Анализ состояния рынка труда в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работы показана сущность рынка труда и проблемы его формирования, стабильного функционирования в условиях финансового(экономического) кризиса охватившего не только Россию, а весь мир. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – состояние рынка труда и зарплат Екатеринбурга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Сущность рынка труда, его типология и структура…………………………..4
1.1 Определение рынка труда…………………………………………………….4
1.2 Типология и структура рынка труда………………………………………....5
1.3 Рынок труда и заработная плата……………………………………………..9
2 Современное состояние рынка труда в РФ…………………………………..16
2.1 Специфика трудовых отношений…………………………………………..19
2.2 Цели и задачи политики занятости………………………………………....20
2.3 Перспективные направления политики занятости………………………...24
2.4 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в РФ………………………………………………………………………..29
3 Современные тенденции развития рынка труда Екатеринбурга…………...32
3.1 Рынок труда и зарплат Екатеринбурга……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА РФ.docx

— 920.61 Кб (Скачать файл)

На макроуровне в условиях кризиса, а не следует забывать, что  основной период мирового финансового  кризиса Россия ощутит только в 2013 году, скрытая безработица играет роль своеобразного буфера между эффективной занятостью и открытой безработицей, не допускающего лавинообразный рост последней и резкое возрастание напряженности в обществе. Следствием этого являются значительные размеры вынужденной неполной занятости. Так, в 2012 г. численность работавших неполное рабочее время по инициативе администрации составила 2,3 млн. человек (или 5,1% от их среднесписочной численности), а численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения содержания (или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации) — 2,7 млн. человек (или 2,1% от среднесписочной численности). Наибольшие размеры неполная занятость приобрела на предприятиях транспорта (29,6%), в промышленности (19,9%), научных учреждениях (14,8%), в информационно-вычислительном обслуживании (10,2%). Значительные размеры неполной занятости, а также сложности с трудоустройством сделали стабильным такое явление, как вторичная и неформальная занятость. По оценке Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, вторую работу сегодня имеют более 8 млн. человек; число занятых в неформальном секторе составило около 25 млн. человек, в том числе для 7,5 млн. человек этот вид деятельности являлся единственным источником дохода. В результате зачастую лучшая часть квалифицированных работников нашла свое применение в теневом секторе экономики, который, по последним данным Госкомстата России составляет от 10 до 20% от ВВП. В 2012 году, после соответствующих постановлений правительства (о квотировании и лицензировании) иностранных рабочих произошло некоторое снижение давления иностранной рабочей силы на рынок труда. Численность приезжающих на работу трудящихся-мигрантов, по оценке Минтруда России, сохранялась в пределах 550-600 тыс. человек, что составляет 0,4% от численности занятого населения. Однако масштабы нелегальной миграции все равно оцениваются сегодня примерно в 3-4 млн. человек. Изменения в сфере занятости обусловили и рост общей численности безработных. Численность не имеющих занятия, но активно ищущих работу и, в соответствии с методологией МОТ, классифицируемых как безработные, увеличилась с начала 2012 года на 0,1 млн. и с учетом финансового кризиса будет увеличиваться. Уровень общей безработицы вырос и составляет 6,5-8%. При этом численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, продолжает сокращаться. Основной причиной подобного сокращения с моей точки зрения остается бюрократические препоны по выплате пособий по безработице, а также сезонные сокращения (в летнее время) обращений граждан и окончание у определенного их количества первоначального периода получения пособия по безработице. Несмотря на снижение численности регистрируемых безработных, стабилизировалась продолжительность поиска работы. Так, к концу первого полугодия 20128 г. средняя продолжительность регистрируемой безработицы составляла 3 месяца. При этом более года искали работу 5% безработных, состоящих на учете в органах службы занятости. По-прежнему в общей численности безработных преобладают те, кто уволился с последнего места работы по собственному желанию (45%), в связи с ликвидацией организаций или сокращением численности персонала (30%). Из данного анализа можно сделать вывод, что в целом ситуация на рынке труда в виду мирового финансового кризиса становится достаточно сложной.

2.1 Специфика трудовых отношений

В России трудовые отношения  как контекст политики занятости  имеют специфику, которая определяется рядом факторов.

Непосредственным следствием спада производства становится не рост безработицы, как это происходит в условиях развитого, эффективно функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной незанятости. Анализ работы предприятий  последних лет показывает, что  скрытая безработица увеличивается  значительно более быстрыми темпами, чем открытая. Резкое сокращение производства не сопровождается адекватным высвобождением рабочей силы. Преобладание нерегистрируемой и скрытой безработицы выдвигает  на первый план проблему расчета ее уровня и структуры. Строить политику занятости исходя из официальных  данных, отражающих лишь верхушку айсберга, нецелесообразно. В качестве методики исчисления фактического уровня безработицы  можно, на наш взгляд, использовать сложный индекс, предложенный известным  деятелем МОТ Г. Стэндингом. В состав индекса включены помимо официально зарегистрированных безработных также и фактически безработные, по тем или иным причинам не подлежащие регистрации, лица, занятые сокращенный рабочий день (неделю) или имеющие рабочее место, но из-за отсутствия работы не работающие, пассивно безработные. Уровень безработицы, рассчитанный по такой методике, в Великобритании, например, превышает официальный на 25%. В России расхождение с официальными данными должно быть, на наш взгляд, еще более значительным.

