Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства.
Для осуществления цели перед автором стоят следующие задачи:
рассмотреть понятие инфляции и причины ее возникновения;
дать характеристику видов и типов инфляции;
рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
изучить мероприятия антиинфляционной политики;
оценить инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь;
рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь на современном этапе;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………. 6
1.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения …………………… 6
1.2 Характеристика видов и типов инфляции…………………………… 9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции ………………... 14
1.4 Цели, задачи и методы антиинфляционной политики государства.. 17
2 АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………………………….. 27
2.1. Социально – экономические последствия инфляции ……………… 27
2.2 Антиинфляционная политика государства …………………………. 38
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………... 41
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……
По степени сбалансированности роста цен:
По степени ожидания роста цен:
В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.
Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.
Предположим, что экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов и по каким-либо причинам увеличивается совокупный спрос (рис. 1.2).
Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить, т.е. она стремится к какой-то точке, лежащей за кривой производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит.
Рисунок 1.2 – Инфляция спроса
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов
При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике (рис. 1.3). Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.
Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.
Следует отметить, что в этом случае не только растут цены, но и уменьшается равновесный объем производства. Такая ситуация не противоречит утверждению, что экономика функционирует при полной занятости всех ресурсов, поскольку полная занятость предполагает использование всех факторов производства, предлагаемых по данной цене.
Рисунок 1.3 – Инфляция предложения
Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.
Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь убытки, производство закрывается. При этом снижается предложение товаров, отсюда — рост уровня цен.
Если правительство не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика остановится, т. е. произойдет экономический крах.
Вместе с тем инфляцию можно показать в виде спирали, которая связана с тем, что рост производительности труда падает — заработная плата растет — издержки производства растут — цены растут — рост заработной платы. Все идет по спирали. Выход может быть связан с замораживанием цен либо прекращением повышения заработной платы [5, с.654-655].
1.3. Социально-экономические
Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.
Главное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.
Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.
Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.
Перераспределение доходов в пользу
государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход
от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он рав
Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.
Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.
В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.
Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.
Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы(получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.
Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.
Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.
Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.
Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен [4, с.264-265].
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой.
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования.
Так как окончательно избавиться об инфляции невозможно, задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня.
Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий [5 с.45].
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов [7, с.102 ].
В первую очередь задачами антиинфляционных программ являются:
Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса.