальной внешней среды, исследование которых позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях в развитии внешней среды предприятия:

1. Экономическая среда представляет собой совокупность факторов, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия. Среди основных из них можно выделить следующие:

– темпы инфляции (дефляции):

– налоговые ставки;

– международный платежный  баланс;

– уровень занятости  населения в целом и в отрасли;

– средний уровень  платежеспособности предприятий.

2. Политическая среда и протекающие в ней процессы оказывают непосредственное влияние на производственно-хозяйственную и социально-экономическую деятельность предприятий. Нестабильность политической ситуации в стране может привести к изменению условий хозяйствования предприятий. К числу основных факторов политической среды можно отнести следующие:

– межгосударственные соглашения по тарифам и торговле;

– протекционистская  таможенная политика, направленная против третьих стран;

– нормативные акты местных органов власти и центрального правительства;

– уровень развития правового  регулирования экономики;

– кредитная политика местных властей;

– ограничения на получение  ссуды и наем рабочей силы;

3. Рыночная среда включает многочисленные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы предприятия и его позиции на рынке, в частности такие, как:

– изменение демографических  условий;

– уровень доходов  населения и их распределение;

– жизненные циклы  различных видов товаров и услуг;

– уровень конкуренции  в отрасли;

– доля рынка, занимаемая предприятием;

– емкость рынка или  защищенность его правительством.

4. Технологическая внешняя среда требует от субъектов хозяйствования проведения непрерывного анализа, с целью своевременного мониторинга изменений, которые могут представлять собой угрозу самому существованию предприятия, поскольку вариативность именно технологической внешней среды способна поставить предприятие в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, применения вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменениях в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.

5. Конкурентная внешняя среда требует постоянного контроля со стороны руководства предприятия за действиями конкурентов.

Суть анализа можно свести к поиску ответов на вопросы о целях конкурентов, направлениях их текущего развития и потенциальных возможностях. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

– анализ будущих целей  конкурентов;

– оценка их текущей стратегии;

– оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;

– изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Контроль деятельности конкурентов необходим для своевременного реагирования предприятия на потенциальные угрозы.

6. Социальная внешняя среда предполагает наличие таких факторов как изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. С условиях экономической нестабильности именно факторы социальной среды наиболее подвержены нестабильности и способны генерировать проблемы, представляющие большую угрозу для предприятия. С целью ограничения их негативного влияния предприятие необходимо рассматривать прежде всего как социальную систему, развитие которой должно проистекать в соответствии с изменениями внешней среды.

7. Международная внешняя среда включает группу факторов, анализ которых приобрел важное значение для отечественных предприятий после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Разрабатывая стратегию выхода на внешний рынок, необходим постоянный контроль за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. При этом особого внимания заслуживает политика правительств стран-партнеров, направленная на защиту или расширение национального рынка в целом или его отдельных отраслей. С учетом всей совокупности факторов внешней среды стратегия предприятия может быть направлена на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, укрепление внутреннего рынка или на расширение международной активности.

Задача формирования стратегического  потенциала и приоритетных направлений в развитии предприятия не решается без детального исследования влияния внешних и внутренних факторов на его деятельность в условиях рынка. При этом внешняя среда предприятия представляет собой совокупность экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внутренняя среда предприятия определяется условиями и объектами, имеющими непосредственное отношение к системе управления предприятием.

Внешняя среда предприятия  выступает как нечто заданное, среди основных составляющих которого выделяют следующие: потребители; поставщики; рынок капитала; рынок рабочей силы; государство (общество); конкурирующие фирмы; уровень технологического развития отрасли, в которой действует предприятие; общая экономическая обстановка; политическая обстановка в мире и регионе.

При этом составляющие внутренней среды предприятия характеризуются  наличием определенной зависимости от факторов внешней среды, определяющей степень их дальнейшего взаимодействия. Структурная перестройка экономики на уровне государства предполагает адекватную реакцию предприятий на происходящие изменения.

При этом возникает необходимость  разработки механизма адекватного  реагирования на состояние и изменения факторов внешней среды.

Процесс разработки методов реагирования предприятия возможен только на основании  детального исследования влияния внешних факторов на деятельность предприятий региона в условиях неопределенности. При этом региональная внешняя среда предприятия должна быть определена как совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему управления предприятием, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведенческих реакций этой системы.

С точки зрения формирования стратегического  потенциала и приоритетных направлений развития предприятий и непосредственного влияния факторов региональной внешней среды на этот процесс представляется целесообразным ее определение как глобальной и локальной среды воздействия.

Под глобальной внешней средой следует понимать среду непосредственного воздействия на деятельность предприятия и формирование приоритетных направлений его стратегического развития. При этом исключается возможность обратного влияния деятельности предприятия на состояние факторов глобальной среды. Глобальная внешняя среда включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Сферой прямого влияния  на формирование стратегических приоритетных направлений развития предприятия  является локальная внешняя среда, представляющая собой совокупность факторов, взаимосвязанных с деятельностью предприятия и не исключающих возможности взаимного проникновения и влияния. Локальную среду создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

Исследование факторов внешней и внутренней среды предприятия позволяет сделать вывод о достаточно высокой степени динамичности их изменения. При этом изменяются не только сами факторы, но и характер их взаимодействия во времени и пространстве. Постоянно меняются состав, структура и характер влияния факторов на деятельность предприятия. Общая схема влияния факторов на процесс формирования стратегического потенциала предприятия и его приоритетных направлений развития представлена на рисунке 2.

Влияние факторов внешней  среды на основные составляющие стратегического потенциала предприятия целесообразно исследовать по следующим параметрам:

– оценка изменений, непосредственно  влияющих на различные составляющие потенциала предприятия;

– идентификация и  оценка наиболее значимых факторов, представляющих основную угрозу для дальнейшего развития предприятия;

– определение факторов, представляющих максимально выгодные возможности для наращивания потенциала предприятия и достижения конечных целей его развития.

В качестве наиболее оптимального инструмента прогнозирования и  анализа внешней среды предлагается использование основных 3 групп методов (таблица 2), рассчитанных на получение представления о будущем ее характере, несмотря на нелинейность многих ее параметров. Сложность ее структуры и непредсказуемость ее поведения.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Влияние  факторов внешней и внутренней среды  на формирование стратегического потенциала предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Методы оценки внешней среды предприятия с учетом уровня ее динамизма.

Методы прогнозирования

Уровень динамизма 

внешней среды, баллы

1 - 2

3 - 4

4 - 5

Прогнозирование конъюнктуры, темпов экономического роста, демографической ситуации, уровня технологического развития, социологическое прогнозирование:

- экстраполяция;

- множественная регрессия;

- выбор кривой тренда;

- сценарии;

- анализ конкурентоспособности;

- метод «Дельфи»;

- асимптоматический анализ;

- анализ потерь и  возможностей.

 

 

 

х

х

х

х

х

 

 

 

 

 

 

х

х

 

х

х

 

 

 

 

 

 

х

х

х

 

х

Моделирование внешней  среды:

- модель «затраты-выпуск»;

- эконометрическая модель;

- кибернетическая модель;

- стохастическая модель.

 

х

х

х

 

 

 

х

х

 

 

 

 

х

Оценка последствий  решений:

- анализ воздействий;

- анализ перекрестного  воздействия;

- дедуктивный анализ (оценка нового ассортимента);

- анализ баланса сил  заинтересованных групп.

 

 

 

 

 

х

 

х

 

х

х

 

 

 

х

Важнейшие концепции, используемые при прогнозировании

Экстрапо-ляция

Жизнен-ный цикл

Дискретное  изменение среды

Информация о работе Анализ собственного капитала