Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью работы является изучение антициклических мер государственной политики в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и значение антициклической политики,
2. Изучить специфику структурного цикла в экономике Республики Беларусь,
3. Проанализировать применение государственных программ как мер антициклического регулирования в Республике Беларусь.
В первую очередь с учетом интересов предприятий-экспортеров и российских партнеров была ликвидирована множественность валютных курсов и восстановлена валютная биржа.
Сняты административные ограничения по объему приобретения наличной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами белорусскими рублями по импорту и обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Беларусь приняла на себя обязательство (предусмотренное статьей VIII Устава МФВ) в последующие 5 лет обеспечить либерализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи хозяйствующими субъектами валютной выручки.
Несколько сократились объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (т.е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению более высокой доходности активов в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.
Вместе с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек от завершения. Так, объемы прироста кредитной эмиссии (чистый внутренний кредит Национального банка) превышают официальные темпы прироста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная «долларизация» белорусской экономики [6, с. 491].
Принятые меры по стабилизации валютного рынка способствовали перетоку основной массы наличной иностранной валюты на легальный валютный рынок, повысили степень его ликвидности, расширили активность внебиржевого валютного рынка, закрепили принципы рыночного курсообразования, увеличили прозрачность операций нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка.
Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить увеличение золотовалютных резервов страны. За 2007 – 2010 годы чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования возросли на 5,97 млрд. долларов США, или в 4,3 раза [23].
Сохранение положительного уровня реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам содействовало заинтересованности осуществления сбережений в белорусских рублях, что, в свою очередь, сказывалось на росте ресурсного потенциала банков. Денежные средства населения и организаций, являясь основными источниками наращивания ресурсной базы банков, способствовали ее увеличению за 2004 – 2009 годы в 9,5 раза [7].
За 2006 – 2010 годы требования банков к экономике (предприятиям и населению) возросли в 7 раз, в том числе в белорусских рублях – в 12,2 раза [23].
Реальный ВВП за 5 лет увеличился на 41,9%, причем в 2009 г. в условиях мирового кризиса удалось избежать экономического спада. Для сравнения: прирост реального ВВП в Российской Федерации составил 18,3%, в Европейском союзе — 4,1%, в США —4,8%. Благодаря такому росту реальные денежные доходы населения увеличились в 1,8 раза. [2]
Важным фактором социально-экономического развития страны стала финансовая стабилизация. За прошедшую пятилетку международные резервные активы выросли в 3,9 раза — до 5 млрд. долл. США, что свидетельствует об укреплении экономической безопасности Беларуси. Курсовая политика обеспечила поддержание обменного курса в рамках установленных значений при сохранении ценовой конкурентоспособности белорусской продукции. [2]
Был обеспечен высокий уровень жизни населения. По индексу развития человеческого потенциала ООН наша страна заняла 61-е место среди 169 государств, что соответствует классификации высокого уровня развития. [2]
В первом полугодии 2010 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07 декабря 2009 г. № 591. [23]
Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 июля 2010 г. составил 3 020 рублей за 1 доллар США и с начала 2008 года и увеличился на 5,6 процента [23].
Динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2010 г. уменьшилась на один процентный пункт и составила 12 процентов годовых, что на 2 процентных пункта ниже, чем в январе – июне 2009 г. [6].
В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 14 июля 2010 г. установлена на уровне 11,5 процента годовых [19].
Для регулирования ставки межбанковского рынка Национальным банком использовались как постоянно доступные инструменты (кредит и депозит «овернайт», сделки СВОП), так и аукционные операции. В первом полугодии 2010 г. уровень ставок по постоянно доступным инструментам, а также нормативы обязательных резервов не изменялись.
Ставка рефинансирования и ставки межбанковского рынка оказывали влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам в национальной валюте. В январе – июне 2010 г. средняя процентная ставка по новым рублевым кредитам банков составляла 13,2 процента годовых, что на 0,9 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2009 г.; по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц – 9,2 процента годовых, что на 5,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2009 года [23].
За 2010 г. широкая денежная масса возросла на 31,9 процента (на 4,49 трлн. рублей) и на 1 января 2010 г. достигла 50,26 трлн. рублей, в том числе, рублевая денежная масса увеличилась на 24.4 процента, после прироста всего на 1 процент за 2009 год. [23].
В январе – августе 2010 г. денежная база увеличилась на 82,6% и на 1 сентября 2010 г. составила 12,473 трлн. рублей. [23].
На 1 июля 2010 г. международные резервные активы Республики Беларусь (золотовалютные резервы страны) в национальном определении оценивались в 6,00 млрд. долларов США и увеличились с начала 2010 года на 24,1 млн. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оценивались в 5,53 млрд. долларов США и на 127,2 млн. долларов США уменьшились с начала года [23].
Активы банков за период за 2006—2010 гг. увеличились в 6,2 раза и на 1 января 2011 г. составили 127,5 трлн. руб. Соотношение активов к ВВП выросло с 31,5% на 1 января 2006 г. до 78,3% на 1 января 2011 г. [23].
Требования банков к экономике (кредиты, ценные бумаги, лизинг, факторинг, прочие требования) увеличились в 7 раз и на 1 января 2011 г. составили 92,9 трлн. руб. Соотношение требований банков к экономике к ВВП возросло с 20,3% на 1 января 2006 г. до 57% на 1 января 2011 г.
Собственный капитал банков за период за 2006—2010 гг. увеличился в 4,4 раза и составил 17,63 трлн. руб. Выдача банками долгосрочных кредитов увеличилось в 10 раз и составило 40,31 трлн. руб. в том числе предприятиям промышленности в 16,9 раз и составило 16,9 трлн. руб. [19].
Инфляция в Беларуси в 2010 году составила 9,9%., что на 3,4% ниже, чем в 2008 году и на 0,2% ниже, чем в 2009 году (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Инфляция в Беларуси за 1995-2008 гг.
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Индекс потребительских цен
(декабрь к декабрю предыдущего года; |
114,4 |
108,0 |
106,6 |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
Индекс цен
производителей промышленной продукции |
118,8 |
110,0 |
109,0 |
116,8 |
116,4 |
111,3 |
118,9 |
На характер динамики
изменения индекса
Прирост индекса цен на продовольственные товары в 2010 году составил 15,9 процента (годом ранее - 6,5 процента). В наибольшей степени росли цены тех товаров, динамика цен которых зависит от ситуации на внешних рынках, а также товаров, цены на которые административно регулируются. Так, наиболее существенно подорожали масло растительное (в 1,73 раза), фрукты (на 36,8 процента), пшено (на 29,9 процента), молоко и молочные продукты (на 28 процентов).
Динамику роста цен на продукты питания, как уже отмечалось выше, определили как рост издержек производства вследствие роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, так и рост на мировых рынках цен на зерновые и масличные культуры (в основном из-за сокращения их валового сбора), а также на молоко и молочные продукты вследствие уменьшения объема производства молока, увеличения спроса на молочные продукты и отмены субсидий на производство молока фермерским хозяйствам в странах Евросоюза.
В стране принимаются необходимые меры по сдерживанию инфляции. Так, в результате проверочных действий Министерства экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля Республики Беларусь и других мер в Беларуси удалось сбить волну необоснованного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.
По результатам работы за 2008 год выполнено 17 из 19 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденных Главой государства. В сложившейся ситуации не удалось обеспечить достижение установленных показателей внешнеэкономической деятельности.
Социально-экономическое развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109–111 процентов.
В 2012 году монетарная политика будет направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).
Ужесточение денежно-кредитной политики в 2011 году, в том числе путем повышения процентных ставок, позволило стабилизировать ситуацию в стране и создать условия для поддержания макроэкономической сбалансированности экономики. В результате в последние месяцы наблюдается существенное замедление инфляции. Благодаря этому процентные ставки в реальном выражении по депозитам с января 2012 года уверенно закрепились в положительном значении на достаточно высоком уровне. При этом динамика срочных депозитов населения отражает усиление сберегательных процессов в экономике и рост доверия к банковской системе, сказали в Национальном банке. Там также обратили внимание на продолжающееся дальнейшее улучшение состояния внешней торговли и снижение внешнеэкономических дисбалансов.
В дальнейшем по мере создания условий в качестве цели денежно-кредитной политики может быть установлена “ценовая стабильность”. Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики. Национальный банк будет стремиться обеспечивать ставку однодневного рублевого межбанковского кредита (операционный ориентир) на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования. С этой целью Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности: операции на открытом рынке (как основной инструмент регулирования текущей ликвидности банков), постоянно доступные и двусторонние операции, механизм усреднения резервных требований. Для повышения их эффективности планируется:
— расширить формы приемлемого обеспечения;
— распространить механизм усреднения на весь объем резервных требований;
— сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
— совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования ликвидности и влияющих на нее факторах. [Источник 12]
Дальнейшее совершенствование системы регулирования банковских операций будет направлено на формирование условий для внедрения и развития передовых технологий и современных банковских продуктов на основе:
● расширения прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных правовых актах;
Информация о работе Антициклические меры государственной политики в Республике Беларусь