Анализ современных процессов развития лесопросышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить тенденции и обосновать перспективы развития лесопромышленного комплекса с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи работы:
" раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру лесного комплекса как вида экономической деятельности;
" систематизировать факторы и условия функционирования и развития лесного комплекса на уровне национальной экономики;
" представить систему показателей оценки состояния лесного комплекса на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития лесного хозяйства в России;
" охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую субъекты лесного комплекса в России;
" обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере лесного комплекса.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические аспекты исследования лесного комплекса ………5
1.1 Лесное комплекс: понятие, сущность, структура……………………..5
1.2 География и экономическая оценка лесных ресурсов России… …13
1.3 Показатели оценки состояния лесопромышленного комплекса России…………………………………………………………………………....19
2 Анализ современных процессов развития лесопросышленного комплекса в стране……………………………………………………..23
2.1 Общая характеристика современного состояния лесопромышленного комплекса в России ……………………………………………………..23
2.2 Тенденции и факторы развития лесопромышленного комплекса в России………………………………………………………………….…33
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов лесопромышленного комплекса в стране……………….…38
3 Перспективы развития лесопромышленного комплекса в России…………………………………………………………………….41
3.1 Стратегические направления развития лесопромышленного комплекса в стране ………………………………………………………………41
3.2 Основные направления государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса ……………………………………...46
Заключение …………………………………………………………...…....52
Список использованных источников ………………………………...…..54

Файлы: 1 файл

нац.экономика.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

В Китае за 10 лет было построено 4 целлюлозно-бумажных комбината, во многом ориентированных  на поставки сырья  из России, в то время как  в  России за 20 лет - ни одного. Аналогичная  ситуация - в деревообработке (в приграничных с Китаем районах).

Исторически сложившаяся роль России как поставщика сырья, а также  насыщенность рынка в развитых странах  могут затруднить выход российских производителей на мировой рынок  продукции глубокой степени переработки.

Упускается  время по развитию поставок конечной продукции на растущие азиатские рынки, в этих странах размещается производство компаний из стран - членов ОЭСР, ориентированных как на местное древесное сырье, так и на развитие лесных плантаций. Ситуацию усугубляет неструктурированный экспорт необработанной древесины из России, что фактически субсидирует развитие производства в Китае и Корее.

По  глубине переработки лесного  сырья Россия прочно обосновалась на одном из последних мест в мире. Рынок бумаги и картона в России освоен менее чем на 10% и поэтому  его потенциальная емкость огромна. По данным Минэкономики РФ, уровень потребления продукции целлюлозно-бумажной продукции в России на 1 человека "в десятки раз меньше уровня потребления в развитых странах" (потребление бумаги и картона на душу населения в России 37 кг, в США - 329 кг, в Финляндии - 432 кг.). Доля импорта бумаги и картона на российском рынке составляет соответственно 30% и 5%.

 

 

 

 

 

 

2.3 Нормативно-правовые  акты, регламентирующие  функционирование субъектов лесопромышленного комплекса в стране

Существующее в настоящее время  лесное законодательство Российской Федерации  основывается на Лесном кодексе 2006 года и включает в себя, кроме собственно кодекса и закона о его введении, около сотни федеральных нормативно-правовых актов, а также ряд предусмотренных Лесным кодексом законов субъектов РФ. Новое лесное законодательство отличается крайним непостоянством: со времени принятия Лесного кодекса РФ в 2006 году в него уже внесено восемь наборов изменений, в закон о введении в действие Лесного кодекса - шесть наборов изменений. Изменения, вносимые в Лесной кодекс, требуют переделки значительной части нормативно-правовых актов лесного хозяйства (пока такая переделка не закончена). Кроме того, необходимо исправление как минимум явных и очевидных ошибок, содержащихся практически в каждом сколько-нибудь значимом нормативно-правовом акте лесного хозяйства. В апреле-мае 2009 года Министерством сельского хозяйства РФ была предпринята попытка подготовить изменения в Лесной кодекс РФ, которые позволили бы исправить хотя бы наиболее грубые его ошибки. Для подготовки соответствующих предложений была создана специальная рабочая группа, включающая представителей ряда федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти и общественных организаций. Однако, организовать полноценную работу этой группы Минсельхозу не удалось, и попытка подготовить квалифицированный проект поправок к Лесному кодексу РФ провалилась.

      Настоящий Кодекс  устанавливает правовые основы  рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Имеются мнения, что в кодексе 20% "плюсов", а 80% - "минусов".

В результате принятия нового Лесного  кодекса лесное хозяйство пришло в состояние глубокого упадка и превратилось в значительной степени  в "виртуальную" деятельность, существующую в планах, отчетах и в воображении чиновников. На практике леса не охраняются, используются варварскими методами, лесные земли под разными предлогами разбазариваются.

Сложившаяся система управления лесами не способна обеспечивать важнейшие  функции государства по отношению  к лесам:

      1.обеспечивать конституционное  право граждан на благоприятную  окружающую  среду (важнейшей  частью которой является лес);

      2.создавать условия для рационального использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов, социально-экономического развития лесных регионов.

Новое лесное законодательство не допускает  развития полноценного лесного хозяйства, и стимулирует модель лесопользования, при которой лес фактически используется как невозобновляемый природный ресурс.

Новое законодательство не создает  стимулов к бережному лесопользованию, лучшему возобновлению лесных ресурсов, и препятствует ему. Работа по развитию лесного хозяйства парализуется бюрократическими требованиями, связанными с планированием, размещением заказов на выполнение лесных работ, отчетностью и контролем. Главный изъян нового документа заключается в том, что лесные богатства России авторы законопроекта рассматривают как товар, а не как экосистему. Основные затраты по лесовосстановлению перекладываются на плечи лесозаготовителей.

      В новом Лесном  Кодексе:

      1.Отсутствует статья  об основных  понятиях, содержащихся  в кодексе.

      2.Отсутствуют положения об ответственности арендаторов, требований к их  профессиональной компетентности.

      3.Отсутствует документальная  основа, на которой строилась  система отслеживания законности  происхождения древесины - отменена  разрешительная документация (порубочные билеты и т. д.).

Наиболее  спорным моментом является возможность  предоставления лесных участков на основе права бессрочного  пользования, а также - на условиях аренды сроком до 49 лет. Новый кодекс делает региональные власти заинтересованными  в первую очередь именно в использовании земель лесопаркового защитного пояса под застройку и развитие инфраструктуры, и лишь в последнюю очередь - в сохранении лесов как основы природной среды региона. Если леса учтены как земли Лесного фонда, тогда они находятся в относительной безопасности. Но в 32 регионах России леса не учитываются как земли Лесного фонда.

Пока нет оснований предполагать, что новое лесное законодательство хотя бы относительно стабилизируется  в обозримом будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА В РОССИИ

3.1 Стратегические направления   развития лесопромышленного   комплекса в стране

Россия, обладая крупнейшими в  мире запасами возобновляемых и самых  продуктивных лесосырьевых ресурсов, может и должна стать лидером среди развитых лесопромышленных стран. Леса России позволяют  обеспечивать не только текущие и  перспективные потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить возможности российского экспорта практически в большинство стран ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, лесопромышленный комплекс России имеет все предпосылки  стать одной из основных бюджетообразующих  отраслей в экономике страны, обеспечить ее динамичное развитие и процветание, так как его экономический  потенциал оценен специалистами более чем в $100 млрд.

В настоящее время  в стране принята  Стратегия развития лесного комплекса  РФ на период до 2020 года, которая предполагает глубокую модернизацию отрасли на основе ее технологического перевооружения, создание новых мощностей по глубокой  механической, химической переработке древесины и производство нового ассортимента конкурентоспособных видов бумаги и картона для максимального обеспечения внутреннего рынка  продукцией собственного производства и укрепления позиций на внешнем рынке. По экспертным оценкам,  суммарный эффект от реализации этих мероприятий составит  до 120-130 тыс. новых рабочих мест.

Одно  из базовых условий реализации разработанной Стратегии - привлечение  в отрасль в 2008-2020 гг. значительных финансовых средств, которые, как планирует Минпромторг, составят общим объёмом  около 2,3 трлн. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - порядка 1,6 трлн. рублей, средств Инвестиционного фонда и Банка Развития - более 300 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов и муниципальных образований - почти 380 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

Предусматривается также выделение  в 2008-2020 гг. на НИОКР только из государственного бюджета средств в размере 12 млрд. руб., т.е. по 1 млрд. руб. в год (27 млн. долларов). Здесь стоит отметить, что, например, в Финляндии на эти цели ежегодно выделяется 500 млн. долларов, а к 2030 году эту цифру планируют там удвоить.     

Определены  основные стратегические цели развития лесного комплекса  Российской Федерации, включающие в себя:

  -удовлетворение потребностей  внутреннего рынка в высококачественной  и  конкурентоспособной лесобумажной  продукции отечественного  производства;

  -снижение доли импортируемой  продукции на внутреннем рынке  (импортозамещение);

   -повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое  развитие регионов страны;

   -обеспечение экологической  безопасности и стабильного удовлетворения  общественных потребностей в  ресурсах и услугах леса.

Стратегия учитывает и региональные особенности развития лесопромышленного  комплекса. В частности, предусматривается  опережающее развитие  производств  по глубокой переработке древесины  в лесоизбыточных регионах Сибири и  Дальнего Востока.

В целом по России предусматриваются  следующие объемы ввода мощностей  по основным видам продукции: по бумаге и картону - 8,4 млн. тонн; по древесным  волокнистым полуфабрикатам - 10,7 млн. тонн; по листовым древесным материалам - 6,4 млн. куб.м.

Стратегия предусматривает, что основная масса инвестиций будет формироваться за счёт прибыли, амортизационных отчислений и привлекаемых кредитов банков и других финансовых инструментов.

      В таблице 3 представлен  прогноз показателей развития  лесопромышленного комплекса.

Таблица 3 - Показатели развития лесопромышленного комплекса

Наименование 2007 г. 2020 г.

отчет инерционный вариант инновационный вариант

Структура экспорта продукции лесопромышленного  комплекса   

Лесозаготовки 34,2 3-4 7-8

Обработка древесины и изделия  из дерева 39,2 69-70 60-61

Целлюлозно-бумажная продукция 26,6 27-28 31-32

Увеличение  потребления бумаги и картона  на душу населения относительно 2007 года  10 25-30

 

 

      В таблице 4 представлен  прогноз производства основных  видов продукции лесопромышленного   комплекса.

 

 

 

 

Таблица 4 - Производство основных видов  продукции лесопромышленного комплекса

Наименование 2007 г. 2020 г.

(прогноз) 2020 г.

к 2007 г., % 2020 г.

к 2011 г., %

отчет 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.

Обработка древесины и производства изделий из дерева, % 106,2 104,9 106,8 224 258 175 195

Пиломатериалы, млн. куб. м 23,2 58,4 77,8 251 335 176 219

Древесноволокнистые плиты, млн. усл. кв. м 402,0 953,1 1732,4 237 330 181 211

Древесностружечные  плиты, тыс. усл. куб. м 5261,0 11038,2 15212,6 209 289 156 197

Фанера, тыс. куб. м 2763,0 6458,6 8527,5 233 297 177 220

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность, % 109,1 103,9 106,8 187 238 154 193

Целлюлоза товарная, тыс. тонн 2418 3668,3 4482,9 151 185 128 149

Бумага, тыс. тонн 4063,0 4414,8 5939,6 108 146 105 137

Картон, тыс. тонн 3496,0 3816,4 4381,3 109 125 105 116

  

В целях содействия приоритетным инвестиционным проектам по освоению лесов и созданию лесоперерабатывающей инфраструктуры предусматривается финансирование в рамках государственно-частного партнёрства с привлечением средств Инвестиционного фонда и Банка развития.

За  прогнозируемый период по инновационному сценарию объем произведенной лесобумажной продукции должен возрасти в 4,7 раза, налоговые поступления в бюджет увеличатся в 5,7 раза, производительность труда возрастет в 4,9 раза.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Основные направления  государственной   политики в сфере  лесопромышленного  комплекса

Стратегической  целью развития лесопромышленного  комплекса России является диверсификация и выход из системного кризиса. Низкий уровень вертикальной интеграции предприятий ЛПК, отсутствие необходимых технологий, оборудования и мощностей, нехватка инвестиционных ресурсов, проводимая таможенная политика во многом предопределили неконкурентоспособность российской продукции переработки древесины на мировом рынке. В этих условиях в марте 2006 г. были приняты постановления Правительства, направленные на ограничение экспорта древесного сырья и развитие мощностей по переработке леса внутри страны.

С целью ограничения экспорта необработанной древесины с июня 2006 г. был запущен  механизм по повышению вывозных пошлин на круглый лес. Так, с 31 мая была увеличена ставка экспортной пошлины  на необработанные материалы хвойных пород до 6,5%, но не менее 4 €/м? (ранее ставка составляла не менее 2,5 €/1 м?). Данное постановление также предусматривало более подробную градацию круглого леса по диаметру.

В феврале 2007 г. Правительством России было принято постановление, предполагающее дальнейшее планомерное повышение уровня вывозных пошлин на необработанные лесоматериалы. В соответствии с этим постановлением с июля 2007 г. пошлины на экспорт кругляка выросли до 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 €/м?, а с апреля 2008 г . - до 25%, но не менее 15 €/м?. С 1 января 2009 г. ставка экспортной пошлины установлена на уровне 80% от таможенной стоимости круглого леса, но не менее 50 €/м?. Ожидается, что такая внешнеторговая политика приведет к значительному сокращению экспорта необработанных лесоматериалов и росту экспорта продукции более высоких переделов. Действительно, по данным внешнеторговой статистики, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом физические объемы экспорта круглого леса впервые за несколько лет сократились на 3,6% до 49,3 млн. м?. Экспорт обработанных лесоматериалов увеличился на 10% на фоне сокращения экспорта фанеры, целлюлозы и газетной бумаги. При этом необходимо отметить, что стоимостные объемы экспорта увеличились практически по всем позициям.

Таким образом, повышение экспортных пошлин на круглый лес является одним  из элементов системы мер государственного регулирования, направленных на улучшение  ситуации в российском ЛПК. Однако следует отметить, что реализация этой меры перешла из экономической плоскости в политическую. В частности, ограничение Правительством экспорта круглого леса осложнило и без того непростые переговоры по вступлению России в ВТО, вызвав обеспокоенность со стороны Евросоюза.

Информация о работе Анализ современных процессов развития лесопросышленного комплекса