Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:24, курсовая работа
Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества -- обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно-кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк и др.
Существует такое понятие, как "валютный риск". Как пишет Будаев Р. В., аспирант кафедры "Финансы" Учетно-финансового факультета Российского государственного аграрного университета, по мере развития хозяйственных связей исторически возрастали международные потоки товаров, услуг, капиталов, эквивалентом стоимости которых выступают национальные валюты соответствующих государств. Для плодотворного развития бизнеса необходимо осуществлять качественный мониторинг валютных операций. При должном анализе движения валют компания может не только минимизировать расходы и риски, связанные с указанными операциями, но и произвести необходимый управленческий расчет для получения сопутствующей прибыли.
Валютным рискам подвержены не только такие крупные финансовые организации, как банки, но и все компании, которые занимаются экспортно-импортными операциями и используют в своей деятельности валютное фондирование. Это может быть как агропромышленная компания, закупающая продукцию за рубежом, так и лизинговая компания, использующая в своей повседневной деятельности валютные схемы. В качестве примера можно привести кредит, который лизинговая компания берет в иностранной валюте для приобретения иностранного оборудования. Риск указанной операции заключается в том, что проценты по кредиту и тело кредита нужно будет возвращать в иностранной валюте. То есть компании придется покупать иностранную валюту и продавать рубли. Риск возникает для компании при росте курса иностранной валюты и ослаблении национальной. При высокой волатильности, которая присуща валютному рынку, такое движение на рынке происходит постоянно, достаточно взглянуть на самые популярные валютные пары в России USD / RUB и EUR / RUB.
Ввиду изложенного возникает необходимость контроля и минимизации риска валютных операций. Идея минимизации риска заключается в анализе валютных операций, их курсовых разниц и использовании хеджирующих продуктов. [2]
Вывод: МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.
Различаются национальная, мировая, региональная валютные системы.
Категория "валюта" обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.
Валюты делятся на несколько видов по определенным критериям.
1.3 Государственное регулирование валютного курса
Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры "косвенного" и "прямого" регулирования.
Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятия, направленные на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние на обменный курс.
Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним, прежде всего, относятся: политика учетной ставки ЦБ и валютные интервенции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку, (т.е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставление им кредита), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.
Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка - повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце70-х - начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. [11, с. 64]
Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является "девальвация" (или ревальвация) национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация - на его повышение (до отмены золотого стандарта, девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация - повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Курсовая динамика по отношению к доллару в 2010 г. выглядела следующим образом: 28 руб./$ в I квартале; 26,7 во II и III кварталах и 26,6 в IV квартале. При этом курс доллара к евро была на уровне 1,45 в I квартале; 1,38 во II квартале; 1,34 в III квартале и 1,3 в IV квартале.
Что касается 2011 года, курсовая динамика по отношению к доллару такая: 29,69 руб./$ в I квартале; 27,9 во II и 28,16 в III и 31,21 в IV, а по отношению к евро - 40, 3 руб./€ в I квартале, во II 40,48, в III 40,57 и в IV 42, 07. [26, курсы валют].
Как во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования, государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким образом, государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения определяют степень себестоимости (конвертируемости) валют.
Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны.
Частично конвертируемая валюта обладает признаком внутренней и внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами. При внешней обратимости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.
Следует различать валютную политику текущую и долговременную (структурную).
Текущая валютная политика представляет собой повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного рынка. Официальной целью такого регулирования является поддержание равновесия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функционирования механизма национальной и мировой валютных систем.
Долговременная (структурная) валютная политика - это осуществление долговременных структурных изменений в международном валютном механизме.
Валютный рынок состоит из двух ярусов. На первом ярусе проводятся операции в розницу, т. е. продажа и покупка иностранной валюты юридическими и физическими лицами. Второй ярус - это межбанковский рынок. Именно здесь и формируется курс валюты. Здесь происходит вторжение, интервенция Центрального банка, т. е. регулирование валютного рынка. [11, с. 80]
Изменение курса национальной валюты по-разному сказывается на различных субъектах рынка. Совершенно справедлива негативная реакция российских потребителей на удорожание импортных товаров, на которые в числе других причин влияет падение курса рубля.
