Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества -- обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 95.86 Кб (Скачать файл)

Введение

Нормальное функционирование экономики возможно, как известно, лишь при условии, когда каждое структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Между тем экономика любой страны развивается неравномерно: отдельные ее звенья вырываются вперед, другие -- отстают в своем росте. Для обеспечения согласованного функционирования разных частей экономики осуществляют ее финансовое регулирование, под которым понимается такое распределение финансовых ресурсов, которое приводит к изменению темпов роста отдельных структурных подразделений, перестройке производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Государственное финансовое регулирование экономики оказывает большое влияние на структуру общественного производства. Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества -- обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.

 

1. Теоретические  аспекты государственного финансового  регулирования экономики

1.1 Понятие и сущность  государственного финансового регулирования  экономики

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование экономики, которое представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства.

Целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне. Централизованное вмешательство требуется для:

1.обеспечения общих условий  жизнедеятельности и правовой  реализации экономических решений (безопасности существования соответствующей  национально-территориальной общности, установления и поддержания правового  режима, направленного не защиту  прав собственности и свободное  развитие личности, на поддержание  и развитие эффективной конкуренции);

2.проведения стабилизационных  мероприятий (регулирования темпов  экономического роста, уровня инфляции  и занятости, поощрения прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной  структуре экономики);

3.осуществления социально - ориентированного перераспределения  ресурсов (организации производства  нужных обществу благ, которыми  не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня  заработной

4.платы, пенсий, пособий, помощи  социально незащищенным гражданам, осуществления индексации фиксированных  доходов.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются следующие исходные основания:

1. учет действия объективных  экономических законов развития  общества. Поскольку процесс финансового  регулирования протекает по субъективно  намеченному направлению финансовой  политики и механизму ее воплощения  в хозяйственную практику, мероприятия  этой политики и механизма  будут тем более действенными  и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены  интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах  и соответствующих им экономических  категориях.

2. разработка научно обоснованной  стратегической программы развития  общества, выражающей коренные интересы  всех его членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих  структур; допускается корректировка  тактического характера по непредвиденным  обстоятельствам.

3. наличие демократической  системы выражения взглядов и  представляющих их демократических  институтов для возможности свободного  изъявления интересов всех слоев  населения, социальных, национальных, профессиональных групп.

4. наличие в стране  отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей  на отступление от норм и  правил поведения в хозяйственной  деятельности.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

1. структурная перестройка  экономики с постепенным развитием  возможно большего набора производств  по технологическим переделам: от  добычи природных ресурсов до  изготовления товаров и изделий  конечного потребительского назначения  в соответствии со спросом  населения; имеется в виду достижение  ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных  и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного  комплексов, транспорта, связи);

2. демонополизация хозяйственных  процессов и структур на всех  уровнях управления и в формах  собственности;

3. развитие конкуренции, предпринимательства на основе  создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

4. возможность свободного  беспрепятственного перемещения  подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей  силы, технологий, информации, прав  собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями, как  в границах государства, так и  в рамках единого интеграционного  пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические  союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной  кооперации и разделения труда.

1.2 Направление, формы и  методы государственного финансового  регулирования экономики

Весь процесс финансового регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на виды, формы и методы.

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование-способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производятся на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка.

Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность, а в ином случае вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

- операции па открытом  рынке, т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг;

- политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки  рефинансирования, т. е. регулирование  процента по займам коммерческих  банков у Центрального банка;

- изменение нормы обязательных  резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны  хранить в Центральном банке (без  процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику в целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от 1 - 3 лет.

- среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.

- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые  для общества в целом ориентиры  экономического и социального  развития. Эти программы направлены  на регулирование деятельности  государственного сектора и частных  фирм;

- региональные программы, охватывающие деятельность отдельных  частей экономики;

- целевые программы. Они  предусматривают развитие конкретных  направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных  групп населения.

- отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

- чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех  случаях, когда экономика находится  в кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических  катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Информация о работе Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики