Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 17:50, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов сущности инфляции и антиинфляционного регулирования, уточнение роли денежно-кредитного регулирования в преодолении инфляции, анализ причин и особенностей инфляции в России и разработка на этой основе механизма совершенствования антиинфляционного регулирования, учитывающего специфические условия российской экономики.
Введение 3
1. Социально-экономические последствия инфляции 5
2. Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия и тактика 16
3. Проблема реализации антиинфляционных мероприятий в российской национальной экономике последних трех лет 29
Заключение 38
Список используемой литературы 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ»
Курсовая работа
по макроэкономике
11 вариант
Выполнила: студентка гр. БЭ-СФО-2
Варанкина Наталья Александровна
Проверила: Прокопенко Людмила
Кирилловна
Киров 2015
Содержание
Инфляция представляет собой сложнейшее явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой. Серьезной проблемой инфляция остается для России. Без снижения уровня инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы, и финансовых рынков.
Вряд ли можно говорить о том, что в России выработан эффективный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной адекватности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции. Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики.
Постепенное снижение уровня инфляции в последние годы может быть объяснено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, которая позволила несколько нормализовать экономическую ситуацию в стране.
В связи с этим проблема инфляции не может считаться окончательно решенной для России.
По-прежнему актуальной и необходимой остается задача построения такой модели антиинфляционного регулирования, которая позволит, с одной стороны, эффективно управлять денежной массой, а, с другой – содействовать развитию отечественного производства.
Основной целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов сущности инфляции и антиинфляционного регулирования, уточнение роли денежно-кредитного регулирования в преодолении инфляции, анализ причин и особенностей инфляции в России и разработка на этой основе механизма совершенствования антиинфляционного регулирования, учитывающего специфические условия российской экономики.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
Объектом работы является антиинфляционная политика России.
Предметом исследования выступают инструменты и методы воздействия на инфляционные процессы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков отечественной и зарубежной экономической науки, которые отражены в списке литературы.
Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.
Главное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.
Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики [6].
Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.
Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.
Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в не обесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.
Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.
В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике [7].
Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.
Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.
Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.
Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.
Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.
Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен [4].
Перейдем к анализу тех изменений, которые происходят в экономической системе и поведении хозяйствующих субъектов в условиях инфляции. Для этого разделим исследование на две части. Сначала опишем издержки полностью прогнозируемой и антиципируемой инфляции, рассматриваемые в зарубежной литературе. Потом исследуем другие последствия и эффекты инфляции, независимо от степени ее прогнозируемости и антиципируемости.
Издержки прогнозируемой и антиципируемой инфляции (expected and anticipated inflation)
Такая инфляция вызывает возникновение издержек приспособительного характера.
1. Издержки «стоптанных башмаков» (shoe leather costs) — временные и материальные затраты, связанные с изменением схем сбережения в условиях высокой инфляции, а именно: увеличением удельного веса реальных активов (акций, недвижимости, золота) и номинальных активов, приносящих доход (банковских вкладов, облигаций), либо номинированных в иностранной валюте, а также затраты, связанные с их обратной конвертацией в ликвидные активы. «Люди теперь вынуждены тратить больше времени и средств на то, чтобы правильным образом разместить свои денежные средства. Они платят значительные суммы брокерам за то, что те покупают или продают для них облигации, начинают чаше ходить в банк. Мысль о том, как обойтись возможно меньшим количеством денег, мучает их по ночам. Все эти усилия, затраченные в попытках максимально экономно расходовать денежные авуары, также составляют издержки от инфляции».
2. Издержки «на меню» (menu costs) — издержки предприятий, связанные с частыми пересмотрами цен в условиях инфляции. Они включают затраты на калькуляцию новых цен, выпуск каталогов, заключение новых договоров, переналадку автоматов, работающих на монетах.
3. Издержки, связанные с изменением относительных
цен и неэффективностью размещения ресурсов
(relative-price variability
4. Издержки, связанные с искажением налогообложения
(inflation- induced tax
а) налогообложение доходов от продажи ценных бумаг. Оно не учитывает, что одна часть этих доходов имеет инфляционный характер, а другая часть отражает рост реальной стоимости актива, которую по справедливости и следует облагать налогом [9].
Например, облигация была приобретена в начале года по цене 30 долл., а продана в конце года по цене 50 долл. Если уровень инфляции за год составил 50%, то проиндексированная по уровню инфляции стоимость облигации к концу года составит 30 х 1,5 = 45 долл., а реальный доход от ее продажи равен 50 — 45 = 5 долл. Нередко в целях налогообложения учитывается не реальный, а номинальный доход, в нашем случае это 50 — 30 = 20 долл. При ставке налога 20% налоговая сумма составит 20 х 0,2 = 2 долл., тогда как справедливая сумма налога 5 х 0,2 = I долл. Реальная ставка налога в данном случае гораздо выше номинальной, 20%, и равняется 4/5 х х 100% = 80%;
б) налогообложение процентов по банковским вкладам также не всегда учитывает, что эти проценты частично или полностью компенсируют уровень инфляции. Зная это. обычно государства устанавливают налог только на разницу между процентной ставкой по вкладу и ставкой рефинансирования, которая, как считается, наиболее приближена к уровню инфляции в стране. А чтобы поддержать сбережения в виде банковских вкладов, государство может даже увеличить ставку рефинансирования на несколько пунктов, и этот процент установить в качестве необлагаемого минимума.
Например, в России с 1 января 2009 г. освобождаемыми от налогообложения доходами по рублевым вкладам являются проценты, полуценные в пределах ставки рефинансирования плюс 5%. Правда, процентные доходы, полученные сверх этого минимума, облагаются налогом на доходы физических лиц как материальная выгода поставке 35%;
в) при использовании прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в условиях инфляции также происходит несправедливое увеличение налогового бремени. Инфляционный рост номинальных доходов перемешает налогоплательщиков по шкале подоходного налога вверх, ставка налога растет. Это происходит в силу того, что смещение шкалы налога запаздывает во времени за инфляцией. Между тем, происходящее при этом сокращение располагаемых доходов способствует дефляции спроса, которая уменьшает общий уровень инфляции. Этот эффект получил название »фискального тормоза» {fiscal drag), а само прогрессивное налогообложение часто рассматривается как встроенный автоматический стабилизатор экономики [3].
Информация о работе Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия и тактика