Анализ влияния трансфертов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ влияния трансфертов на конечные располагаемые доходы населения.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:
- изучить виды, основные характеристики и отличительные особенности предоставляемых государством трансфертов;
- изучить понятие, структуру доходов населения, проблему перераспределения доходов и их государственное регулирование;
- на основании данных аналитических таблиц проделать оценку уровня дифференциации доходов и состояния системы социальной защиты населения;
- произвести корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на индекс Джинни;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ2 Булата.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

Как видно из таблицы 2.1., изменение уровня неравенства в России, измеряемого коэффициентом Джини с 1994 года по 2005 год не происходило. Этот коэффициент практически не изменился, а затем подрос до 0,423 в 2007 году, оставаясь на этом уровне по последним данным 2010 года.

Стабилизация величины коэффициента Джини в 2007-2010 гг. связана с двумя основными факторами:

- Снижение дифференциации в  официально начисленной заработной плате (подробнее см. ниже);

- Опережающим ростом среднего  размера пенсии, которая увеличилась  с 3115,5 рубля в месяц в целом  за 2007 год до 7476,3 рубля в месяц  в целом за 2010 год, т.е. в 2,4 раза. За  этот же период номинальные  денежные доходы на душу населения возросли только в 1,5 раза.

Изменения в уровне неравенства в доходах связаны, прежде всего, с дифференциацией по оплате труда, которая формирует (вместе со скрытой частью) примерно 2/3 денежных доходов населения3. Если в 1995 году соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой составляло 26,4 раза, то в 2000 году – уже 34 раза. В дальнейшем это соотношение увеличилось до 39,6 в 2001 году и начало постепенно снижаться до 16,1 согласно обследованию апреля 2011 года.

Важной составляющей доходов населения являются пенсии. Население России стареет. Если в 1989 году доля людей в возрасте старше трудоспособного (женщины – свыше 55 лет, мужчины – свыше 60 лет) составляла 18,5% от общей численности населения, то в 2010 году она выросла до 21,6%6. Соотношение средней номинальной пенсии и средней номинальной заработной платы составило в 1991 году 34%7, затем повысилось до 51,2% в 1995 году и снова снизилось до 37,5% в 2010 году.

Аналогичная тенденция наблюдалась и по другим социальным выплатам (пособиям, стипендиям).

В структуре денежных доходов население второе место занимает социальные выплаты, причем наблюдается тенденция их роста, темпы роста социальных выплат опережают темпы роста оплаты труда.

Снижение в 2000-е годы дифференциации по оплате труда и происходящее одновременно уменьшение разрыва между заработной платой и размером пенсий и других социальных выплат предопределило умеренный (по сравнению с 1990-ми годами) рост неравенства в этот период.

Высокое значение коэффициента Джинни для России в целом объясняется, в значительной степени, крайне высоким уровнем межрегиональной дифференциации. Межрегиональные различия в уровне номинальных среднедушевых доходов между обследованными территориями достигают 2-3 и более раз.

 

Таблица 2.2 – Структура денежных доходов населения России (в % от совокупного дохода)

 

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Оплата труда, включая скрытую зарплату

62,8

65,9

65,6

65,8

66,5

62,8

64,6

65,8

63,9

65,0

63,6

65,0

67,5

68,4

67,3

64,6

67,1

Доходы от предпринимательской деятельности

16,4

13,6

13,0

14,4

12,4

15,4

12,6

11,9

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

10,2

9,5

9,3

9,1

Социальные выплаты

13,1

14,0

14,8

13,4

13,1

13,8

15,2

15,2

14,1

12,8

12,7

12,0

11,6

13,2

14,8

17,8

18,2

Доходы от собственности

6,5

5,4

5,7

5,5

7,1

6,8

5,7

5,2

7,8

8,3

10,3

10,0

8,9

6,2

6,4

6,3

3,6

Другие доходы

1,2

1,1

0,9

0,9

0,9

1,2

1,9

1,9

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0


 

Точная характеристика уровня материального благополучия населения России может быть дана по средствам сравнения фактического среднедушевого потребления всех материальных благ с нормативным прожиточным минимумом. Систематически исчисляемый прожиточный минимум, постоянно растущий с ростом потребительских цен, служит чертой, границей бедности и материалы статистики говорят о том, что не все так хорошо в нашей стране (рис 2.2.). Все граждане, доходы которых ниже установленного прожиточного минимума, находятся за пределами черты бедности и относятся к бедным слоям населения. Каждая группа населения имеет свои проблемы и интересы и с их учетом должны разрабатываться и различные меры социальной политики.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Прожиточный минимум и показатели бедности населения России

2.2  Анализ состояния современной  системы социальной защиты

 

Общий объем межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) в 2011 году по сравнению с предыдущим годом снизился на 4,9 %, в 2012 снизился на 18,7%, в 2013 году ожидается снижение на 5,9 %.

Доля указанных трансфертов будет снижаться как в общих расходах федерального бюджета, так и относительно объема ВВП.

На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается выделить в 2011 - 2013 годах ежегодно по 396 995,7 млн. рублей, что соответствует уровню 2010 года.

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов, снижается с 70 субъектов в 2010 году до 68 субъектов в 2013 году (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации законопроектом было предусмотрено предоставление из федерального бюджета в 2011 году соответствующих дотаций в объеме 115,6 млрд. рублей (на 21,7 % больше, чем в 2010 году), а также бюджетных кредитов в объеме 113,6 млрд. рублей (на 18,9 % меньше, чем в 2010 году).

Объем межбюджетных трансфертов, распределенный законопроектом между бюджетами субъектов Российской Федерации   (согласно приложениям 30 и 31 к законопроекту), снижается с 61 % общего объема межбюджетных трансфертов в 2010 году до 62,2 % в 2013 году.

Анализ прогноза социально-экономического развития регионов на 2011 -2012 годы и в плане на 2013 год показывает, что существенные различия между наиболее экономически развитыми регионами  и наименее экономически  развитыми регионами сохраняется и на ближайшую перспективу.

При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания) дифференциация между 10 наиболее и наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации снизился и составил в 2011 году 5,8 раз против 6,5 раз в 2010 году.

В области межбюджетных отношений требуется продолжение работы по повышению прозрачности системы бюджетного выравнивания, достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений осуществляется в условиях постепенного выхода экономики страны из посткризисного периода и перехода   к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2011 - 2013 годах продолжена реализация одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 8 августа 2009 г. № 1123-р Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами.

При формировании проекта федерального бюджета в основном соблюдены принципы распределения межбюджетных   трансфертов между субъектами Российской Федерации.

Вместе с тем не исполнен ряд рекомендаций, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ, в том числе:

по увеличению объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сглаживания последствий посткризисного влияния на социально-экономическое развитие регионов;

по разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями, установленными по региональным и местным налогам законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;

по предоставлению субвенций из федерального бюджета на финансовое обеспечение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по оформлению и ведению спортивных паспортов.

Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.

С учетом межбюджетных трансфертов доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 - 2013 годах составит 45,3 %, 44,1 % и 43,6 % соответственно. Указанная доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к концу планового периода существенно снизится по сравнению с 2009 годом (50,3 %) и будет близка к показателю докризисного 2008 года (43,2 %).

В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов отмечается, что при оценке объема расходных   обязательств   консолидированных бюджетов субъектов   Российской Федерации Правительством Российской Федерации учитывались дополнительные расходы указанных бюджетов, связанные с увеличением страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (более чем на 30 %), с индексацией заработной платы работникам бюджетных учреждений в 2011 году (с учетом темпов и размеров, планируемых для федеральных бюджетных учреждений), а также ежегодной индексацией расходов на социальное обеспечение населения (на уровень инфляции) и на оплату жилищно-коммунальных услуг бюджетными учреждениями (на индекс-дефлятор) при сохранении прочих расходов на уровне 2010 года.

В 2011 году существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с 2010 годом не произошло.

В 2012- 2013 годах в связи с сокращением расходов федерального бюджета на субсидии (межбюджетные субсидии) бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится и составит 30,4 % и 25,3 % соответственно (в 2013 году на 9,9 процентного пункта меньше, чем в 2011 году), а доля дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличится до 44,9% в 2013 году (на 3,3 процентного пункта) и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - до 26,6 % в 2013 году (на 7,1 процентного пункта).

Расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов предусмотрены по всем разделам классификации расходов (за исключением раздела «Обслуживание государственного и муниципального долга»).

Информация о работе Анализ влияния трансфертов