Антициклические меры государственной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение антициклических мер государственной политики в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и значение антициклической политики,
2. Изучить специфику структурного цикла в экономике Республики Беларусь,
3. Проанализировать применение государственных программ как мер антициклического регулирования в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так  как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются  в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.

Теория циклов существует без малого два с половиной тысячелетия  – с тех пор как греческие  философы, обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе и была отмечена в развитии общества. И хотя первоначально цикл отождествлялся с кругом, с тождественными повторениями одних и тех же фаз движения, - по мере развития теории циклов на каждой следующей ступени научного познания понятие цикла все более отождествлялось со спиралью, с волнообразными колебаниями, чередованием подъемов и кризисов (при переходе к новому качественному состоянию системы).

Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизни общества. Он проникает всюду - в производство, строительство, занятость, доход, на фондовую биржу, и в политику. Даже такие неэкономические явления как рождаемость и браки ощущают на себе всю полноту кризиса.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что стабильность, являющаяся синонимом успеха в современном бизнесе, зависит от умения предугадывать наличие зон потенциального риска и формировать адекватную политику противодействия наступлению негативных явлений.

Динамизм изменений  в экономике, наращивание кризисных  явлений, нестабильность развития хозяйствующих субъектов требует от экономических систем надежности и гибкости функционирования.

Действенным антикризисным  средством на уровне государства является антициклическая политика.

Антициклическая политика, как правило, включает в себя следующие  меры:

1) государство снижает  объемы социальных выплат. Естественно,  это сопровождается большим недовольством  со стороны граждан. Однако  благодаря этому государству удается снизить инфляцию;

2) нередко государства  используют сочетание удорожания  кредита и направленных льгот.  Эта мера направлена на «избавление»  от слабых производителей, поскольку  повышение процентной ставки  делает выживание предприятий  более проблематичным. При этом перспективные предприятия получают налоговые льготы и льготные кредиты: таким образом государство стимулирует их. Эта мера также является непопулярной, а потому ее применяют очень редко;

3) государство принимает  меры, направленные на снижение безработицы.

Объектом исследования в курсовой работе является Республика Беларусь.

Предметом исследования являются антициклические меры государственной  политики.

Целью работы является изучение антициклических мер государственной  политики в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:

1. Определить понятие  и значение антициклической политики,

2. Изучить специфику  структурного цикла в экономике  Республики Беларусь,

3. Проанализировать применение  государственных программ как мер антициклического регулирования  в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания. При написании данной курсовой работы широко использовалась литература по предметам: "Экономическая теория", "Банковское дело", "Теория налогов", "Государственный бюджет".

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

1. Антициклическая  политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию

История развития человеческого  общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства[1, c. 65].

Графически динамика объема производства в масштабе общества рыночной экономики за длительный период может быть представлена в виде возрастающей прямой (рис. 1.1).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 Графическое изображение экономического роста рыночной экономики в целом за длительный период

 

Примечание. Источник [4, c. 18].

 

На графике по горизонтальной оси откладывается время (t), по вертикали — объем производства (Q). Возрастающая прямая ОА свидетельствует о постоянном экономическом росте и развитии рыночной экономики в целом.

Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов  товаров и услуг, созданных за определенный период.

Экономический рост —  центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов. Экономический рост можно исчислить двумя способами:

1) либо подсчитав общий  рост ВНП;

2) либо определив рост ВНП на душу населения. Но такой подсчет не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства.

Экономический рост определяется множеством факторов, важнейшими из которых являются факторы спроса, предложения и распределения.

К факторам спроса относятся  такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (заработная плата, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению) и этим стимулируют ее рост.

К факторам предложения  относятся количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и др.), трудоспособного  населения, наличие капитала, уровень  технологии и т. д. Зависимость экономического роста от этих факторов прямая.

К факторам распределения  относят именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое должно быть организовано таким  образом, чтобы в большей степени  способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства).

Постоянный экономический  рост в рыночной экономике имеет  ряд существенных недостатков (инфляция, безработица и др.), в том числе  цикличность. Дело в том, что развитие рыночной экономики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпами, а в ряде случаев развитие экономики может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Поэтому динамику развития рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия (рис. 1.2), где каждая волна характеризует целый цикл этого развития.

 

 

 

 


Рисунок 1.2 Динамика развития рыночной экономики

 

Примечание. Источник [4, с.19].

 

Цикличность – это периодически возникающие нарушения равновесия в экономике, которые характеризуются падением и взлетом деловой активности, сокращением и ростом объема производства и совокупного спроса.

Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонениями средних показателей экономической динамики. Циклический характер функционирования экономики отражает нарастание, разрешение и восстановление внутренних противоречий экономической системы рыночного типа. Источник [3, c. 208].

Существуют разные определения экономического (делового) цикла. Все их разнообразия можно свести к двум определениям.

 Экономический (деловой)  цикл – это регулярные колебания  уровней производства, занятости  и дохода относительно долгосрочного  тренда, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет.

Экономическим (деловым) циклом называется промежуток времени  между двумя одинаковыми фазами экономического  развития. Источник [3, c. 208-209].

Все рынки цикличны. Не важно, о каком рынке идет речь, они все имеют похожие характеристики и проходят одни и те же фазы. Идут вверх, достигают пика, идут вниз, достигают дна. Как только цикл завершается, начинается новый.

В классическом виде экономический  цикл включает в себя четыре фазы:

 • кризис (спад, рецессия);

 • депрессия (стагнация);

 • оживления (экспансия);

 • подъем (бум, пик).

 В современной экономической  теории используется более агрегированное  деление - выделяются две фазы - рецессию и подъем. Под рецессией  понимается кризис и депрессия,  под подъемом оживление и бум. 

 Кризис характеризуется резким ухудшением всех параметров экономического развития

 Депрессия - низшая  точка спада, характеризуется  оживлением, или фазой восстановления.

Рисунок 1.3 Фазы экономического цикла

 

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей — национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют, прежде всего, на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику  на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко.

Основными инструментами  стабилизационной программы являются:

денежно-кредитная (или  монетарная) и бюджетно-налоговая (или  фискальная) политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий воздействующих на денежное обращение и состояние кредита. Источник [3, c. 128].

 Денежно-кредитная политика часто применяется для смягчения циклических колебаний. Так, при подъеме может проводиться политика «дорогих» денег, основной целью которой является борьба с инфляцией. Суть проведения данной политики в том, чтобы ограничить возможности банковской системы для влияния денежной массы на экономику. Деньги становятся труднодоступными субъектами экономики, «дорогими». С этой целью проводятся следующие мероприятия, которые уменьшают резервы коммерческих банков:

- центральный банк  начинает продавать государственные облигации коммерческим банкам и населению;

- повышается учетная  ставка;

- увеличивается резервная  норма.

В условиях кризиса основное внимание уделяется занятости. Центральный банк проводит политику «дешевых» денег, обеспечивая поступление  денег в экономику. Для этого проводятся следующие мероприятия, способствующие увеличению банковских резервов:

- центральный банк  покупает государственные облигации коммерческих банках и населения;

- снижается учетная  ставка;

- снижается резервная  норма.

Фискальная политика предполагает воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения  государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой совокупного спроса, изменение же налогов воздействует на совокупное предложение. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Различают такие типы фискальной политики, как стимулирующая  и сдерживающая, дискреционная (автоматическая) и недискреционная.

Стимулирующая фискальная политика применяется, как правило, в фазе экономического спада. Такая  политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов: снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок.

Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода субъектов экономики путем повышения налогов, свертывания системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства.

Информация о работе Антициклические меры государственной политики в Республике Беларусь