Понятно, что, к каким бы последствиям для различных субъектов рынка не приводили колебания валютных курсов, наиболее оптимальной ситуацией, уже в силу своей предсказуемости был бы стабильный курс национальной валюты как важное условие успешной экономической деятельности.
Можно сделать вывод о влиянии колебания курсов валют на совокупный спрос. Повышение курса валюты ухудшает ситуацию для экспортеров и улучшает для импортеров, т.е. оба фактора, с точки зрения совокупного спроса, действуют в одном направлении - в сторону его уменьшения. Понижение курса валюты, способствуя увеличению экспорта и импорта, может содействовать росту совокупного спроса, т. е. того объема национального производства, который может быть, приобретен при прочих равных условиях. Что касается воздействия валютного курса на совокупное предложение, т. е. того объема производства, который может быть произведен, то здесь ситуация складывается противоположным образом. Вспомним, что понижение курса валюты вызывает рост цен на импортные сырье, материалы, оборудование. Это вызывает рост издержек производства, а результатом может быть сокращение его объема. Резкое падение валютного курса может привести экономику в состояние так называемого "шока предложения", т. е. вести к сокращению реального объема производства при одновременном росте цен. В нормальной экономической ситуации негативное влияние понижения курса валюты на совокупное предложение нейтрализуется возрастанием чистого экспорта.
Вывод: действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры "косвенного" и "прямого" регулирования. Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним, прежде всего, относятся: политика учетной ставки ЦБ и валютные интервенции на внешних валютных рынках. Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Различают валютную политику текущую и долговременную. Далее рассмотрим для сравнения особенности российского валютного рынка Российской Федерации.
1.4 Специфика российского валютного рынка
Валютный рынок Российской федерации находится в стадии формирования. Начало его становления относится к 1986 году, когда валютная монополия государства была разрушена и практически все хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок.
До 1986 года в СССР отсутствовала необходимость в валютном регулировании внешнеэкономической деятельности. Это объяснялось существованием государственной монополии на операции с валютой, которая проявлялась в отсутствии связей между внутренними рынками капитала, товаров и услуг и соответствующими мировыми рынками; полной централизации управления валютными ресурсами государства; минимальном количестве участников внешнеэкономической деятельности. Валютная выручка от экспорта концентрировалась на счетах Внешторгбанка СССР. Государство в лице Госплана СССР, Минфина СССР и Госбанка СССР осуществляло плановое распределение средств, полученных от привлеченных валютных кредитов и экспортной выручки в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Выделение предприятиям валютных средств осуществлялось в строгом соответствии с размером предоставленных им лимитов. Существовало несколько режимов валютного курса рубля к доллару США. [11, с. 148]
В 1986 году (с появлением Закона РФ "О государственном предприятии") начинается новый этап в формировании валютного рынка на территории СССР. В соответствии с этим Законом почти все субъекты отечественной экономики получили право выхода на внешний рынок. Начался процесс децентрализации внешнеэкономической деятельности. В это время валютные поступления от экспорта делились в определенных пропорциях между государством и непосредственными производителями экспортной продукции: 20% валютной выручки оставалось в пользовании предприятия, 80% продавалось государству по фиксированному курсу. Следует отметить, что в этот период отсутствовал специальный орган валютного регулирования, не был принят закон, регулирующий валютные операции на территории СССР. Источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.
В 1989 году впервые появился официально признанный валютный рынок в форме валютных аукционов Внешэкономбанка СССР. В ходе аукционов устанавливался текущий рыночный курс рубля к доллару.
Вступление в силу закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"[Нормативная база] в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования в России. В апреле 1992 года Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла на международный валютный рынок. В дальнейшем совершенствование валютного регулирования идет по пути ужесточения и централизации контроля за ведением валютных операций субъектами валютного рынка Российской Федерации. В настоящее время механизм правового регулирования валютных отношений в России включает в себя три структурных элемента:
валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций;
регулирующее воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний и запретов, а также установления мер ответственности в случае их нарушения. [13, с.197]
Правовое регулирование в Российской Федерации порядка совершения операций с каждым видом валютных ценностей различно. Так, порядок совершения операций с драгоценными металлами и камнями определяется Правительством РФ, в частности Комитетом РФ по драгметаллам и драгоценным камням. Порядок обращения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте устанавливает Центральный банк России. По своему содержанию все валютные операции, проводимые на территории Российской Федерации, подразделяются на:
)операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;