Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 17:50, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов сущности инфляции и антиинфляционного регулирования, уточнение роли денежно-кредитного регулирования в преодолении инфляции, анализ причин и особенностей инфляции в России и разработка на этой основе механизма совершенствования антиинфляционного регулирования, учитывающего специфические условия российской экономики.
Введение 3
1. Социально-экономические последствия инфляции 5
2. Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия и тактика 16
3. Проблема реализации антиинфляционных мероприятий в российской национальной экономике последних трех лет 29
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Фискальная политика Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции [8].
Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя:
1) уменьшение правительственных расходов, или
2) увеличение налогов, или
3) сочетание 1) и 2).
Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.
Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.
Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.
Бюджетно-налоговая политика и инфляция.
Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией [14].
Предотвращение прогнозируемой инфляции. Экономическая система какое-то время находится в состоянии равновесия в точке Е1 (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат.
«Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3.» Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – в состоянии стабильности.
Автоматическая фискальная политика
Тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.
Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок [16].
Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.
Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит [18].
Проблемы фискальной политики:
1. Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.
2. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.
3. Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.
4. Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.
5. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.
6. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.
7. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).
В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используетсяполитика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:
1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.
Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке [19].
Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.
Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной политики.
На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:
1. Повышение нормы процента.
2. Уменьшение уровня реального объема производства.
3. Понижение уровня цен.
Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции , мы обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция à политика дорогих денег – более высокая процентная ставка – à возросший спрос на национальную валюту за границей àстоимость национальной валюты повышается à чистый экспорт сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.
Гипотеза естественного уровня ставит под вопрос само существование нисходящей кривой Филлипса в том виде, в котором она изображена на рисунке 3. Этот подход дает вывод, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.
В соответствии с гипотезой естественного уровня, неправильно ориентированная кейнсианская политика полной занятости, исходящая из тезиса о существовании кривой Филлипса, приведет к росту уровня инфляции. В соответствии с гипотезой естественного уровня, всякий данный уровень безработицы совместим с естественным уровнем безработицы в экономике.
Гипотеза естественного уровня имеет два варианта – это теория адаптивных и теория рациональных ожиданий.
Теория адаптивных ожиданий
Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Однако все эти предположения суть не что иное как вариации на одну и ту же тему: генералы всегда готовятся к прошедшей войне [21].
Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.
Теория рациональных ожиданий
Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика».
Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.
Другим основным положением ТРО является идея о том , что рынки товаров и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики [1].
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
Информация о работе Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия и тактика