Инфляция и экономический  хаос оказывают двоякое воздействие  на заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой реальной заработной платы, особенно в государственном секторе, и возрастает отрыв величины вознаграждения за труд от его результатов, качества и сложности. В результате заработная плата утрачивает свойственную ей в рыночной экономике функцию распределения труда между различными секторами экономики в соответствии со спросом. Это приводит к нарастанию диспропорций между структурами спроса на труд и его предложения в профессионально-квалификационном, отраслевом, территориальном и других аспектах. Консервации структурных диспропорций способствует искусственное поддержание завышенного спроса на рабочую силу.

В сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной  и местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие  государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены. Поэтому  качественно иное значение приобретает  правильный выбор приоритетов.

2.2 Цели  и задачи политики занятости

Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня  в России, где все разговоры  вертятся вокруг адаптации к рынку  традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой  высвобождения. Теоретической базой  для столь упрощенного взгляда  является, видимо, вульгарная трактовка  пространства рынка труда как  сферы, охватывающей исключительно  безработных и вакансии, а не всю  совокупность отношений в области  занятости.

В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло  практическое воплощение понимание  политики занятости как инструмента  наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:

  • более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
  • создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
  • инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;
  • стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).

Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и  т.д. Некоторые из этих факторов зависят  от свойств и установок самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень  образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие  позитивной трудовой мотивации), ко вторым - состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.

Главным инструментом достижения стабильности экономического положения  каждого члена общества и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих  людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством  образования и профессиональной подготовки. Во многих странах бытует точка зрения, что повышение образовательного уровня малоимущей части населения  поможет не только значительно увеличить  доходы этих слоев и тем самым  сократить масштабы экономического неравенства, но и сформировать мотивацию к более содержательной творческой работе.

Однако экономическая  ситуация, сложившаяся в 70-80-х годах  в США и распространившаяся впоследствии на другие развитые страны, показала, что  образование является источником роста  эффективности труда работников (а вместе с тем и их личных доходов) и национального дохода страны лишь в том случае, когда  созданы условия для его реального  производительного использования.

Всплеск безработицы среди  высококвалифицированных работников в середине 70-х годов, последствия  которого приобрели хроническую  форму, привел к осознанию того, что  рост качества предложения труда  должен сопровождаться ростом качества спроса. Таким образом, в поле зрения политики занятости попала задача улучшения  структуры рабочих мест. Разрабатываются  программы, направленные на оптимальное  использование потенциала работников. Основой таких программ в западноевропейских странах является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному  плану и консультирование по вопросам карьеры.

Улучшение качества рабочих  мест с точки зрения перспективы  профессионального роста, оплаты труда  и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой  занятости.

Подобная концептуальная направленность этой политики в развитых странах, на наш взгляд, может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России. Казалось бы, экономический спад, угроза резкого роста безработицы, обнищание  и социальное расслоение населения  выдвигают на первый план менее амбициозную  задачу скорейшей разработки системы  социальных амортизаторов, отодвигая  проблемы обогащения труда и развития работника до лучших времен. Однако, как нам представляется, ситуация в этом плане далеко не столь однозначна.

Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и других параметров, является отвечающий мировым стандартам высокий уровень образовательного и профессионально-квалификационного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и др.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.

Если сравнить структуру  рынка труда - объекта политики занятости  в развитых странах со структурой рынка труда, формирующегося в России, нетрудно заметить, что за исключением  двух крайних сегментов3 российская ситуация представляет собой зеркальное отражение ситуации в государствах с рыночной экономикой. В России в отличие от стран Запада работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). Сравнительно высокодоходной, а потому быстро набирающей престиж категорией рабочей силы являются занятые в сфере торговли и услуг на работах, не требующих или почти не требующих образования и профессиональной подготовки. В развитых же странах эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

Сегодня политика занятости  в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым  грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической  отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого  капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую  навыков и знаний работу, а также  за счет “утечки мозгов”. Этот процесс  усугубляется тем, что молодежь все  чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

Многие выпускники вузов  в течение длительного времени  лишены возможности трудоустройства  по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени  является отражением социально-экономической  дестабилизации. Деградация структуры  занятости и оскудение человеческого  капитала является, на наш взгляд, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.

2.3 Перспективные направления политики  занятости

Безработица в 6-8% (по оценке МОТ) в России, где на протяжении 70 лет господствовала идеология  полной занятости, воспринимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с  неотработанностью механизмов помощи безработным и скудостью ресурсов, которые государство может выделить на эти цели. Однако по международным стандартам подобная норма безработицы не является катастрофической. Кроме того, вопрос заключается не в уровне безработицы как таковой, а в том, какие процессы и тенденции он отражает. За одинаковым синтетическим показателем может скрываться принципиально различная ситуация в сфере занятости.

В условиях активного рынка  труда сравнительно большое число  лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких  периодов невелика. Примером являются США, удерживающие первое место в  мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского  рынка труда способствовал формированию “нового взгляда” на безработицу  как на распространенное, но кратковременное  явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством  новых рабочих мест. Проблема их “обогащения” является сегодня одной  из ключевых в американской политике занятости.

Иная ситуация сложилась  в Европе, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах  рынка и возрастание численности  и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев  “культуры безработицы” побуждает  правительства повысить внимание к  их реабилитации.

Информация о работе Анализ состояния рынка труда в РФ