Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства.
Для осуществления цели перед автором стоят следующие задачи:
рассмотреть понятие инфляции и причины ее возникновения;
дать характеристику видов и типов инфляции;
рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
изучить мероприятия антиинфляционной политики;
оценить инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь;
рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………. 6
1.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения …………………… 6
1.2 Характеристика видов и типов инфляции…………………………… 9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции ………………... 14
1.4 Цели, задачи и методы антиинфляционной политики государства.. 17
2 АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………………………….. 27
2.1. Социально – экономические последствия инфляции ……………… 27
2.2 Антиинфляционная политика государства …………………………. 38
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………... 41
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Файлы: 1 файл

курсач макроэкономика.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Социально- экономические последствия инфляции

 

Проблема инфляции носит комплексный характер, воздействуя на все грани экономических процессов и испытывая влияние многих факторов, часто не поддающихся прямому воздействию. В этой связи результативность мер, направленных на регулирование динамики цен, решающим образом зависит от согласованности действий со стороны органов государственного управления, разрабатывающих и реализующих денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, ценовую и политику регулирования спроса и предложения.

Именно благодаря согласованности действий Правительства и Национального банка Республики Беларусь в прошедшем году сумели оказать влияние на источники инфляционных процессов, значительно замедлить рост потребительских цен и снизить инфляционные ожидания субъектов хозяйствования. После сложного 2011 г., когда среднемесячный рост инфляции составлял более 6%, а среднегодовой рост индекса потребительских цен (ИПЦ) достиг 108,7% (декабрь к декабрю), мы наблюдаем позитивную динамику изменения цен в прошлом и текущем годах. Индекс потребительских цен снизился до 21,8% к концу 2012 г. (то есть среднемесячный рост цен составил 1,7%).

Среди причин роста потребительских цен в 2012 г. можно назвать следующие:

  • компенсация девальвации 2011 г.;
  • накопленный и нереализованный инфляционный навес;
  • ценовой диспаритет с сопредельными странами (например, по некоторым регулируемым продовольственным позициям (молоко, творог, масло сливочное) внутренние белорусские цены составляют 70—80% к ценам Литвы);
  • необходимость сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования;
  • компенсация увеличения налоговой нагрузки (увеличение ставок акциза).

В текущем году сохраняется влияние большинства перечисленных факторов. Очевидно, что, несмотря на успехи, достигнутые с конца 2011 г., процесс стабилизации экономики еще не завершен, имеются риски давления на цены и обменный курс.

Согласно утвержденному прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 г. прирост индекса потребительских цен не должен превысить 12% (по сравнению с декабрем 2012г.). При этом большая часть прироста ИПЦ должна быть сформирована за счет изменения свободных цен (6,9 процентного пункта из 12, или 57,5%), а вклад изменения регулируемых цен и тарифов должен составить 5,1 процентного пункта, или 42,5%. В соответствии с прогнозируемой траекторией инфляции в среднем ежемесячно цены должны расти не более чем на 0,95% (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1  - Структура прироста ИПЦ%

 

Следует остановиться на динамике инфляции в текущем году и рассмотреть отдельные составляющие роста потребительских цен.

Прирост ИПЦ в январе 2013 г. по сравнению с предыдущим периодом был максимальным за последний год и вышел за пределы прогнозируемой траектории роста цен, составив 3%.

Анализ роста цен по структуре потребительской корзины позволил выявить те товары и услуги, по которым в январе наблюдался наибольший рост цен и которые внесли существенный вклад в инфляцию января текущего года (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Вклад отдельных товаров и услуг в инфляцию 2013г.,%

 

По оценке, всего на долю представленных товаров и услуг приходится 63% прироста инфляции в январе, или 1,89 процентного пункта из 3, в то время как доля перечисленных групп товаров и услуг в потребительской корзине составляет порядка 15%.

Следует отметить, что цены на большинство товаров и услуг, приведенных в качестве ценовых лидеров, в той или иной степени подвержены государственному регулированию. Таким образом, в январе 2013 г. сохранилась тенденция 2012 г., когда рост цен по регулируемой группе значительно опережал рост цен по товарам и услугам, формируемых с учетом рыночных факторов: прирост базовой инфляции в январе составил 2,8%, прирост индекса цен по регулируемым позициям — 3,4%.

В феврале 2013 г. по сравнению с январем ценовая ситуация на потребительском рынке относительно улучшилась. Хотя наблюдался рост цен, он был значительно ниже январского показателя и точно отражал прогнозную динамику февраля (прирост ИПЦ составил 1,2%).

