Антициклические меры государственной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение антициклических мер государственной политики в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и значение антициклической политики,
2. Изучить специфику структурного цикла в экономике Республики Беларусь,
3. Проанализировать применение государственных программ как мер антициклического регулирования в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма  функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить, что  неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим  движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика структурного цикла в экономике Республике Беларусь

 

После провозглашения независимости  Республика Беларусь вышла на международную  арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.

На современном этапе  Беларусь ¾ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

Машиностроение и металлообработка является ведущей отраслью промышленности Республики Беларусь. Отраслевая структура  машиностроения весьма разнообразна. В нее входят: электротехническая промышленность, химическое и нефтехимическое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, приборостроение, автомобильная и подшипниковая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, машиностроение для легковой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

Основным макроэкономическим показателем, для реального статистического  измерения производства и потребления национального продукта (НП), является валовой внутренний продукт (ВВП). Как следует из аксиомы кругооборота, ВВП может быть определен в любой из фаз воспроизводственного процесса.

В сфере производства валовой внутренний продукт определяется как стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени (чаще всего за год). При такой трактовке ВВП выступает как результат деятельности основных секторов экономики за год.

В сфере потребления  ВВП выступает как сумма всех затрат, на которые пошла произведенная  за определенный период времени продукция.

Проанализируем изменение  ВВП в Республике Беларусь за 2005-2011 года.

Таблица 2.1. Динамика ВВП  в Республике Беларусь за 2005-2011гг.

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

ВВП, в текущих ценах, млрд. руб.

65 067

79 267

97 165

129 791

137 442

164 476

274 282

ВВП в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

106


 

Данные за 2011г. предварительные. Источник [19].

За анализируемый период наблюдался поступательный рост ВВП, максимальный уровень которого достиг в 2010 году и равен 164 476 млрд.руб. Производство валового внутреннего продукта в Республике Беларусь за 2010 год составило 107,6% к уровню 2009-го. Согласно прогнозу рост ВВП в 2011 году планировался на уровне 106%.

ВВП является наиболее часто употребляемым мерилом уровня развития страны и уровня жизни в ней. Для этого чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу населения. Республика Беларусь выглядит в мировых рейтингах по данному показателю не лучшим образом.

Таблица 2.2 Динамика изменения  ВВП на душу населения

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

ВВП, в текущих ценах, млрд. руб.

65 067

79 267

97 165

129 791

137 442

164 476

274 282

ВВП в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,7

105,3

ВВП надушу населения, тыс.руб.

6 733

8 253

10 163

13 622

14 457

17 331

28 953


 

          Данные за 2011г. предварительные. Источник [19].

Динамика изменения  ВВП на душу населения также имеет  тенденцию к росту, так если в 2005 году ВВП на душу населения составлял 6 733 тыс. руб., то уже к 2010 году данный показатель составил 17 331 тыс.руб. на человека.

Специфику структурного цикла в экономике Республики Беларусь можно рассмотреть на примере  мирового экономического кризиса

2007-2010 гг.

Мировой финансовый кризис начался в 2008 году как результат  проблем, вызванных рынком ипотеки  в США. Последовала цепная реакция, в ходе которой пострадали инвестиционные банки Lehman Brothers, Merrill Lynch и многие другие участники финансового рынка. Сегодня можно говорить, что кризис охватил Европу, Россию, а также Республику Беларусь и другие страны.

Рождение мирового кризиса  произошло в Соединенных Штатах еще в 2006 году. По сути, тогда он еще  не был мировым и касался только США. В первую очередь рухнул американский рынок ипотечного кредитования, из-за чего многочисленные ипотечные операторы теряли миллионные убытки или, объявляя о своем банкротстве, вовсе уходили с рынка. Но если бы только Америка! Финансовый кризис в США довольно быстро запустил свои «щупальца» и в европейские страны, продолжая развиваться в 2007 году.

Центральные банки многих стран Европы, а также Англии, Японии, США и Австралии попытались снизить ставки денежного рынка  и занялись интервенцией. Несмотря на их усилия, уже в августе 2007 года дефицит ликвидности стала испытывать вся мировая система. Теперь ипотечный кризис в США прочувствовала на себе и «старушка» Европа.

