Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:35, курсовая работа
Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
1. Соотношение между спросом и предложением товаров.
В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
2. Объём розничного
Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
3. Сложность ассортимента товаров.
Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
4. Потребительские и физико-
Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5. Организация и частота завоза товаров.
Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6. Состояние материально-
Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
1.4 Методика управления товарными запасами в организациях оптовой торговли
Правильно организованное управление товарными запасами играет большую роль в качественном обслуживании потребителей.
Управление товарными запасами решает комплекс организационно-экономических вопросов формирования и поддержания ассортимента товаров на определённом уровне. Оптовые предприятия должны иметь постоянно определённый уровень товаров обязательного ассортиментного перечня для удовлетворения потребностей заказчиков.
На размер товарных запасов и их оборачиваемость влияют различные факторы, среди которых потребительские свойства товаров, условия производства, транспортировки, поставки.
Одной из главных задач управления товарными запасами является обеспечение ускорения оборачиваемости средств, вложенных в запасы товаров. Товар представляет главную статью дохода предприятия лишь в том случае, если он отвечает потребительскому спросу. Дистрибьютору следует постоянно изучать рынок и покупательную способность потребителей для правильного регулирования товарных запасов.
Если ассортимент, количество и качество товаров не удовлетворяют потребительский спрос, это означает неудовлетворительное положение в состоянии наличных запасов. Для успешной деятельности дистрибьютора наиболее важным условием является поддержание товарных запасов на таком уровне, который полностью удовлетворял бы потребительский спрос и не заставлял потребителей искать других источников приобретения товара.
Увеличение товарных
запасов и закупка товаров, пользующихся
большим потребительским
Как отмечалось выше, товарные запасы, не пользующиеся потребительским спросом, не представляют ценного вложения капитала. Скорость обращения товаров является качественным показателем деятельности оптового предприятия и характеризует эффективность использования денежных средств, вложенных в товарные запасы. При низкой оборачиваемости какого-либо товара его следует исключить из товарной номенклатуры и заменить другим, более конкурентоспособным.
Без продажи товара нет оборота капитала. Продажа товаров по доступным потребителям ценам способствует быстрому обороту денежных средств. При определении товарной номенклатуры управляемых товаров должны учитываться не только текущие потребности покупателей, но и возможность появления новых.
На практике используются два метода классификации запасов по указанным признакам — АВС и 20/80. Идея этих методов довольно проста. В первом случае запасы делятся на три класса, и для иллюстрации используется графический метод (кривая Лоренца), а во втором — запасы делятся, с учетом их доли в общем количестве товарных запасов и доли этих групп в объеме продаж, на основные и дополнительные.
Наибольшее распространение метод АВС получил при изучении запасов промышленных предприятий, а деление запасов на основные и дополнительные — в торговой отрасли. Хотя и тот, и другой метод можно использовать и в торговле, и на промышленных предприятиях.
Сущность метода АВС состоит в делении запасов на три группы и дифференцированном подходе к их управлению.
К классу «А» относят запасы, которые требуют повседневного внимания. Количество их видов невелико (5—10%), но на них приходится значительная (до 50—60%) доля в общем объеме продаж. Эти товары пользуются постоянным спросом. По каждому из них нужно отслеживать, как развивается продажа, обеспечивать постоянно их наличие и соответствие предъявляемым требованиям — не иметь излишних запасов, добиваться полного их ассортимента и следить за характером изменения их роли на рынке и т. д.
Класс «В» включает 20—40% видов запасов, на долю которых в объеме продаж приходится 15—30%. Эти товарные запасы необходимо контролировать не реже одного раза в 6—10 дней или 10—20 дней (с учетом специфики работы торговых единиц — по торговле продовольственными товарами, хозяйственными товарами и т. п.).
Класс «С» включает все остальные запасы — большое число позиций, доля которых в объеме продаж представляет собой предельно малую величину (2—5%). Они контролируются не реже одного раза в месяц (или в квартал).
Для каждой из трех групп товарных запасов закладывается различная степень детализации при их анализе и планировании. Во всех трех случаях должны использоваться различные методы расчета потребности в запасах и объемов вложений средств на основе анализа их величины за прошлые годы. Каждая организация самостоятельно принимает решения, какие должны быть границы между группами запасов. Все это в определенной мере способствует улучшению управления товарными запасами.
Другой метод — 20/80 (закон Парето) основан на делении товарных запасов на основные для данной торговой единицы (предприятия), которые составляют до 20% от их общего количества (товаров и товарных групп) и занимают в общем объеме продаж до 80%. Торговые предприятия ежедневно должны уделять внимание этим товарным запасам: контролировать их, обеспечивать постоянный завоз, не иметь их в излишнем количестве и т. п. По каждой группе этих запасов должны использоваться конкретные методы их планирования. От состояния этих товарных запасов зависят экономический рост продаж, величина расходов и прибыли. Остальные запасы (кроме основных) относятся к дополнительным (их доля в общем количестве составляет около 80% и в объеме продаж — до 20%). Обычно плановая величина определяется по этим группам по опыту прошлых периодов и с учетом данных анализа.
Метод 20/80 широко используется также при анализе и планировании разнообразных показателей, объемов продаж в ассортименте, выпуска и сбыта промышленной продукции, расходов в торговле, себестоимости на предприятиях и т. п.
Приведенные два метода классификации значительно облегчают решение вопросов анализа, планирования и нормирования товарных запасов.
На практике различают основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, пользующиеся повышенным спросом. На его долю приходится основная часть объема продаж, и за счет этого, главным образом, образуется прибыль. Дополнительный ассортимент включает товары, которые придают завершенность основному ассортименту. Эта часть товаров реализуется в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.
Целью формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и глубине (это в магазинах, где представлено в пределах одной группы товаров множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объем продаж и прибыль.
Особое внимание уделяется на всех уровнях управления торговлей и такому показателю, как доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов.
Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.
Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.
Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.
Под управлением товарными запасами понимается система мероприятий, направленных на установление и поддержание оптимального объема и структуры запасов для бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом количестве и ассортименте.
Основная задача управления товарными запасами — не допустить перебоев в товароснабжении и избежать затоваривания. При этом необходимо ускорять оборачиваемость товарных запасов, сокращать издержки на их формирование и хранение. Управление товарными запасами на оптовых складах предусматривает:
- нормирование товарных запасов;
- оперативный учет запасов и контроль за их состоянием;
- регулирование товарных запасов
Нормирование товарных запасов осуществляется различными методами (опытно-статистический метод, метод технико-экономических расчетов, экономико-математическое моделирование и др.).
Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов — важный элемент коммерческой работы с товарами на торговых складах.
На торговых складах оборачиваются десятки и сотни тысяч наименований товаров. Поэтому наладить систематический учет и контроль за каждой ассортиментной позицией дело сложное, особенно если это делается ручными или маломеханизированными способами. Большая номенклатура товаров на оптовых складах и вследствие этого огромные информационные потоки настоятельно требуют широкого использования компьютерной техники и технологии. Для этой цели необходимо создавать АСУ товарными запасами, использование компьютерной технологии позволяет ежедневно обеспечить коммерческих работников достоверной информацией об отклонениях запасов от нормативов по товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям товаров.
На основе полученной информации о состоянии товарных запасов (отклонениях от нормативов) проводится их оптимизация и регулирование, т. е. принимаются и реализуются коммерческие решения по их нормализации. Вообще, отклонение товарных запасов от установленных нормативов в коммерческой работе нежелательно. Заниженные товарные запасы могут привести к дефициту товаров, перебоям в товароснабжении розничной торговой сети. Сверхнормативные товарные запасы приводят к замедлению товарооборачиваемости, увеличению товарных потерь, ведут к перегрузу складских площадей, ухудшению финансовых показателей. Поэтому нормализация товарных запасов является первостепенной задачей коммерческих работников.
Информация о работе Анализ товарных запасов и оптового товарооборота оптовой базы за отчетный период