Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия и тактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов сущности инфляции и антиинфляционного регулирования, уточнение роли денежно-кредитного регулирования в преодолении инфляции, анализ причин и особенностей инфляции в России и разработка на этой основе механизма совершенствования антиинфляционного регулирования, учитывающего специфические условия российской экономики.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономические последствия инфляции 5
2. Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия и тактика 16
3. Проблема реализации антиинфляционных мероприятий в российской национальной экономике последних трех лет 29
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

Makroekonomika_-_Tema_11_Antiinflyatsionnoe_reg.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.

Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым запаздыванием, которое зависит от промежутка времени между введением денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании, Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий [6].

Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe

Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период; Ре – предполагаемый темп роста цен.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы больше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

 

3. Проблема реализации антиинфляционных мероприятий в российской национальной экономике последних трех лет

Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Проводимые государством антиинфляционные мероприятия можно подразделить на 2 подхода:

1)приспособление инфляции (адаптация),

2)упреждающие мероприятия.

Адаптация построена на том, что все экономические субъекты в своих действиях учитывают инфляцию через учет потерь от снижения покупательной способности денег. Гл. направлением таких мероприятий является компенсация потерь. Методы: фиксирование дохода населения(з/п-цены), индексация % ставки, индексация первонач. суммы инвестиций. Адаптационные мероприятия проводятся только в том случае, если инфляция галопирующая, т.е. цены растут очень быстрыми темпами.

Собственно антиинфляционные мероприятия. При этом предполагается использование государством мероприятий денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики:

1)Погашение антиинфляционных ожиданий населения через товарные цены.

2)Сокращение дефицита государственного бюджета(либо за счет повышения налогов, либо за счет сокращения его расход части).

3)Установление жестких лимитов на денежную эмиссию.

4)Ослабления влияние внешних факторов и гл. образом прилива иностранных капиталов.

Следует отметить, что регулирование инфляции осуществляется преимущественно центральным банком при проведении им денежно-кредитной политики [10].

Денежно-кредитная политика воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитная политика антиинфляционного направления получила название кредитной рестрикции или политики дорогих денег.

Рестрикционная политика направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок.

Ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов и др.

К основным инструментам денежно кредитной политики относятся: ставка рефинансирования, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

 

1) Процентная политика является  одним из важнейших рыночных  инструментов проведения денежно-кредитной  политики. Она выражается в установлении  и периодическом пересмотре официальных базовых ставок центрального банка, а также ставок по его основным операциям. Основной ставкой является ставка рефинансирования (кредитованию банковских учреждений) - это плата за кредиты центрального банка, которые он предоставляет коммерческим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

При рестрикционной политике центральный банк повышает ставку рефинансирования.

С 26 дек. 2011 г. ставка рефинансирования установлена на уровне 8%.

2) Резервные требования (обязательные  резервы) представляют собой часть ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. Норма обязательных резервов показывает, какая часть ресурсов (депозитов) коммерческого банка подлежит обязательному резервированию в центральном банке.

Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций банков (объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую, центральный банк проводит рестрикционную политику путем увеличения нормативов резервирования средств. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

С 1 апреля 2011 г. норма обязательных резервов установлена на уровне 4%, исключение составляют обязательства коммерческих банков перед юридическими лицами – нерезидентами, по которым норма резервов установлена на уровне 5,5%.

3) Операции на открытом рынке  представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковской ликвидности, процентных ставок, курса ценных бумаг, а также денежной массы в обращении.

При проведении рестрикционной политики Центробанк осуществляет продажу ценных бумаг. При этом, сумма средств кредитных организаций уменьшается, и в банковской системе происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что в свою очередь отражается на величине денежной массы. 

По данным Центробанка (квартальный обзор инфляции за 4 квартал 2011 г.):

В 2011 г. продолжился экономический рост. По объему ВВП был достигнут уровень 2008 года [11].

По итогам 2011 г. инфляция составила 6,1%, что меньше чем в прошлом году на 2,7 процентных пункта. Инфляция на уровне 6,1% соответствует целевому ориентиру (6–7%), установленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов.

период

     

Инфляция по оценке Росстата и Банка России (декабрь к декабрю)

8,8%

8,8%

6,1%


По информации Росстата, в 2011 г. во всех федеральных округах Россиитемп прироста инфляциипотребительских цен был ниже, чем в предыдущем году.

На протяжении большей части 2011 г. динамика денежных агрегатов свидетельствовала о постепенном снижении инфляционных рисков со стороны монетарных факторов. В целом за 2011 г. годовой темп прироста денежного агрегата М2 снизился с 31,1 до 22,6%. Объем М2 составил на конец 2011г. 24,5 трлн. руб. Однако в сентябре-декабре тенденция к устойчивому снижению этого показателя приостановилась. Ежемесячные темпы прироста рублевой денежной массы с учетом сезонной корректировки стали повышаться с июня 2011 года.

Рост кредитной активности банков был основным источником увеличения широкой денежной массы в 2011 году.

Одним из основных факторов, обеспечивавших расширение предложения кредитов в посткризисный период, было увеличение депозитной базы. Во второй половине 2011 г. годовой прирост кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам впервые с 2009 г. превысил прирост банковских депозитов.

В результате вновь, как и в период кредитного бума в 2006 – 2008 гг., начал образовываться разрыв между кредитами и банковскими депозитами. В этой ситуации для поддержания высоких темпов роста кредитов банкам необходимы источники дополнительного финансирования. Если до 2008 г. таким источником могли быть внешние заимствования, то в настоящее время происходит существенное увеличение роли внутреннего денежного рынка.

Причины инфляции в 2011 году

    1. рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
    2. рост цен на сахар (на мировом рынке);
    3. рост цен на говядину и свинину;
    4. рост цен на продукты (гречка, картофель);
    5. рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
    6. увеличение бюджетных расходов;
    7. рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
    8. низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);
    9. высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);
    10. сезонный фактор: недисциплинированные бюджетные организации откладывают большую часть расходов на конец года, чем разгоняют инфляцию;

Информация о работе Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия и тактика