Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства.
Для осуществления цели перед автором стоят следующие задачи:
рассмотреть понятие инфляции и причины ее возникновения;
дать характеристику видов и типов инфляции;
рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
изучить мероприятия антиинфляционной политики;
оценить инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь;
рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………. 6
1.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения …………………… 6
1.2 Характеристика видов и типов инфляции…………………………… 9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции ………………... 14
1.4 Цели, задачи и методы антиинфляционной политики государства.. 17
2 АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………………………….. 27
2.1. Социально – экономические последствия инфляции ……………… 27
2.2 Антиинфляционная политика государства …………………………. 38
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………... 41
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Файлы: 1 файл

курсач макроэкономика.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ожидается, что рост заработной платы не будет являться основополагающим фактором формирования инфляционных ожиданий в 2013 г. [11, с.12-15].

Таким образом, во главу угла должно быть поставлено проведение Правительством и Национальным банком Республики Беларусь согласованной, прозрачной и последовательной политики, направленной на стабилизацию экономических процессов в стране.

В русле такой политики Министерством экономики Республики Беларусь в настоящее время подготовлен проект Программы антиинфляционных мер, содержащей меры прямого и системного действия, которая будет доведена до всех органов государственного управления [9, с.84].

 

2.2 Антиинфляционная политика государства

 

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы по:

  • ограничению издержек и ресурсосбережению;
  • ограничению монетарных факторов инфляции;
  • структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

В 2010-2012гг. расширение конечного спроса потребовало особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики являлось снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35 – 40 % в год. Для решения этих задач предполагалось осуществлять следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий:

  • регулярная установка ориентиров («коридор») инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и организаций, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики;
  • введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах;
  • поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы;
  • ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развитии вексельного обращения.

Анализ антиинфляционных мероприятий Национального банка дает основание заключить, что неудачный результат антиинфляционной политики Национального банка обусловлен рядом противоречий: противоречием между формально независимой антиинфляционной политикой Национального банка и ее реальной зависимостью от бюджетной политики; противоречием между двумя главными целями деятельности Национального банка «защитой и обеспечением устойчивости рубля» и «обеспечением развития и укрепления банковской системы Республики Беларусь»; объявленным осенью 1997 года валютным коридором, что было стратегической ошибкой, переоценкой достигнутых к тому времени успехов.

Субъекты хозяйствования республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза .

Экономика Беларуси тесно свяана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в

иностранной валюте (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5 — 3 раза .

При этом совокупные пассивы организаций в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что организации в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована.

В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными.

Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена, не имеет принципиального значения [14 с.12-14 ].

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Мероприятия, направленные на  совершенствование антиинфляционной  политики в Республике Беларусь

 

Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики, такие, как:

  • необходимость структурной перестройки народного хозяйства;
  • запаздывание формирования рыночной экономики;
  • монопольный характер экономики;
  • перекладывание налогового бремени на себестоимость продукции.

С учетом вышеизложенного антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:

  • отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
  • проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  • отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  • проведение либеральной торговой политики;
  • радикальная аграрная реформа [13, дата доступа 18.03.2014].

Единственный способ остановить инфляцию – научиться выдавать новые кредиты исключительно за счет возврата старых. Так работают все безинфляционные банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся. Поэтому первейшая задача на 2014г. – добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в условиях уменьшающейся инфляции будет непросто) пусть и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий. Это касается и валютных кредитов, выданных в 2013г. перерабатывающим предприятиям агрокомплекса.

Неукоснительный возврат касается и заимствований государства посредством облигаций. Главная проблема рынка ГКО – недоверие государству Министерства финансов. Стабильное функционирование рынка ГКО в национальной валюте - предпосылка стабильности белорусского рубля. Исследования показывают, что замещение ГКО кредитов национального банка на покрытие дефицита бюджета – существенный фактор снижения инфляции. За год прирост банковского портфеля ГКО составил всего 20,7%. Поэтому, вторая задача – восстановление доверия к облигациям государства. Национальный банк всеми своими действиями, а это и рефинансирование только под залог ГКО, и прекращение практики валютных свопов и депозитов, и, возможно, разрешение частично покрывать обязательные резервы ГКО, должен стимулировать покупку ГКО банками. Для увеличения емкости рынка ГКО целесообразно пойти на снижения уровня обязательных резервов.

Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у отдельных не слишком хорошо работающих банков.  Поэтому третья задача – повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияний и привлечения новых акционеров. Главный стимул для привлечения новых акционеров – рост индекса акций того или иного банка. Поэтому нужно наладить нормальный фондовый рынок.

Анализ обнаруживает большую зависимость монетарной и производственной сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой является реальный курс обмена (РКО), который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый "панический" курс и в ценообразовании ориентируются на него.

Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги (М0, М1), спрос же на широкие деньги М3, М4 устойчивым назвать нельзя. Поэтому монетарное таргетирование, применявшееся в 2012 в отношении совокупной рублевой массы М3 на 4% в месяц, а затем на 6,2%, представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по М1.

Единый курс при высокой цене нефти потребует увеличения цены жилья, транспорта и как следствие зарплаты в долларовом выражении. Предприятия и бюджет смогут существенно увеличить зарплату лишь при повышении производительности, т. е. сокращении избыточной рабочей силы. А чтобы занять ее, нужен бурный рост негосударственного сектора, чего, увы, пока не наблюдается. Поэтому, Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

Для ограничения инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь Правительством реализуется комплекс мер, направленных на:

  • усиление контроля за регулируемыми ценами и тарифами;
  • развитие конкурентной среды;
  • ограничение инфляции издержек.

Важнейшим элементом повышения эффективности административного регулирования цен является введение более жестких требований к обоснованию необходимости повышения цен:

    • снижение затрат на единицу товаров и услуг;
    • обеспечение уровня цен для внутреннего рынка не выше действующих экспортных цен. Национальным банком, со своей стороны, предпринимаются меры по поддержанию сбалансированности валютного рынка и ограничению давления на цены со стороны спроса. При этом обеспечение стабильности, наряду с кредитной поддержкой банками предприятий и населения в обоснованных объемах, является главным вкладом денежно-кредитной поли- тики и банковской системы в экономическое развитие страны [12, дата доступа 18.03.2014].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Антиинфляционная политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

В первую очередь задачами антиинфляционных программ являются:

    • выявление основных причины инфляции, определение ее национальной специфики;
    • постановка инфляционных процессов под контроль;
    • четкое обозначение допустимых пределов инфляции, оказание помощи хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам (положительная процентная ставка, защита резервных и т. п. фондов от обесценения, облегчение доступа к использованию иностранной валюты, легализация бартерных расчетов и т. п.);
    • снижение инфляции до уровня «ползучей» (т. е. не более 9% в год).

Что касается целей антиинфляционного регулирования, то их выбор диктуется достаточно большим количеством и чисто экономических, и социальных, и политических факторов; они чаще всего представляют собой компромисс потребностей и возможностей общества. «Ограниченность» антиинфляционной политики и скромность выдвигаемых задач зачастую объясняются тем, что, по мнению многих экономистов, за полную ликвидацию основ инфляции экономике пришлось бы заплатить слишком высокую цену.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия  тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства