Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства.
Для осуществления цели перед автором стоят следующие задачи:
рассмотреть понятие инфляции и причины ее возникновения;
дать характеристику видов и типов инфляции;
рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
изучить мероприятия антиинфляционной политики;
оценить инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь;
рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………. 6
1.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения …………………… 6
1.2 Характеристика видов и типов инфляции…………………………… 9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции ………………... 14
1.4 Цели, задачи и методы антиинфляционной политики государства.. 17
2 АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………………………….. 27
2.1. Социально – экономические последствия инфляции ……………… 27
2.2 Антиинфляционная политика государства …………………………. 38
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………... 41
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Файлы: 1 файл

курсач макроэкономика.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Что касается целей антиинфляционного регулирования, то их выбор диктуется достаточно большим количеством и чисто экономических, и социальных, и политических факторов; они чаще всего представляют собой компромисс потребностей и возможностей общества. «Ограниченность» антиинфляционной политики и скромность выдвигаемых задач зачастую объясняются тем, что, по мнению многих экономистов, за полную ликвидацию основ инфляции экономике пришлось бы заплатить слишком высокую цену. На практике задачи антиинфляционного регулирования формулируются как:

  • стабилизация инфляционных процессов, т. е. недопущение ускорения темпов роста общего уровня цен;
  • ограничение развития инфляционных процессов, т.е. снижение темпов роста общего уровня цен.

В периоды ускорения инфляции преобладает первый вариант. Конкретизация целей регулирования происходит и на дальнейшем этапе, предполагающем выбор варианта антиинфляционной политики и определение промежуточных и оперативных задач.

Поскольку именно ценовые индексы используются для формулировки конкретных задач антиинфляционной политики, ценовые показатели выполняют роль количественных критериев при оценке результатов регулирующих мер. Количественная оценка должна ответить на вопрос, насколько эти меры останавливают инфляционное поведение и тем самым уменьшают общее изменение уровня цен, которое было бы достигнуто в их отсутствие. Понятно, что введение гипотетической базы сравнения в виде того уровня цен, который был бы достигнут, делает количественные оценки достаточно условными. Кроме того, в качестве результатов антиинфляционной политики может рассматриваться ее влияние на длительность периода повышения уровня цен (уменьшение этого периода в случае успеха) или на скорость возврата к стабильным ценам. При установлении задач денежно-кредитной политики в виде показателей динамики денежной массы (соотнося эти показатели с. прогнозируемыми темпами роста реального ВНП) также приходят к ценовым показателям.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а также депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы - это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения. Поэтому стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики, но путем применения различных методов.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева» экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.

Целесообразно проводить не разрозненные меры по стабилизации денежного обращения, а планы стабилизации, основанные на координации основных методов регулирования экономики и денежного обращения, в частности, с учетом специфики каждого государства.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

  • оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы «А» и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);
  • наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);
  • нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;
  • активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;
  • конверсию военного производства;
  • развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Существуют два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

  • дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспобного спроса;
  • политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

  • ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;
  • оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов — банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п.;
  • гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность;
  • совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его споры с кейнсианством завершились синтезом рыночного и государственного регулирования;
  • - внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;
  • - борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, — использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.

Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы.

В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

  • по-новому строить бюджетную политику, т.е. вместо того чтобы сбалансировать бюджет в течение одного года, лучше стремиться выровнять его в течение более длительного периода, например 3—5 лет;
  • понижение процентных ставок, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;
  • проведение благоприятствующей рынку промышленной политики поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип «чем меньше государства в экономике, тем лучше»;
  • выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;
  • проведение последовательной приватизации, преследующей улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;
  • проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы.

Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации. Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой [5с.56-58].

Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей :

  • привести в соответствие товарную и денежную массы и ввести новую национальную денежную единицу;
  • остановить сползание экономики к развитию инфляционных процессов и, соответственно, к обесценению введенной национальной денежной единицы;
  • ограничить на определенный период рост заработной платы, для чего может быть использовано «замораживание» ее и, соответственно, потребительских цен.

 

2 АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Информация о работе Антиинфляционная политика государства