Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа
В данной курсовой работы показана сущность рынка труда и проблемы его формирования, стабильного функционирования в условиях финансового(экономического) кризиса охватившего не только Россию, а весь мир. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – состояние рынка труда и зарплат Екатеринбурга.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Сущность рынка труда, его типология и структура…………………………..4
1.1 Определение рынка труда…………………………………………………….4
1.2 Типология и структура рынка труда………………………………………....5
1.3 Рынок труда и заработная плата……………………………………………..9
2 Современное состояние рынка труда в РФ…………………………………..16
2.1 Специфика трудовых отношений…………………………………………..19
2.2 Цели и задачи политики занятости………………………………………....20
2.3 Перспективные направления политики занятости………………………...24
2.4 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в РФ………………………………………………………………………..29
3 Современные тенденции развития рынка труда Екатеринбурга…………...32
3.1 Рынок труда и зарплат Екатеринбурга……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43
Однако во всех случаях политика занятости подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобретения и эффективного использования человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам-профессионалам как наиболее дорогостоящей и ценной категории работников.
Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.
На данных проблемах и должна, на наш взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них могут быть широко использованы в России.
Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы.
Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в течение ограниченного периода времени субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.
Привлекательной, но дорогостоящей
мерой являются прямые государственные
вложения в создание новых рабочих
мест. Безусловное ее преимущество
- адресный характер. При наличии
хотя бы минимальных средств такие
программы наиболее рационально
использовать на финансирование инфраструктурных
проектов (дорог, мостов), в том числе
в сельской местности. Это не только
позволяет предоставить людям работу,
но дает импульс развитию хозяйственной
деятельности региона, что в свою
очередь может создать
Значительно лучшую перспективу
в российских условиях могут, на наш
взгляд, иметь активные меры, направленные
на комплексное регулирование
Представляется очень
важным содействовать рациональному
распространению частичной
Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности. Это на наш взгляд, позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.
Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы отпусков. В этом плане интересен опыт Дании, где с 1994 г. действует программа, в рамках которой работники имеют право на получение полностью или частично оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занятости в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска в целях пополнения образования.
В ряде латиноамериканских стран разработаны программы стимулирования добровольных долгосрочных отпусков государственных служащих. Задача таких программ - обеспечить государственным служащим возможность временно оставить работу и заняться частным бизнесом. За ушедшими в долгосрочный отпуск сохраняется стаж и право на пенсию, им выплачивается единовременное пособие в размере нескольких месячных заработных плат. Как показал опыт, это не ведет к снижению дееспособности госаппарата.
Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.
В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. На наш взгляд, для России представляют интерес два вида программ:
В условиях России крайне необходимы
целевые программы, направленные на
укрепление позиций на рынке труда
работников с высоким уровнем
образования. Для решения их специфических
проблем во многих европейских странах
(в Великобритании, Франции, Дании
и др.) действуют специальные
В настоящее время задачи посредничества в подыскании места работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.
На рынке труда многих
стран государственная служба занятости
занимает особое монопольное положение,
которое имеет две
Противостояние
Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.
Мировой опыт говорит о
том, что через государственные
органы занятости находит работу
лишь 1/3 ищущих работу. Большинство
людей, прежде чем обратиться в государственную
службу занятости, проходят через сито
частных агентств, альтернативных служб
занятости, специальных посреднических
контор. Поскольку подобного спектра
организаций на российском рынке
труда еще нет, процент обратившихся
в государственные органы настораживает.
В настоящее время можно
Говоря о финансовой стороне
вопроса можно отметить следующие
причины: предполагается, что предприятия,
высвобождающие работников, должны информировать
их о необходимости регистрации
в ЦЗН. Однако у предприятий нет
ни стимулов, ни обязанностей выполнять
эту функцию. Более того, предприятия,
сокращающие занятых, скорее всего
находятся в трудном
Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация цена и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.
3 Современные тенденции
развития рынка труда
В исследовании рынка труда
я рассматриваю взаимоотношения работодателя
и высококвалифицированных специалистов,
которые для планирования своей карьеры,
с одной стороны, и развития своего бизнеса,
с другой, пользуются услугами квалифицированных
посредников на рынке труда – кадровых
агентств.
Основные тенденции развития: