Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ влияния трансфертов на конечные располагаемые доходы населения.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:
- изучить виды, основные характеристики и отличительные особенности предоставляемых государством трансфертов;
- изучить понятие, структуру доходов населения, проблему перераспределения доходов и их государственное регулирование;
- на основании данных аналитических таблиц проделать оценку уровня дифференциации доходов и состояния системы социальной защиты населения;
- произвести корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на индекс Джинни;
Учитывая, что коэффициент регрессии невозможно использовать для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную из-за различия единиц измерения, используем коэффициент эластичности (Э) и β-коэффициент, которые соответственно рассчитываются по формулам:
,
где ai – значимые коэффициенты;
Xср. – среднее значение экономического роста или среднее значение налоговых льгот;
Yср. – среднее значение эффективности налоговых льгот.
,
где S - среднеквадратическое отклонение фактора X;
S - среднеквадратическое отклонение эффективности налоговых льгот.
Так как a1=0,0002318, значит
Э1=0,000232*268 / 0,408 = 0,152; b1 = 0,000232 *54,13 / 0,01123 = 1,118
Аналогично при a2 =-0,0006147
Э2 =-0,00061*11,725 / 0,408 = -0,0177; b2 = -0,00061*3,5 / 0,01123 = -0,19
Таблица 3.8 – Коэффициенты влияния факторов, %
№ п/п |
Y |
X6 |
(X7-Xср)^2 |
X7 |
(X8-Xср)^2 |
(Y-Yср)^2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
0,39 |
220 |
2304 |
9,9 |
3,33 |
0,000324 |
2 |
0,394 |
210 |
3364 |
8,7 |
9,15 |
0,000196 |
3 |
0,4 |
195 |
5329 |
8,0 |
13,87 |
0,000064 |
4 |
0,395 |
190 |
6084 |
7,8 |
15,4 |
0,000169 |
5 |
0,397 |
200 |
4624 |
8,9 |
7,98 |
0,000121 |
6 |
0,397 |
220 |
2304 |
9,6 |
4,52 |
0,000121 |
7 |
0,403 |
248 |
400 |
9,4 |
5,4 |
0,000025 |
8 |
0,409 |
270 |
4 |
10 |
2,98 |
0,000001 |
9 |
0,409 |
270 |
4 |
10,2 |
2,33 |
0,000001 |
10 |
0,416 |
300 |
1024 |
11 |
0,53 |
0,000064 |
11 |
0,423 |
329 |
3721 |
11,6 |
0,016 |
0,000225 |
12 |
0,422 |
328 |
3600 |
13,2 |
2,18 |
0,000196 |
13 |
0,422 |
330 |
3844 |
14,8 |
9,46 |
0,000196 |
14 |
0,421 |
331 |
3969 |
17,7 |
35,7 |
0,000169 |
15 |
0,416 |
328 |
3600 |
18,3 |
43,23 |
0,000064 |
16 |
0,417 |
320 |
2704 |
18,5 |
45,9 |
0,000081 |
Итого |
6,531 |
4289 |
46879 |
187,6 |
195,976 |
0,002017 |
Cр.знач. |
0,408 |
268 |
2930 |
11,725 |
12,25 |
0,000126 |
S1 |
54,13 |
S2 |
3,5 |
0,01123 | ||
b1 |
1,118 |
b2 |
-0,19 |
Так как коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется зависимая переменная при изменении фактора на 1%, то при увеличении первого аргумента – cоотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума на 1% следует ожидать увеличения индекса Джинни на 0,15%. Аналогично, при увеличении доли социальных трансфертов в ВВП на 1% соответственно индекс Джинни снизится на -0,0177%.
Бета-коэффициент с математической точки зрения показывает, на какую часть величины среднеквадратического отклонения меняется среднее значение зависимой переменной с изменением независимой переменной на одно среднеквадратическое отклонение при фиксированном на постоянном уровне значении остальных независимых переменных. Это означает, что при увеличении соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума на 54,13% индекс Джинни увеличится на 0,01256 (54,13*0,01123). Аналогично, при увеличении доли социальных трансфертов в ВВП на 3,5% индекс джинни уменьшится на 0,002134 (-0,19*0,01123).
Таким образом, построенная регрессионная модель в целом адекватна и достаточно хорошо аппроксимирует исходные данные.
На основе исследования установлено, что между соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума, долей социальных трансфертов в ВВП и индексом Джинни существует довольно определенная прямая связь, то есть, с уменьшением соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума и увеличением доли социальных трансфертов в ВВП индекс Джинни уменьшается.
Одна из важнейших целей моделирования заключается в прогнозировании исследуемого объекта. Получение надежных оценок будущих показателей социальных трансфертов в ВВП и соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума – важный этап в процессе принятия текущих и долгосрочных решений. Поэтому с помощью построенной модели определим точечные и интервальные прогнозные оценки индекса Джинни в зависимости от соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума и доли социальных трансфертов в ВВП на два года вперед.
Прогнозные значения факторов X6 и X7 можно определить или вычислить на основе экстраполяционного метода.
Для временного ряда “соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума ” в качестве аппроксимирующей функции выбран полином третьей степени, выбрана модель: y = -0,2557x3 + 6,4636x2 - 33,861x + 247,14, по которой получен прогноз на два периода вперед.
Рисунок 3.3 – Прогнозирование динамики cоотношения среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума
Для временного ряда "доля социальных трансфертов в ВВП" в качестве аппроксимирующей функции выбран также полином третьей степени, выбрана модель: y = -0,002x3 + 0,1272x2 - 0,9738x + 10,375 и получен прогноз на два периода вперед. Графики моделей временных рядов “соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума” и “доля социальных трансфертов в ВВП ” приведены соответственно на рисунках 3.1 и 3.2.
В 2013 году прогноз динамики соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума составил:
Х1t=2013=-0,2557*4913+6,4636*
В 2014 году прогноз динамики соотношения минимальной зарплаты с величиной прожиточного минимума составил:
Х1t=2014=-0,2557*5832+6,4636*
В 2013 году прогноз доли социальных трансфертов в ВВП составил:
Х2t=2013=-0,002*4913+0,1272*
В 2014 году прогноз доля социальных трансфертов в ВВП составил:
Х2t=2014=-0,002*5832+0,1272*
Рис. 3.4 – Доля социальных трансфертов в ВВП
Для получения прогнозных оценок зависимой переменной (индекса Джинни) по модели Y= 0,353265 + 0,0002318 X6 + (-0,0006147) X7 подставим в нее найденные прогнозные значения факторов X6 и X7.
Yt=2013 = 0,353265+0,0002318*283,23-0,
Yt=2014= 0,353265+0,0002318*240,86-0,
Доверительный интервал прогноза будет иметь следующие границы:
Верхняя граница прогноза:
,
где Yпр. – прогнозное значение индекса Джинни;
U (l) – величина отклонения на заданном шаге прогноза.
Нижняя граница прогноза:
,
где , (3.1.1.,15)
(Значение Se = 0,003369 см. строку "стандартная ошибка" в табл.3.3; значение tкр= 2,1199 найдено с помощью функции СТЬЮДРАСПОБР).
tср- среднее значение суммы n (n=16)
ti – значения n (1,2….16)
k меняется от 1 до 2 (прогнозируемые периоды).
U(1) = 0,003369*2,1199* = 0,0071*1,225=0,0087
U(2) = 0,003369*2,1199* = 0,0071*1,2649=0,009
Результаты прогнозных оценок модели регрессии представим в таблице прогнозов (p = 95%) .
Так как построенная регрессионная модель адекватна и прогнозные оценки факторов достаточно надежны, то можно утверждать, что при сохранении сложившихся закономерностей развития экономики и конъюнктуры прогнозируемая величина индекса Джинни попадет в интервал, образованный верхними и нижними границами.
Таблица 3.9 – Прогноз индекса Джинни на 2013 и 2014 годы, коэффициент
Период |
Прогноз |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
2013 |
0,406 |
0,3973 |
0,4147 |
2014 |
0,395 |
0,386 |
0,404 |
На точность прогнозов могут оказать влияние благоприятные и неблагоприятные обстоятельства и внешние факторы: стихийные бедствия, политика правительства, конъюнктура рынка, финансовый кризис, инфляция и т.д. Такие факторы невозможно заранее предусмотреть, и поэтому они не включены в модель прогнозирования.
3.2 Разработка предложений по
реформированию федерального
По результатам проведенного корреляционно-регрессионного анализа можно сделать вывод, что на индекс Джинни основное влияние оказывает соотношения минимальной зарплаты к прожиточному минимуму и доля социальных трансфертов в ВВП. Таким образом, если наблюдается снижение соотношения минимальной зарплаты к прожиточному минимуму и увеличение доли социальных трансфертов в ВВП в прогнозируемых периодах, то индекс Джинни может уменьшиться до 0,386.
Поэтому важной задачей Правительства является регулирование минимальной заработной платы, т.к. она является отправной точкой отчета дифференциации оплаты.
Повышение доли социальных трансфертов в ВВП приводило к уменьшению дифференциации, это означает, что данный инструмент распределительной политики государства действительно служит снижению дифференциации. Таким образом, распределительная политика государства эффективна.
С другой стороны эффективность от увеличения доли социальных трансфертов в ВВП может быть достигнуто, если будут соблюдены определенные условия и осуществлены мероприятия, которые будут способствовать уменьшению дифференциации доходов населения.
Рекомендации:
Ученые настаивают на том, что следует применить адресную социальную помощь; это даст возможность избежать ошибок (то есть исключить из числа получателей тех, кто в помощи не нуждается, и включить в число получателей тех, кому помощь не назначена, хотя и крайне необходима).
Однако адресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений. Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработать критерии предоставления адресной помощи, например состояние здоровья.
В качестве критерия адресности предлагается использовать уровень душевых доходов в домохозяйстве, членом которого является потенциальный реципиент социального пособия. В этом случае, помимо сокращения общих расходов государства по социальным обязательствам, будут созданы предпосылки для повышения конкретных видов социальных трансфертов наиболее нуждающимся получателям.
Вот лишь некоторые принципы организации адресной помощи:
- предоставление помощи не категориям, а отдельным лицам;
- обоснованность
предоставления помощи (наличие
среднедушевого совокупного
- определение
механизма выявления
- проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малообеспеченных семей и одиноких граждан;
- ответственность
получателя социальной помощи (за
достоверность представленных
- сочетание
государственной и
- наличие единого банка данных лиц, получающих помощь;
- координация
деятельности всех органов и
служб социальной защиты
Необходимо исключить из числа получателей государственных пенсий лиц, достигших пенсионного возраста, но продолжающих трудовую деятельность. Данный вопрос неоднократно рассматривался законодательными и исполнительными органами власти в России, но конструктивные решения так и не были приняты.
При построении модели среди факторов, влияющих на индекс Джинни, отметили фактор уровня безработицы. Этот показатель имел отрицательную величину, которая указывает на обратный характер связи, то есть с ростом безработицы уменьшается дифференциация денежных доходов населения.
В связи с этим в отношении пособий по безработице, может быть принято законодательно обоснованное решение о переходе к страхованию таких пособий работником на добровольных принципах. Одновременно государство должно принять на себя обязательство по выплате пособий по безработице за счет бюджетных средств исключительно тем безработным, душевой доход в семьях которых не превышает прожиточного минимума.
Масштаб действующих адресных программ для бедных ориентирован на макроэкономические оценки бедности, в то время как законодательство базируется на рассмотрении доходов, поддающихся статистическому наблюдению. Учет доходов, предусмотренных законодательством, регулирующим адресные программы, повышает уровень бедности в 2 раза. В результате на участие в социальных программах для бедных, ориентированных на 28% населения претендует 45% населения. Данная проблема не может быть решена только усовершенствованием законодательства по учету доходов. Требуются новые подходы к организации адресных программ, делающих их непривлекательными для небедных. К числу таких мер относится и социальный контракт, предполагающий наличие у семьи трудового потенциала и его реализацию при участии в программах адресных выплатах для бедных.