Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:35, курсовая работа
Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер запасом зависит от масштабов деятельности предприятия. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасом влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т.д.
В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж).
Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.
С учетом указанных факторов в деле управления товарными запасами каждый руководитель торговой организации должен знать ответ на такие вопросы: сколько и каких запасов должно быть в наличии, каков их оптимальный размер и как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы? В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются для достижения поставленных целей перед торговой организацией: для обеспечения роста доли продаж на рынке, поддержания конкурентоспособности, обеспечения прибыльной работы в процессе движения и реализации товаров.
1 Теоретические основы управления товарными запасами в оптовой торговле
1.1 Экономическая
сущность и классификация
Товарные запасы представляют
собой товары, находящиеся в сфере товарного
обращения, а также у изготовителя и в
пути. Их наличие характеризует статичное
состояние и местоположение товарной
массы в процессе товародвижения на определенный
момент времени. Они обеспечивают непрерывность
производства, потребления и бесперебойность
реализации. Определенные размеры запасов
создаются
Товарные запасы группируют по месту нахождения (в розничной и оптовой торговле, в пути, промышленности и др.), по товарному составу и многим другим признакам. Так, их делят на текущие, страховые, сезонные и т. д.
Товарные запасы являются сложной экономической категорией. Они выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности.
Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования и надежности товароснабжения используется определенная система показателей. Основные из них приводятся ниже.
Величина товарных запасов в сумме (в натуральных показателях, выраженных в физических единицах количества, веса, длины, площади, объема) на конкретную дату и их уровень в днях к объему продаж.
Первый из показателей определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень же рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный объем продаж того периода, в котором эти запасы будут реализовываться. Оценка уровня запасов проводится путем сравнения рассчитанного размера в днях на конкретную дату с необходимой величиной, обоснованной предприятием на каждый квартал. Уровень запасов показывает, на сколько дней данные товарные запасы обеспечивают плановый объем продаж.
На его основе изучают состояние товарных запасов в динамике и сравнивают их в разрезе предприятий (организаций). Этот показатель (уровень запасов) характеризует запасаемость объема продаж. Величина товарных запасов в сумме и днях к объему продаж и особенно их изменения служат индикатором соотношения спроса и предложения.
Средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличии информации на три и более дат по среднехронологической (на первую и последнюю дату путем деления пополам, плюс в полном объеме на промежуточные даты, и полученную таким образом сумму делят на количество данных о товарных запасах (п) за минусом единицы (п-1)), а при наличии запасов на начало и конец периода каждую из величин делят на два и суммируют (в целях упрощения этих расчетов запасы на начало и конец периода суммируют и делят на два).
На этой основе затем определяется товарооборачиваемостъ в днях. Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный объем продаж того периода, за который этот показатель рассчитывается. Оборачиваемость товаров в днях к обороту (оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товарные запасы) сравнивают с их величиной, установленной предприятием как один из плановых показателей и в разрезе предприятий, особенно тех, которые являются конкурентами.
При ускорении на один день оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, высвобождается из сферы торговли сумма, равная среднему однодневному объему продаж. Однако это только часть эффекта. За счет сокращения времени обращения товаров ускоряется процесс воспроизводства, обеспечиваются интенсификация развития торговли и повышение ее эффективности, уменьшаются потребность в заемных средствах (кредитах банков и т. п.) и расходы торговых предприятий (организаций) за их использование. Перед торговлей и другими отраслями экономики стоит задача обеспечить ускорение оборачиваемости всех материальных и денежных ресурсов и так организовывать хозяйственно-финансовую деятельность, чтобы не допускать сверхнормативных (излишних для обеспечения нормальной деятельности) запасов товарно-материальных ценностей.
В этих целях в странах с развитой рыночной экономикой структура потребности в запасах товаров (или в сырье и материалах в сфере производства) изображается с помощью кривой концентрации (или распределения) Лоренца.
В случае если на каждый вид товарных запасов приходятся равные доли от их общей стоимости, кривая Лоренца преобразуется в прямую, проходящую через начало координат и точку с координатами (100%, 100%). Чем неравномернее распределение общей стоимости по видам товарных запасов, тем круче угол наклона кривой к оси ординат. Руководители торговых предприятий должны делать расчеты объемов инвестиций в запасы (с учетом общих тенденций изменения совокупных запасов) и тщательно контролировать их по объему и структуре.
Все показатели продаж имеют тесную взаимосвязь, которая изучается (анализируется) на всех уровнях управления и особенно торговыми предприятиями (оптовыми и розничными юридическими лицами). Речь идет о балансовой увязке показателей реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Формула этой балансовой связи имеет следующий вид:
Р+В+Тзк=П+Тзн (1)
где Р — объем продаж за определенный период;
П — объем поступления товаров за тот же период;
Тзк и Тзн — суммы товарных запасов соответственно на начало и конец рассматриваемого периода;
В — выбытие товаров по различным причинам.
В левой части балансовой увязки показателей объема продаж розничной и оптовой торговли представлена потребность в товарах (Р + В +Тзк) и в правой — источники обеспечения потребности (П + Тзн ). С 1995 г. ведутся статистические наблюдения по источникам поступления товаров в организации торговли различных форм собственности. Обычно учитывают все поступление продовольственных и непродовольственных товаров и оценивают роль предприятий-изготовителей, организаций оптовой торговли, посреднических фирм и физических лиц. Роль последних двух источников резко увеличилась и превышает 50% всего поступления. Сложная экономическая ситуация в стране заставляет много времени тратить на поиск возможных поставщиков товаров.
Указанные соотношения показателей продаж являются основой для расчета потребности в товарах по следующей схеме: П = Р + В + Тзк – Тзн . Из этого расчета легко установить, какова зависимость между показателями. Так, Р = П + Тзн- В – Тзк . Отсюда — увеличение объемов поставок товаров и наличие достаточного количества запасов пользующихся спросом товаров на начало периода, что ведет к увеличению объема продаж, и обратная зависимость объема продаж от величины выбытия товаров и размера товарных запасов на конец периода.
Оптовая продажа товаров, организуемая дистрибьютором, должна обеспечить ритмичное снабжение потребителей товарами, отвечающими по ассортименту, количеству и качеству их спросу.
Наличные запасы — это фактическое количество всех хранящихся на складе товаров. К ним относятся все товары, предназначенные для продажи, включая недоходные и некондиционные товары, возвращённые потребителями. В случае негодности для дальнейшего использования товар отправляется поставщику или списывается, как производственный брак.
Товар, находящийся в стадии заказа, представляет то необходимое количество, которое требуется для восполнения уже проданных или ожидающих продажи товаров.
Максимальный размер заказа не следует путать с максимально допустимым количеством наличных запасов. Максимальный размер заказа — это максимальное количество товаров, включаемых в заказ на поставку продукции. Максимальный уровень наличных запасов — это совокупное количество наличных и заказанных товаров на установленный период времени.
Размер, продолжительность выполнения и момент возобновления заказа (точка заказа) следует устанавливать для каждого товарного наименования на основе результатов предыдущей работы с данным товаром. Время возобновления заказа рассчитывается на основании частоты обращения товара, транспортных тарифов, а также нормативов, Минимального и максимального уровня запасов, установленных для данного товара.
Обычно возобновление заказа предпринимается в тот момент, когда количество товара на складе достигает критической точки. Некоторые товары закупаются только в комплекте, серийной партией. Момент возобновления заказа таких товаров выбирается в период времени, когда один из товаров, входящих в серию, достигает минимального уровня. При этом размер заказа конкретного вида товара в серии может быть ниже установленного для данного товара уровня. Обычно фирмы-производители предпочитают получение заказов на поставку полной серии товаров. В случае серийной поставки производитель оговаривает с оптовой фирмой дату поставки, ограничивая при этом приём других заказов.
Момент возобновления заказа обычно связывают с конкретным количеством наличных запасов. Однако при возобновлении заказа не всегда обязательно опираться точно на конкретное количество. Например, возможно возобновление заказа при запасах товара, равном 29 единицам, хотя норматив возобновления заказа установлен при количестве товара в 25 единиц.
Ритмичное, хорошо налаженное производство, имеет большое значение не только непосредственно для производителя (поставщика), но и для дистрибьютора, поскольку все просчёты в производстве продукции отражаются в той или иной мере на стоимости товара. Производственный цикл — это сложный процесс, для осуществления которого необходимы людские ресурсы, транспортные средства, оборудование, помещения для хранения товаров в течение производственного цикла, материалы для производства продукции и её упаковки. Стоимость производимых товаров должна покрывать расходы на организацию и осуществление производственного цикла. Для каждого наименования товара производитель устанавливает соответствующий производственный цикл. Производитель вправе задерживать производственный цикл некоторых товаров до тех пор, пока производство заказанного количества не становится экономичным и прибыльным. Многие дистрибьюторы считают заказ больших партий товара выгодным в финансовом отношении. Закупка больших партий товаров хотя и требует больших затрат капитала, однако позволяет осуществлять ритмичное обслуживание потребителей и обеспечивает равномерное получение прибыли. При закупке небольших партий стоимость товаров увеличивается, а это обстоятельство создаёт определённые трудности в реализации товаров. Оборудование должно использоваться производителем экономично и на полную мощность. В случае неполной загрузки оборудования производитель может повысить стоимость заказа, либо потребовать увеличения размера заказа до объёмов, позволяющих покрыть производственные расходы. То же самое делает дистрибьютор при продаже товаров своим потребителям, включая в стоимость товара расходы по их транспортировке, хранению, упаковке перемещению.
Информация о работе Анализ товарных запасов и оптового товарооборота оптовой базы за отчетный период