Замедлился рост как административно регулируемых цен, так и базовой инфляции (административно регулируемые цены увеличились на 2,5%, а прирост базовой инфляции составил 0,6%). При этом тенденция превышения динамики роста административно регулируемых цен над ростом базовой инфляции сохранилась (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3  - Структура и прирост ИПЦ с выделением базовой инфляции

 

Это связано, прежде всего, с сохраняющимися ценовыми дисбалансами по ряду продовольственных товаров и услуг как на внутреннем рынке, так и на рынках стран-соседей, Таможенного союза (ТС). В частности, повышение цен на алкогольную продукцию связано с увеличением акцизов с целью достижения ценового паритета со странами ТС, рост тарифов на услуги ЖКХ необходим для достижения определенного баланса между затратами, их окупаемостью и ростом доходов населения.

За I квартал 2013 г. прирост ИПЦ составил 5,4%. Около половины прироста ИПЦ (2,56 процентного пункта) за этот период получено в связи с изменением налогового законодательства:

  • отмена льготы по уплате налога на добавленную стоимость на услуги электросвязи, оказываемые населению (20%), и соответствующее увеличение тарифов на эти виды услуг стали причиной прироста ИПЦ на 0,79 процентного пункта;
  • увеличение ставок акциза на подакцизные товары обусловило повышение цен на алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты. Это внесло 1,63 процентного пункта за счет роста цен на алкоголь и табак и 0,14 процентного пункта — за счет роста цен на нефтепродукты.

Что касается роста потребительских цен, вызванного принятием решений по изменению регулируемых цен и тарифов, то вклад его в прирост ИПЦ в I квартале 2013 г. составил около 1/5 (1,04 процентного пункта из 5,4% роста ИПЦ в январе — марте).

С учетом сложившейся динамики роста потребительских цен в I квартале 2013 г. для безусловного выполнения прогнозного параметра по году в оставшиеся месяцы средний темп прироста цен не должен превышать 0,72%, в том числе по продовольственным товарам — 0,76%, непродовольственным — 0,6%, услугам — 0,83%.

Оценка динамики инфляции с учетом базового индекса потребительских цен показывает, что достижение прогнозного значения инфляции возможно при росте цен по регулируемой группе товаров и услуг не более чем на 18,5% и базового индекса — на 8,8% (рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4  - Структура и прирост ИПЦ с выделением базовой инфляции 2013г.

 

Важной составляющей анализа инфляционных процессов является рассмотрение давления на потребительские цены со стороны производителей.

В текущем году наблюдается снижение влияния цен производителей на уровень инфляции, и ожидается его дальнейшее ослабление в течение года. Связано это с тем, что динамику индекса цен производителей промышленной продукции будут определять непродовольственные товары, занимающие около 80% в объеме промышленного производства.

ГНУ НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь была смоделирована взаимозависимость между индексом потребительских цен (ИПЦ) и индексом цен производителей промышленной продукции (ИЦППП). Моделирование, основанное на данных за последние четыре года, показало, что динамика инфляции в анализируемый отрезок времени на 64% объяснялась изменением цен промышленных производителей [14, с.12-14].

Наиболее сильная взаимозависимость прослеживается между инфляцией и отраслями промышленности, непосредственно связанными с потребительским рынком страны, — пищевой и легкой. Рассчитанные по регрессионной модели коэффициенты показывают, что достаточно сильное влияние на уровень инфляции оказывает динамика цен в пищевой промышленности: при увеличении индекса цен по данной отрасли на 1 процентный пункт ИПЦ возрастает на 0,4 процентного пункта. Что касается легкой промышленности, то ее влияние несколько ниже (коэффициент — 0,23), но тоже существенно. В совокупности оба фактора объясняют 76% вариации результативного показателя ИПЦ.

Полученные оценки отражают сформировавшуюся тенденцию постепенного замедления индекса цен на промышленную продукцию. При этом цены в легкой промышленности, согласно прогнозным оценкам, будут снижаться, индексы цен производителей продуктов питания — расти, но замедляющимися темпами. Соответственно, их влияние на общий уровень инфляции в течение года будет иметь понижательную тенденцию (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5  - Прогнозная оценка динамики ИПЦ, полученная по модели

 

Таким образом, со стороны производителей промышленной продукции воздействие на ценовую ситуацию на потребительском рынке страны в оставшиеся месяцы 2013 г. можно оценить как достаточно умеренное. Ожидается, что оно будет способствовать скорее замедлению инфляции, нежели ускорению ее темпов. Вместе с тем следует иметь в виду, что важнейшим условием выполнения этого прогноза является стабильный курс национальной валюты и ограничение роста реальной заработной платы ростом производительности труда.

