Причины снижения инфляции в 2011 году
- низкий потребительский спрос;
- укрепление курса рубля в первые три квартала
года, способствующее росту потребительского
импорта и высокой насыщенности товарных
рынков(усиление курса рубля способствует
понижению инфляционного давления);
- стабилизация цен на глобальных продовольственных
рынках (II-III кварталы);
- замедление роста цен на продукты на
внутреннем рынке вследствие хорошего
урожая и высокого предложения;
- рост объемов импорта дешевой плодоовощной
продукции;
- снижение монетарного давления;
- замедление роста денежного агрегата
М2;
- сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную
продукцию в июле-августе.
Антиинфляционная политика государства
в 2011 году
- таргетирование инфляции (регулирование
темпа прироста денежной массы в определенных
пределах);
- продажа зерна из интервенционного фонда
(порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем
торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна
(из них 100 тыс. - фуражного), проводились
они до конца июня 2011 года);
- для поддержания стабильного уровня
цен на зерно на внутреннем рынке в октябре
2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах
24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся
повышенные тарифы);
- ужесточение монетарной политики - повышение
учетной ставки;
- повышение с 1 февраля 2011г. нормативы
обязательных резервов по обязательствам
кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами
в валюте РФ и в иностранной валюте - с
2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных
резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам
перед физлицами и иным обязательствам
кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
- ужесточение антимонопольных мер (по
завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
- регулирование (фиксация) цен на электроэнергию
и бензин;
- снижение импортных пошлин (на национальном
уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар,
гречку, зерно);
- заимствование денежных средств на финансовом
рынке - операции на открытом рынке (размещение
евробондов РФ);
- расширение валютного коридора (гибкость
курсообразования);
- прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации
на внутреннем рынке. Экспортная пошлина
на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т,
что на 34% больше по сравнению с изначально
запланированной на май пошлиной и на
44% - по сравнению с действовавшей в апреле.
В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
- повышение ставки рефинансирования
- сокращение государственных расходов
на оборону и МВД;
- сокращение государственных инвестиций
(оптимизация расходов на федеральные
целевые программы, поддержку юрлицам
и ипотечным программам)
В 2011 году подавление роста потребительских
цен достигалось в основном за счет средств
денежно-кредитной политики. В первом
квартале 2011 года благодаря административным
мерам (фиксации цен) правительства удалось
замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.
В России монетарный фактор на темпы
инфляции почти не действует (вклад монетарного
фактора на уровень инфляции находится
в пределах 5-6%). Удельный вес денежной
массы, обслуживающей российскую экономику,
по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой
другой стране с развитой рыночной экономикой.
Пути совершенствования антиинфляционной
политики в РФ
- снижение ставок таможенных пошлин;
- изменения в налоговой политике (снижение
страховых взносов в ПФ);
- регулирование тарифов естественных монополий (в пределах
инфляции предыдущего года). При инфляции
ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту
же величину, скорректированную на 1%-2%
сверху. В противном случае основные отрасли
будут терять инвестиционную привлекательность;
- ужесточение контроля над ценами;
- дотирование и возмещение расходов на
ГСМ сельхозпроизводителей;
- создание финансового фонда для регулирования
ценовой ситуации на продовольственном
рынке в стране (рост цен на зерно - существенный
фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация
на рынке зерна оказывает определяющее
значение на ситуацию на продовольственном
рынке в целом).;
- в планах принятие закона "О торговле"
(фиксирование цен на продукты, если цены
растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать
отдельные законы по установлению цен
или предельных наценок на любые товары);
- ужесточение антимонопольного законодательства
(введение уголовной ответственности
за сговоры, ограничивающие конкуренцию,
так называемые картели);
- для стабилизации цен на бензин и ГСМ
предлагается согласование планов нефтяных
компаний по ремонту НПЗ с профильными
ведомствами; сезонное резервирование
топлива; закрепление нормы по поставкам
нефтепродуктов на внутренний рынок в
лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн
нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть
и темные нефтепродукты.
- введение социальной нормы потребления
коммунальных ресурсов: в пределах этой
нормы цены будут зафиксированы, превышение
же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
- перераспределение большей части продовольственной
продукции на внутренний рынок. Предлагается
создание новой модели распределения
продовольственной продукции: а) насыщение
внутреннего рынка; б) создание резерва
на предстоящий период; в) продажа на внешние рынки. На момент
2011 года действовала модель, ориентированная
в основном на внешний рынок.
Заключение
Вся прогрессивная экономическая мысль
человечества, положила немало усилий
для борьбы с ней, но инфляция окончательно
побеждена не была, т.к. появились новые и более
сложные ее формы. В некоторых странах
определенные успехи уже достигнуты, другие
как и Россия, находятся в начале этого
пути, что ставит их в привилегированное
положение. Они, используя накопленный
исторический опыт, могут избежать чужих
ошибок. Однако копирование действий других
стран, пусть даже и успешно вышедших из
инфляционного кризиса, как правило, ведет
к плачевным последствиям. Поэтому при
формировании политики в Российской Федерации
необходимо учитывать уникальные особенности
экономики государства:
1. Монопольный ее характер.
2. Развал прежней кредитно-денежной
и финансовой системы страны
и сложности с формированием
новой, адекватной российским условиям.
3. Не конвертируемость рубля
и вытеснение его на внутреннем рынке страны более сильными валютами.
4. Наличие мощной теневой экономики,
развившейся во время подавленной
инфляции.
5. Слабость спирали «зарплата - цены» и огромная роль спирали
«цены сырья - общий уровень цен».
Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой
системы в рыночную. Корни его находятся
в структурно-системных диспропорциях
развивающегося хозяйства, поэтому сейчас
России необходима мощная и жесткая политика,
включающая в себя широкий спектр кредитно-денежных
и бюджетно-финансовых мер, нужно снять
все барьеры на пути действия рыночных
механизмов, чтобы преодолеть все структурные,
управленческие и монетарные глубинные
причины инфляции.
Проведенный анализ показывает, что наметилась
устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению
ее к допустимому уровню, что свидетельствует
об определенных успехах государства
в реализации мер антиинфляционной политики.
Тем не менее, рассматриваемая проблема
еще не решена в полной мере и поэтому
сохраняется необходимость дальнейшего снижения
инфляции и установления полного контроля
над инфляционными процессами в стране.
Управление инфляцией по-прежнему представляет
важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный, многофакторный
характер инфляции, в основе которой лежат
не только монетарные, но и другие факторы.
При всей значимости сокращения государственных
расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого
комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди них стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение
ответственности предприятий за результаты
хозяйственной деятельности, изменение
обменного курса рубля, проведение определенных
мер по регулированию цен и доходов.
Список используемой литературы
- Амосов А. Об антиинфляционной политике.
// Экономист. - 2012. - № 3.
- Андрианов В. Деньги и инфляция. // Общество
и экономика.- 2010. - № 2
- Андрианов В. Функциональная экономическая
система, регулирующая уровень инфляции
// Маркетинг. - 2010.
- Аникин A.B. История финансовых потрясений.
Российский кризис в свете мирового опыта.
-М.: Олимп-Бизнес, 2012.
- Баранов А.О. Анализ факторов инфляции
России в годы экономических реформ / А.О.
Баранов, И.А. Сомова // Проблемы прогнозирования.
− 2009.
- Баранов Э.Ф., Соловьев Ю.П. Влияние тарифов
и стоимости услуг естественных монополий
на инфляцию. // Банковское дело. - 2011. - №2.
- Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. - М., 2009.
- Вальтух К.К. Эффективность производства
и инфляция // ЭКО. - 2009.
- Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.
2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
- Воронов Ю. П. Жупел инфляции. ЭКО. - 2009.
- №11.
- Восканян М.А., Манукян Д.Э. Режим таргетирование инфляции в денежно-кредитной
политике стран с переходной экономикой.
// Межвузовский сборник научных трудов
«Проблемы экономики и трансформации
образовательных систем», Издательство
РАУ, Ереван. - 2013.
- Гамза В.А. Инфляция в России: аналитический материал. // Деньги и кредит. -2012.-№9.
- Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. Мировой
опыт и наши проблемы. - М.: Международные
отношения, 2010.