Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью работы является изучение антициклических мер государственной политики в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и значение антициклической политики,
2. Изучить специфику структурного цикла в экономике Республики Беларусь,
3. Проанализировать применение государственных программ как мер антициклического регулирования в Республике Беларусь.
выход на положительное сальдо внешней торговли;
сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);
приватизация малоэффективных предприятий;
отказ от регулирования курса
рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;
отказ от приоритета роста ВВП перед
остальными макроэкономическими
удерживание инфляции на уровне 19 % [источник 22].
Обладая своим золотым запасом в резерве национального банка, руководство Республики Беларусь своевременно обратилось в МВФ (Международный валютный фонд) и получило 2,46 млрд. долларов для преодоления последствий финансового кризиса в стране. Договоренность о кредите с Венесуэлой дала Белоруссии дополнительное пополнение золотовалютного запаса в полмиллиарда долларов (кредит сроком на 7 лет), а к концу 2008 года Россия в рамках стабилизационного кредита предоставила 1 млрд. долларов и ожидается поступление такой же суммы в 2009.
По данным НББ, золотовалютные резервы Беларуси по стандартам МВФ на 1 января 2012 года составили $7915,9 млн, увеличились за 2011 год на $2885,2 млн, или на 57,4%.
Динамика изменения золотовалютных резервов за последние несколько месяцев отражены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 Динамика изменения золотовалютных резервов Республики Беларусь [источник 23].
Предложение «длинных»
денег в экономике и
Одним из источников «длинных» пассивов служат депозиты юридических лиц и вклады физических лиц, размещенные на срок более трех лет.
В условиях нехватки «длинных» денег банки вынуждены в качестве источника формирования «длинных» активов использовать «короткие» обязательства. Причем эта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последних нескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывали не менее 10—14% долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.
Ставка рефинансирования в Беларуси за 2011 год увеличилась на 32,73 процентных пункта, с 10,5% до 43,23% (приложение 1).
В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В январе 2011 года процентная ставка юридическим лицам на срок до одного года составляла 12,8% годовых, за 2011 год она увеличилась на 39,7 процентных пункта и составила 52,5%. Тоже можно сказать о кредитах физическим лицам, на 1 января 2011г процентная ставка составила 18,5%, а на 1 декабря 2011 года составила 41,4% годовых, что на 22,9 процентных пункта выше (приложение 2). На динамику банковских кредитов в 2011 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашения кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка.
Усиление конкуренции на внутреннем финансовом рынке в 2011 г. привело к повышению ставок по банковским депозитам. Отметим, что до сих пор повышение банками ставок по депозитам физических лиц было весьма скромным и не компенсировало ускорение темпов инфляции. При этом темпы прироста банковских депозитов снизились.
Ситуацию в реальном секторе также осложняет рост процентных ставок. Высокая стоимость ресурсов для предприятий кроме инфляционного фактора определяется тем, что рынок сигнализирует о существенном уровне неопределенности: вновь произведенные товары и услуги могут быть невостребованы. В результате кредитами могут воспользоваться только производства с высокой доходностью или быстрой отдачей.
Финансовый кризис в Республике Беларусь проходит относительно «мягко» еще и потому, что финансовая деятельность осуществлялась и была ориентирована на внебиржевые операции, поэтому влияние фондовой биржи на стабильность экономики была максимально снижено.
Тем не менее, хотя сами чиновники говорят о том, что Республику Беларусь кризис затронет меньше всего, внешний долг государства продолжает расти. (Достаточно вспомнить про растущий долг за газовые поставки.) Это хороший ход для предотвращения возникновения паники среди населения, но ситуация достаточно серьезная. Стабильность финансовой системы можно оценить, проанализировав работу банковской системы, а особенно политику ведения дел Национальным банком, как основным рычагом управления.
Последствия финансового кризиса для Республики Беларусь могут быть более ощутимыми, если расценки на газ, поставляемый Россией, повысятся, что увеличит нагрузку на бюджет страны. Общая экономическая и финансовая обстановка в мире продолжит оказывать свое влияние на стабильность положения в Белоруссии, и кризисная ситуация еще проявит себя во всей красе в виде ухудшения платежного баланса страны.
Но, вполне возможно, что
при помощи своевременного принятия
мер, прослеживания кризисных
Экономический кризис – это не только экономические и социальные проблемы. Экономический кризис – это путь к оздоровлению экономики, это процесс санации экономической системы, ее очищения от различных явлений, таких, как спекулятивный перегрев, высокая коррупционность, чрезмерный монополизм отдельных структур и других, становящихся серьезным тормозом на пути ее прогрессивного развития. Экономический кризис высвобождает финансовые, трудовые, интеллектуальные, материальные ресурсы за счет сворачивания деловой активности в стагнирующих отраслях экономики. Выход из кризиса начинается в тот момент, когда общество оказывается способным создать новые точки роста и сформировать механизмы по постепенному перемещению ресурсов в новые, перспективные, направления хозяйственной деятельности. И в этом смысле экономический кризис – это шанс перехода страны к качественно более высокому уровню экономического развития. Не упустить этот шанс – дело профессионализма и ответственности.
3. Государственные программы как способ долгосрочного антициклического регулирования
Меры антициклического регулирования в Республике Беларусь проявляются в первую очередь в денежно-кредитной и антиинфляционной политике и поддержания минимального уровня безработицы.
Денежно-кредитная политика - это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики страны. Денежно-кредитная политика является составной частью всей экономической политики государства. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.
В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов.
Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.
Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.
Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.
К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии. На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных, депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.
В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специально Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянута программа так и не была выполнена должным образом [5, с. 4].
Нарастание кризиса
неплатежей и обострение других проблем
в условиях сдерживания радикальных
преобразований, отсутствие должной
теоретической концепции предоп
Сама по себе высокая
степень монетизации ВВП
Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых па срок до 40 лет [5, с. 4].
Тем самым узкому кругу льготников была предоставлена возможность присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.
Денежная масса постоянно обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год [5, с. 4].
В условиях нарастающей
кредитной эмиссии стало
Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.
В дальнейшем при нарастании кризиса денежно-кредитной, платежной и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию соглашения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.
Гипертрофированными темпами
нарастала дебиторско-
Таким образом, концепция «форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы [5, с. 7].
Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. Такие изменения был приняты под давлением нарастающих проблем, при участи МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее соглашение.
Информация о работе Антициклические меры государственной политики в Республике Беларусь