Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:24, курсовая работа
Описание работы
Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества -- обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике. Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Обеспечение эффективной социальной
защиты населения останется важнейшим
приоритетом. Будет обеспечено совершенствование
механизмов поддержки занятости населения,
повышение эффективности реализуемых
социальных программ.
С 1 января 2010 г существенно
повышен уровень пенсионного обеспечения
граждан путем введения механизма валоризации
(повышения) денежной оценки пенсионных
прав пенсионера. Также введен новый вид
адресной социальной помощи - социальная
доплата к пенсии (федеральная или региональная)
для малоимущих неработающих пенсионеров,
с тем, чтобы общая сумма материального
обеспечения пенсионера не могла быть
ниже величины прожиточного минимума
пенсионера, установленного в субъекте
РФ.
Значимым краткосрочным риском
экономического развития является стагнация
внутреннего спроса, как со стороны населения,
так и со стороны корпоративного сектора.
Негативное влияние оказывает безработица,
снижение доходов определенной части
населения, сложное финансовое состояние
предприятий. Стагнация спроса в свою
очередь ограничивает возможности экономического
роста на основе задействования потенциала
внутреннего рынка.
В связи с сохранением актуальности
проблемы по защите приоритетного права
российских граждан на занятие вакантных
рабочих мест на национальном рынке труда
в 2010 г был продолжен контроль за движением
иностранной рабочей силы. Особое внимание
было уделено иностранным гражданам, осуществляющих
трудовую деятельность на территории
РФ по найму у физических лиц. Будет введена
законодательная норма о возможности
приобретения иностранными гражданами
патентов, на основании которых они смогут
легально пребывать и осуществлять указанный
вид трудовой деятельности на территории
соответствующего субъекта РФ.
2.3 Стимулирование экономики
России: анализ и итоги
В 2010 г возобновился рост инвестиций
в основной капитал, которые выросли на
140,4 %. Высокие цены на сырье способствуют
не только росту доходов экспортеров,
но и в целом снижению рисков и желанию
инвестировать.
В формировании долгосрочного
инвестиционного ресурса должны участвовать
иностранные инвесторы, для чего будет
обеспечено привлечение и сопровождение
долгосрочных иностранных инвестиций
путем создания совместных с иностранными
инвесторами фондов инвестиций в стратегических
секторах, требующих модернизации (сельское
хозяйство, фармацевтика, доступное жилье,
инфраструктура и т.д.).
Для привлечения отечественных
и стратегических иностранных инвесторов
на российский финансовый рынок правительство
будет сокращать долю государственной
собственности в экономике, проводя приватизацию
посредством публичных отрытых процедур
на основе конкурсов и аукционов.
В сфере жилищного строительства
расширены механизмы поддержки рынка
жилья, ускорена реализация закона о поддержке
жилищно-строительных кооперативов с
созданием первых кооперативов по всей
стране при участии Федерального фонда
содействия развитию жилищного строительства.
Будет усилена координация деятельности
между институтами развития в жилищной
сфере в целях повышения эффективности
использования бюджетных средств на цели
стимулирования жилищного строительства.
В целях дополнительного стимулирования
жилищного строительства и переселения
граждан из ветхого и аварийного жилья
будет осуществлен дополнительный имущественный
взнос РФ в государственную корпорацию
- Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства средства в размере 15 млрд. руб.
Были приняты меры по радикальному
повышению эффективности государственного
спроса, прежде всего в строительстве
транспортной инфраструктуры. Правительство
РФ также примет меры по ускорению доведения
бюджетных денег до экономики, в том числе
через усиление контроля за своевременностью
заключения госконтрактов и осуществления
государственных закупок.
В 2009 г был принят ряд решений,
направленных на стимулирование инноваций,
прежде всего - создание комиссии при президенте
РФ по модернизации и технологическому
развитию экономики России. На реализацию
сформулированных Комиссией технологических
инициатив в бюджете 2010 г зарезервировано
10 млрд. руб. Обеспечение эффективной работы
по приоритетным направлениям (технологическим
инициативам), выделенным в рамках работы
комиссии - одна из важнейших новых задач
в сфере инновационной политики. Необходимо
создание механизмов финансовой и организационной
поддержки реализации проектов как государственным,
так и частным сектором в рамках этих инициатив.
Также были проработаны дополнительные
меры поддержки инноваций, в том числе:
1.Формирование системы
предоставления субсидий предприятиям
по приоритетным направлениям
инновационной деятельности, включая
проведение НИОКР, разработку и
проектирование новых образцов
инновационной промышленной продукции;
2.Увеличение государственной
поддержки создания малого инновационного
бизнеса, через дополнительную капитализацию
Фонда содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической
сфере;
3.Установление льготного
переходного периода по росту
нагрузки на фонд оплаты труда
для отдельных категорий инновационных
предприятий;
4.Предоставление льгот
по уплате налога на прибыль
и налога на имущество отдельной
категории предприятий инновационной
направленности;
5.Поддержка через институты
развития, федеральные целевые программы
создания "инновационных поясов"
вокруг вузов, научных учреждений,
крупных и крупнейших корпораций,
включая компании с государственным
участием.
В целях повышения конкурентоспособности
и технологического уровня предприятий
с участием госкорпорации "Российская
корпорация нанотехнологий", Внешэкономбанка,
банков с государственным участием были
осуществляться меры по покупке зарубежных
технологических активов, необходимых
для модернизации ключевых секторов экономики.
3. Проблемы и
перспективы государственного финансового
регулирования экономики
3.1 Проблемы государственного
финансового регулирования экономики
Необходимость государственного
финансового регулирования в условиях
рыночной экономики определяется тем,
что рыночный механизм не позволяет решить
многие проблемы экономического и социального
развития страны.
Можно назвать следующие проблемы,
решить которые невозможно без использования
инструментов государственного воздействия
на экономические и социальные процессы:
1. Проблема справедливого
распределения доходов между
всеми гражданами страны. Рыночный
механизм саморегулирования обеспечивает
достаточный уровень доходов
только участникам рыночных отношений,
но значительная часть населения
страны непосредственно не участвует
в рыночных экономических процессах
- это работники таких отраслей как образование,
здравоохранение, культура, наука и некоторых
других. В этих отраслях сфера распространения
рыночных отношений относительно узкая.
Не являются непосредственными
участниками рыночных отношений и такие
категории граждан, как учащиеся, пенсионеры.
Использование только рыночных
механизмов управления не позволяет обеспечить
достаточный уровень доходов этой части
населения, т.к. они не производят и не
продают продукцию, не оказывают услуг
и таким образом не имеют собственных
доходов.
2. Проблема безработицы.
Чрезмерный уровень использования
только рыночного механизма управления
экономическими и социальными процессами
не позволяет обеспечить постоянным даже
тот уровень безработицы, который признан
нормативным, т.е. 3-4% трудоспособного населения.
Мировой опыт развития стран с рыночными
отношениями показал, что уровень безработицы
не должен быть выше этого нормативного
уровня. Его превышение означает возникновение
и развитие каких-либо отрицательных экономических
и социальных последствий для страны:
неполное, нерациональное использование
трудовых ресурсов, снижение жизненного
уровня значительной части населения.
Уровень безработицы ниже этого
норматива, как ни странно тоже нежелателен,
т.к. возникают трудности в развитии рыночной
экономики: дефицит трудовых ресурсов
на рынке труда и как следствие - снижение
темпов развития производства.
3. Проблема инфляции. Состоит
в наличии чрезмерного количества
денежных знаков в сфере обращения.
Мировой опыт развитых стран
с рыночной экономикой также
выявил определенный условный
норматив инфляции - 2-3% в год. Если
фактический уровень инфляции
превышает этот норматив, то возникают
отрицательные экономические и
социальные последствия: снижается
заинтересованность хозяйствующих
субъектов в активизации своей
инвестиционно-хозяйствующей деятельности,
т.к. происходит обесценивание будущих
расходов их хозяйственной деятельности,
у них возникает неуверенность, что в результате
вложения средств они извлекут соответствующий
объем прибыли. В результате высокого
уровня инфляции резко снижается жизненный
уровень населения, т.к. потребительские
цены повышаются.
4. Проблема обеспечения
высоких темпов научно-технического
прогресса. Хозяйствующие субъекты,
несомненно, заинтересованы в применении
результатов технических исследований,
которые могут улучшить параметры
хозяйственной деятельности по
различным направлениям, снизить
себестоимость продукции, повысить
ее качество, расширить ассортимент
выпускаемой продукции и таким
образом увеличить массу прибыли.
Относительно этой формы научно-технического
прогресса рыночный механизм
очень эффективен, т.к. внедрение
результатов НТП в хозяйственную
деятельность значительно повышает
конкурентоспособность хозяйствующего
субъекта, и это внедрение является
одним из основных методов
конкурентной борьбы в странах
с рыночной экономикой.
Проанализировав проблемы,
которые невозможно решить без государственного
регулирования экономики, а также учитывая
мировой опыт государственного регулирования
можно считать доказанным, что нет и не
может быть эффективной, базирующейся
на современных научно-технических достижениях,
социально ориентированной рыночной экономики
без активной регулирующей роли государства.
3.2 Перспективы государственного
финансового регулирования экономики
Особым направлением в государственном
финансовом регулировании экономики является
защита отдельных социальных групп. В
такой защите нуждаются практически все
рыночные субъекты, включая предпринимателей,
которым должна быть гарантирована неприкосновенность
их собственности, право на свободное
распоряжение доходами и возможность
предпринимательства в любой сфере рыночной
экономики.
В развитой рыночной экономике
перспективными являются следующие направления:
1. Гарантия минимума заработной
платы. Такая гарантия имеет исключительное
социальное значение, поскольку
образует базу оплаты труда
во всех сферах и пересчета
уровня пенсий и пособий. Регулярный
пересмотр размера минимальной
заработной зарплаты составляет
основной элемент государственной
«политики доходов».
2. Обеспечение занятости. Важной
функцией государства в рыночной экономике
является создание условий для реализации
способностей к труду с целью получения
трудовых и предпринимательских доходов.
К таким условиям относятся:
-- свободный выбор профессии,
сферы и места трудовой деятельности;
-- получение желаемого
уровня общего и специального
образования;
-- материальная поддержка
и переобучение временно не
занятых в производстве лиц
трудоспособного возраста (безработных).
Главной целью правительства
в сфере занятости является удержание
безработицы на «естественном уровне»
(не более 4-- 5 % от численности экономически
активного населения). Для этого, в частности,
используются налоговые льготы предприятиям,
увеличивающим число рабочих мест, регулируется
въезд иностранных рабочих, организуются
биржи труда и т. д.
3. Индексация фиксированных
доходов. Речь идет о частичном
возмещении государством денежных
потерь населения в результате
инфляционного роста цен на
потребительские товары. Такое возмещение
достигается пересчетом фиксированных
доходов в соответствии с индексом розничных
цен. Следует, однако, иметь в виду, что
индекс цен при этом охватывает не все
товары и услуги, а только входящие в минимальный
потребительский бюджет («прожиточный
минимум»). Номинальная компенсация фиксированных
доходов в государственном секторе происходит:
-- за счет государственного
бюджета;
-- за счет предпринимательской
прибыли. Индексации подлежат также
сбережения населения в банках,
государственные облигации, страховые
полисы.
Современный этап развития
нашей страны также требует совершенствования
ценового регулирования, комбинированного
проведения жесткой финансовой денежной
политики, нацеленных на рост инвестиций
и общий подъем экономики. Это предполагает
активное использование государственного
программирования - одного из наиболее
прогрессивных, судя по мировому опыту,
методов централизованного управления.
Основной целью программирования должна
быть координация государственных мероприятий,
направленных на регулирование инвестиций,
распределение кредитов, определение
приоритетов бюджета, управление денежным
рынком посредством изменений процентной
ставки и правил кредитования и т.д. Программирование,
позволяющее комплексно использовать
необходимые средства финансового регулирования
экономики, избегать несогласованности
и противоречивости в проведении регулирующих
мероприятий должен рассматриваться как
один из способов рационализации направлений
использования финансовых ресурсов и
повышения действенности их влияния на
воспроизводственный процесс.