Безусловно, одним из факторов, способным оказать существенное давление на потребительские цены, является объем внутреннего спроса в текущем году.

Риск возникновения как внутренних, так и внешних дисбалансов в экономике, в том числе возникновение инфляционного навеса, связывают с вероятностью чрезмерного расширения внутреннего спроса, вызванного сохранением тенденции превышения темпов роста заработной платы над ростом производительности труда.

Статистика изменения производительности труда и реальной заработной платы в 2012 г. действительно свидетельствует о том, что при приросте производительности труда на 1% его оплата возрастала почти на 6,5% (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 – Соотношение роста производительности труда и реальной заработной платы в 2012 г.

 

Однако при рассмотрении данных показателей следует учесть наличие разницы в индексах цен, используемых для пересчета номинальных показателей в реальные, сохранявшейся на протяжении 2012 г. Так, по итогам года прирост дефлятора ВВП превысил прирост среднегодового индекса потребительских цен в 1,3 раза (74,9% против 59,2%).

Без учета влияния различных индексов цен, то есть в фактических ценах, темп роста заработной платы начал опережать производительность труда только в IV квартале. Причиной этому явилось снижение ВВП на 1,5% за последние 3 месяца прошедшего года.

В текущем году остается актуальной задача обеспечения превышения темпов роста производительности труда над темпом роста реальной заработной платы, о чем свидетельствует сложившееся в начале года соотношение рассматриваемых показателей.

Наблюдается существенный рост реальной заработной платы населения, значительно превышающий рост производительности труда, — реальная заработная плата за январь-февраль 2013 г. по сравнению с январем-февралем 2012г. увеличилась на 23,2% при росте производительности труда за этот период на 5,3%. В феврале 2012г. по сравнению с февралем 2012 г. она увеличилась на 23,5%, по отношению к январю 2013 г. — на 1,9%.

Отметим, что в январе и феврале прошлого года наблюдалось снижение реальной заработной платы (на 2,7% и 0,6% соответственно), то есть база для расчета текущего показателя была низкой. При этом в феврале 2013 г. реальная заработная плата снизилась на 8,9% по отношению к декабрю 2012 г.

Кроме того, рост заработной платы в долларовом эквиваленте в декабре 2012 г. к декабрю 2010 г. был сравнительно невысоким и составил 104,7%, при том, что заработная плата в реальном исчислении по сравнению с декабрем 2010 г. увеличилась на 116,5% в 2012 г. (рисунок 2.7).

 

Рисунок 2.7 – Динамика роста реальной заработной платы и зарплаты в долларах США

 

Следует отметить, что в период резкой девальвации рубля снижались и долларовые цены. В 2011 г. они снизились на 25% к уровню 2010 г., а в 2012 г. при относительной стабилизации обменного курса долларовые цены потребительского рынка увеличились на Показательным также является тот факт, что доля затрат на оплату труда в структуре затрат на производство продукции остается ниже уровня 2010 г. и составляет 13,9% в 2012 г. (после 12,5% в 2011 г. и 15,1% в 2010 г.) (рисунок 2.8).

 

Рисунок 2.8  - Структура затрат на производство продукции %

 

Таким образом, высокие темпы роста заработной платы в прошедшем году не оказали существенного влияния на рост цен потребительского рынка. Причинами тому стало следующее:

  • в 2012 г. происходил компенсационный рост заработной платы, сглаживающий провал (относительное снижение заработной платы) 2011 г.;
  • проводимая денежно-кредитная политика в отношении процентных ставок усиливала привлекательность сбережений для населения;
  • относительная стабильность обменного курса приводила к снижению инфляционных ожиданий.

Таким образом, рост заработной платы в прошедшем году не выступал доминирующим фактором роста цен потребительского рынка, а рост цен, в свою очередь, ограничивался только восстанавливающимся и приходящим к уровню 2010 г. платежеспособным спросом населения.

Следует отметить, что прогнозируемый в текущем году рост реальной заработной платы на 7,1% увязан с прогнозируемым ростом производительности труда (на 9,3%), который будет обеспечен путем инновационного развития и комплексной модернизации экономики, создания высокоэффективных производств.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства