Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ влияния трансфертов на конечные располагаемые доходы населения.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:
- изучить виды, основные характеристики и отличительные особенности предоставляемых государством трансфертов;
- изучить понятие, структуру доходов населения, проблему перераспределения доходов и их государственное регулирование;
- на основании данных аналитических таблиц проделать оценку уровня дифференциации доходов и состояния системы социальной защиты населения;
- произвести корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на индекс Джинни;
В общем объеме межбюджетных трансфертов без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2011 году на долю нового раздела 14 «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера» приходится 45,2 %, а на долю остальных разделов - 54,8 %.
Распределенный объем межбюджетных трансфертов в 2011 году составил 791,1 млрд. рублей, или 62,8 % общего их объема, что на 3,8 процентного пункта меньше, чем в 2010 году, и снижается в 2012 году до 639,0 млрд. рублей (62,4 %) и в 2013 году - до 582,9 млрд. рублей (60,5 %).
Нераспределенный резерв, предусмотренный по отдельным межбюджетным трансфертам в таблицах приложения 30, в 2011 году составил 9,53 млрд. рублей, или 1,2 % распределенного объема межбюджетных трансфертов. Основная сумма нераспределенного остатка приходится на субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации (9,39 млрд. рублей). Сумма указанного резерва, предусмотренная по отдельным субвенциям, не превышает максимально допустимый размер нераспределенного объема субвенций (5 %), предусмотренный пунктом 2 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Общая распределенная сумма межбюджетных трансфертов, включая дотации (межбюджетные субсидии) конкретным бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по оценке Счетной палаты, в 2011 году составляет 854,9 млрд. рублей, или 69,7 % общей суммы межбюджетных трансфертов (в 2010 году - 72,9 % и 2009 году - 73,9 %).
В разделе 14 «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации общего характера» на долю дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приходится в 2011 году 69,7%, иных дотаций - 22,2 % и прочих межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера - 8,1 % общей суммы межбюджетных трансфертов по разделу.
По подразделу 14 01 на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах не предусматривается увеличение бюджетных ассигнований из федерального бюджета (объем дотаций сохранен на уровне 2010 года в объеме 396 995,7 млн. рублей ежегодно). Таким образом, предложение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ) в части увеличения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сглаживания последствий посткризисного влияния на социально-экономическое развитие регионов не учтено.
Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2011 году составило 69 (в 2010 году - 70), в 2012 году — 68 и в 2013 году - 68 (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).
Предоставление указанных дотаций обеспечит сокращение в 2011 году разницы в бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными регионами с 5,8 раз до 2,4 раз.
На 2012 год были предусматрены резерв дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 59 549,3 млн. рублей (15 % к общей сумме дотаций) и на 2013 год - 79 399,1 млн. рублей (20 %), что соответствует установленным ограничениям, предусмотренным пунктом 3 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На 2012- 2013 годы предусматривается уменьшение объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, потребность в которых по мере преодоления последствий финансово-экономического кризиса будет сокращаться.
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год распределены бюджетам 34 регионов на общую сумму 64 007,3 млн. рублей, или 55,4 % общей суммы указанных дотаций. В общей распределенной сумме дотаций учтены дотации на частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты НДПИ в виде углеродного сырья (31 226,2 млн. рублей), дотации на компенсацию снижения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровне 2010 года (9 963,5 млн. рублей), дотации бюджетам Чеченской Республики (20 441,1 млн. рублей), Чукотского автономного округа (2 000,0 млн. рублей) и Самарской области (376,5 млн. рублей).
Из нераспределенной суммы дотаций были направлены 2 270,5 млн. рублей на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике, а оставшуюся сумму 49 307,3 млн. рублей - на поддержку субъектов Российской Федерации, объективно оказавшихся в сложной ситуации с исполнением бюджета в течение 2011 года.
В представленных Правительством Российской Федерации одновременно с законопроектом документах и материалах имеются расчеты и обоснования распределения (включения) дотаций на 2011 - 2013 годы на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на дотации бюджетам ЗАТО, а также дотации на содержание объектов инфраструктуры города Байконур, связанных с арендой космодрома Байконур, на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов были запланированы ежегодно в объемах на уровне 2010 года.
Как показывают результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, выделяемые из федерального бюджета средства для финансирования дополнительных расходов наукоградов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры направляются органами местного самоуправления наукоградов на развитие и поддержку преимущественно социальной и инженерной, а не инновационной инфраструктуры.
Общий объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (включая субсидии по разделу 14 классификации расходов федерального бюджета) в 2011 году по расчету составил сумму 442,9 млрд. рублей, что на 67,3 млрд. рублей (17,9%) больше суммы субсидий на 2010 год, предусмотренной Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями).
На 2012 год предусматривались существенное сокращение объема субсидий до 312,5 млрд. рублей, или на 29,4 % к предыдущему году, а на 2013 год - до 243,6 млрд. рублей, или на 22 % к 2012 году.
Сокращение в 2012 - 2013 годах бюджетных ассигнований на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации связано с отказом от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субъектов Российской Федерации, со снижением объема финансирования ФЦП и объектов капитального строительства, не включенных в целевые программы.
В рамках исполнения Бюджетного послания и реализации Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года законопроектом было предусмотрено укрупнение субсидий (консолидация), в том числе в рамках государственных программ. При этом сокращение количества субсидий (более чем на 40 %) планируется только в 2013 году.
Законопроектом на 2011 год предусматривались субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в объеме 99 455,0 млн. рублей, что на 13 835,0 млн. рублей (16,3 %) больше объема указанных субсидий, предусмотренного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год.
Увеличение субсидий предусматривается за счет выделения бюджетных средств из федерального бюджета на поддержку экономически значимых региональных программ (8 000,0 млн. рублей), на увеличение компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (на 3 000,0 млн. рублей), а также на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства.
Более 80 % бюджетных ассигнований из федерального бюджета предусматривается направить на субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Следует отметить, что из-за снижения производства сельскохозяйственной продукции в 2010 году, вызванного засухой, потребовались в 2011 году дополнительные бюджетные ассигнования бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
На 2012 - 2013 годы субсидии на поддержку агропромышленного комплекса в рамках указанной выше Государственной программы предусматриваются в объеме 92 455,0 млн. рублей ежегодно, что на 7 % меньше, чем в 2011 году.
Объем субсидий, направляемый бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку развития сельского хозяйства (с учетом субсидий, предоставляемых в рамках действующих ФЦП), составил в 2011 году 105 886,3 млн. рублей, или 23,9 % общего объема субсидий. В последующие два года при небольшом снижении объема (до 98 747,4 млн. рублей в 2012 году и до 98 538,6 млн. рублей в 2013 году) их доля в общем объеме субсидий увеличится до 31,6 % и 40,4 % соответственно.
Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2011 году предусматривались в объеме 16 000,0 млн. рублей, что на 6 030,0 млн. рублей (в 1,6 раза) больше объема указанных субсидий, предусмотренного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год.
На 2012 - 2013 годы субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, предусматриваются в объеме 4 000,0 млн. рублей ежегодно, что в 4 раза меньше, чем в 2011 году.
Субсидии в рамках проводимых мероприятий в области здравоохранения в 2011 году предусматривались в объеме 50 048,5 млн. рублей, что на 3 525,6 млн. рублей (7,6 %) больше объема указанных субсидий, предусмотренного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год, в 2012 году - 56 768,7 млн. рублей (на 13,4 % больше, чем в 2011 году) и в 2013 году - 25 316,5 млн. рублей (в 2,2 раза меньше, чем в 2012 году).
В 2011- 2113 годах увеличатся объемы предоставляемых субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи (на 37,5 % в 2013 году по сравнению с 2010 годом), на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (почти в 2 раза), на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (на 87,8 %), на мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (на 48,4 %) и на мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака (на 10,6 %).
Законопроектом также предусматривалось увеличение субсидий в 2011 - 2012 годах на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским работникам скорой медицинской помощи (на 6 % к 2010 году) и на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами (на 36 % - 40 %). На 2013 год субсидии на указанные цели не предусматриваются.
Объем субсидий, направляемый бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках проводимых мероприятий в области здравоохранения (с учетом субсидий, предоставляемых в рамках действующих ФЦП), составил в 2011 году 58 867,9 млн. рублей, или 14,4 % общего объема субсидий. В 2012 году объемы предоставляемых субсидий увеличились до 63 975,6 млн. рублей и в 2013 году снизится до 27 538,6 млн. рублей), а их доля в общем объеме субсидий составит 22 % и 12,4 % соответственно.
Законопроектом на 2011 год было предусматрено субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме 246,3 млрд. рублей, что на 13,1 млрд. рублей (5,6 %) больше объема указанных субвенций, предусмотренного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год.
В общем объеме субвенций наибольшая доля (в 2011 году - 43,7 %) приходится на субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В 2011 году на эти цели выделено 112 788,8 млн. рублей, что на 11 012,1 млн. рублей (10,8%) больше объема указанных субвенций, предусмотренного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год.
В 2012 - 2013 годах также предусматривается увеличить субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан до 124 180,5 млн. рублей (на 10,1 % к 2011 году) и в 2013 году-до 133 516,5 млн. рублей (на 7,5 % к 2012 году).
Наименьший уровень зарегистрированной безработицы в прогнозном периоде наблюдается в таких экономически развитых регионах, как г. Москва и г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Тюменская и Липецкая области и Краснодарский край.
В 2009 году количество регионов, в которых доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума превышает 20 % (от общей численности населения), составило 15, то в 2011 году их количество снизилось до 9 регионов, а в 2013 году - до 7 регионов.
Наибольшая доля населения с низкими денежными доходами, несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, наблюдается в менее экономически развитых регионах - Республике Калмыкия (35,6 % в 2013 году по сравнению с 36,3 % в 2009 году), Республике Тыва (21,6 % и 29,1 % соответственно), Республике Ингушетия (35,5 % и 37,1 % соответственно) и Республике Алтай (23,2 % и 23,2 % соответственно).
В 2011 году количество регионов, в которых доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума менее 10 % (от общей численности населения), составило 9: Республика Татарстан, Белгородская область, Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Республика Дагестан и Чукотский автономный округ. В 2013 году к указанным регионам добавятся Курская, Липецкая, Тюменская и Сахалинская области.