Ситуация продолжала усугубляться, и в ноябре-декабре 2007 года правительство США подготовило  специальный пакет антикризисных мер, направленный на «реанимацию» банков и дефолтных заемщиков. Многомиллиардные убытки к этому времени стали нормой. Финансовый кризис  в США продолжился и разросся, захватывая в свои “депрессивные объятия” все новые и новые страны.

В 2009 году кризис продолжился с новой силой, угрожая перерасти в глобальную депрессию. Власти США и других стран предпринимают все усилия для его преодоления, однако остановить начавшийся процесс замедления экономического роста пока не удается. Зато повышается уровень безработицы, останавливаются целые отрасли, отдельным странам угрожает дефолт. Так, финансовый кризис из США стал глобальным, и победить его можно только согласованными действиями правительств всех экономически развитых стран.

Многие высококвалифицированные  специалисты сегодня высказывают различные варианты развития мирового экономического кризиса 2008 года, многие из которых основаны на тенденции развития кризиса в 1929 году в Америке, однако последствия экономического кризиса не только непредсказуемы, но и в любом случае неутешительны.

Европа кризис переживает по-особенному. Он связан не только с  кризисом безработицы, но последствия  экономического кризиса сказываются  и на цене золота. Пока она будет  неуклонно расти.

Европа рассматривает  кризис, пути выхода из него, как глобальную проблему, возникшую «вдруг» и потянувшую за собой в лоно международного кризиса практически все государства. Но все уверены, что предсказание кризиса, каким бы оно, ни было, лежит ответственностью на США. Именно Соединенные Штаты, спасая себя, вовлекли в кризис другие государства. В Европе кризис особенно остро проявляется, так как это изначально мир капитализма, которому присущи такие проблемы. И когда-нибудь они зайдут в тупик.

С научной точки зрения, возникновение кризиса связано  со следующими факторами:

- всеобщая цикличность экономического развития;

- высокие цены на нефть и сырьевые ресурсы;

- перегрев фондового рынка;

- перегрев кредитного рынка и как следствие ипотечный кризис;

- использование новых непроверенных финансовых методик и инструментов - кредитных дефолтных свопов (credit default swap) и иных деривативов.

Несмотря на все попытки, предпринимаемые правительством Республики Беларусь, избежать негативного влияния мирового финансового кризиса на белорусскую экономику, этот процесс до сих пор остановить не удалось. Логика процесса повторяет общемировую: кризисные процессы начинают охватывать банковскую сферу экономики и уже существуют признаки возникновения серьезных проблем в функционировании реального сектора экономики.

Инфляция за 2011 год  составила 108,7 %, что на 98,8 % выше чем  2010 году, когда инфляция составила  9,9%. Базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. [Источник 21]

Аналитики пришли к общему мнению, что банки, стремящиеся выжить в  такой ситуации должны принять срочные  меры, которые в свою очередь грозят жестко ударить по кошельку типичного  потребителя.

Из положительных моментов последствий  финансового кризиса в Республике Беларусь можно выделить оздоровление экономики, оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров - отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в Республике Беларусь уже вызвал снижение цен бензин, на недвижимость и землю.

«Привязка» национальной валюты к  доллару, а не к «золотому запасу»  страны, помещенному в НББ (Национальный Банк Белоруссии), привела к зависимости от колебаний курса. Пока курс был прогнозируем, все финансовые операции можно было проводить с учетом предполагаемых рисков. Так продолжалось до 2011 года, который ознаменовался обвалом национальной валюты.

Финансовый кризис породил новую волну интереса к американским долларам, которые всегда пользовались уважением белорусов. Сегодня помимо долларов многие выбирают евро, однако, связь доллара и кризиса уже успела прочно отложиться в сознании белорусов, поэтому наличные доллары активно покупаются. Помимо скупки наличных долларов во время финансового кризиса пользуются большой популярностью и банковские валютные счета.

Рост спроса на американскую валюту приводит к росту ее обменного  курса. В результате кризиса установленный Нацбанком курс доллара за 2011 год вырос с 3000 до 8500 белорусских рублей, совокупная девальвация только за десять месяцев составила 189 %. [Источник 20]

В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими  участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

Информация о работе Антициклические меры государственной политики в Республике Беларусь