Антикризисное управление предприятием: условия и технологии реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Если компания превратит кризис в управляемый процесс, она не только сократит риски, но и сможет использовать новые возможности, получив в будущем реальное конкурентное преимущество. Как говорят китайцы, любой кризис позитивен - он очищает и развивает: "то, что нас не сломает, сделает нас сильнее".
Целью работы является изучение этапов антикризисного управления и технология реализации антикризисных мер. Объектом изучения является в целом инструменты антикризисного менеджмента.

Содержание работы

Введение
1. Инструменты антикризисного управления
1.1. Основы антикризисного менеджмента
1.2. Реструктуризация предприятий на основе формирования антикризисной стратегии
2. Антикризисные меры – технология реализации
2.1. Антикризисные меры: управление кредиторской задолженностью - управление кредиторской задолженностью
2.2. Антикризисное управление персоналом
2.3. Финансовое оздоровление предприятия
2.4. Налоговые новации как антикризисная мера
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 74.45 Кб (Скачать файл)

Нужно развивать потенциал  мер по восстановлению платежеспособности, принимаемых до возбуждения производства по делу о банкротстве. Одним из вариантов  разрешения проблемы может являться привлечение к досудебной процедуре некоего независимого арбитра, специалиста по антикризисному управлению. Наиболее целесообразным представляется возложить эти функции на арбитражного управляющего, который должен быть профессионалом в вопросах восстановления платежеспособности.

Существует также проблема чисто психологическая - финансовое оздоровление применяется в деле о банкротстве. При этом мало кто  обращает внимание на то, что предприятие  признается банкротом только с даты открытия конкурсного производства, а в процедурах наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления предприятие банкротом не является. Это, по сути, еще один довод в пользу внесудебного характера финансового оздоровления.

При возможности восстановления платежеспособности в ходе дела о  банкротстве возникает задача выбора реабилитационных процедур - внешнего управления, финансового оздоровления или мирового соглашения.

При этом внешнее управление, обладающее всеми основными преимуществами финансового оздоровления и не имеющее  некоторых его недостатков, с  точки зрения кредитора более  приемлемо. Для должника наиболее выгодным является мировое соглашение как  способ прекращения производства по делу о банкротстве.

Основные интересы должника и кредиторов в процедуре финансового  оздоровления приведены в таблице.

Интересы должника в процедуре  финансового оздоровления

Интересы кредиторов в процедуре  финансового оздоровления

1. Отсутствие возбужденного производства  по делу о банкротстве

1. Наличие контроля со стороны  кредиторов за деятельностью  предприятия

2. Возможность относительно самостоятельно (без непосредственного участия  арбитражного управляющего) вести  хозяйственную деятельность

2. Ограничение возможности совершения  сделок в ходе финансового  оздоровления

3. Отсрочка от исполнения обязательств, срок исполнения которых уже  наступил

3. Понимание перспективы восстановления  платежеспособности должника за  счет утверждения плана финансового  оздоровления

4. Финансовое оздоровление должно  давать в определенных пределах защиту от банкротства

 

 

Таким образом, финансовое оздоровление - эффективный инструмент антикризисного управления в тех случаях, когда необходимы отсрочка либо временный мораторий на исполнение обязательств.

2.4. Налоговые новации как антикризисная мера: российский и зарубежный опыт

Согласно информационно-правовым ресурсам и проектам нормативных документов планируется принятие ряда серьезных нововведений в налоговом законодательстве.

Итак, что же ждет налогоплательщиков в ближайшее время? Их ждет упрощение  порядка возмещения НДС. Если подробнее, механизм ускоренного (заявительного) порядка возмещения будет примерно следующим: налогоплательщик, представив налоговую декларацию, в которой заявлена определенная сумма к возмещению, получит возможность до завершения камеральной проверки получить те суммы налога, на которые он претендует. Камеральная проверка будет продолжена и завершится в установленном порядке. Не исключено, что в результате проверки выяснится: сумма, уже полученная налогоплательщиком, была выплачена ему неправомерно. Тогда банк гарантирует возврат в государственную казну причитающегося НДС.

Не налоговые органы, а  банки будут оценивать налогоплательщиков и обоснованность их претензий на возмещение суммы НДС. Банковская гарантия дешевле, чем банковский кредит, и  организации, получив своевременно активы в виде возмещенного налога, будут избавлены от необходимости  привлекать кредитные средства.

По замыслу властей, новым  налогом - налогом на сверхприбыли - станет облагаться нефтяная отрасль. Название налога не принципиально, важно другое. Вместо нынешнего НДПИ необходимо ввести более гибкий налог, который перераспределял бы нагрузку не по размеру, а по времени, переносил бы максимальное налоговое изъятие на период, когда месторождение работает наиболее эффективно.

Также рассматривается законопроект, снимающий проблему учета потерь торговых сетей от хищений, порчи, лома продукции и т.д. Существующие в НК РФ нормы не адаптированы под современные форматы торговли, что влечет за собой колоссальные потери в этой отрасли.

Уничтожение офшоров - еще одна мировая тенденция, которую должна поддержать Россия. В этой части придется стандартизировать НДС и консолидировать работу налоговых консультантов на международном уровне.

В условиях кризиса опасна ситуация, когда предприятия сами платят те налоги, которые государство у них не "просит". Кроме того, налогообложение табачных изделий сильно занижено, ставки нужно повышать в разы. Аналогичное решение нужно принимать и относительно алкогольной продукции. На сегодня налогообложение малого бизнеса в большей степени зависит от решений субъектов Федерации. И этот порядок нужно менять, так как зачастую власти субъектов исходят лишь из необходимости наполнения региональных бюджетов, а не поддержки предпринимателей.

в период кризиса особенно важно финансировать подготовительные работы, необходимые для введения налога на недвижимость. Например ситуация в г. Сочи, где стоимость жилья меняется в зависимости от предмета разговора: при исчислении земельного налога - стоимость одна, при выплате различных компенсаций - другая.

Всем известно, что налоговая система должна быть справедливой, необременительной для бизнеса как с точки зрения ставок, так и с точки зрения администрирования. И наконец, налоговая система Российской Федерации должна быть более привлекательной, чем в других государствах. Это в идеале, но кризис обнажил очень многие проблемы российской экономики и налоговой системы в частности.

Идея заявительного порядка возврата НДС, безусловно, хорошая. Возврат НДС должен превратиться в простую кассовую операцию, как это происходит в Европе. И это абсолютно никак не должно быть связано со сроками проведения налоговых проверок.

Еще необходимо отказаться от налогообложения авансовых платежей. Предоставление права на вычет НДС  с авансов - отличное промежуточное  решение. Но, гораздо важнее освободить авансы от налога - это позволит направить  средства в реальный сектор экономики.

В условиях кризиса главный резерв Правительства РФ, который нужно использовать, - совершенное налоговое администрирование. В Налоговый кодекс РФ должны быть заложены совершенно ясные критерии, которые не будут оставлять сомнения.

Как известно кризис - это время для реформ. Уже сделано очень много, но останавливаться на достигнутом нельзя.

Перспективными направлениями налоговой политики России в условиях финансового кризиса являются налоговое стимулирование промышленного развития и инновационной деятельности, предоставление налоговых преференций и налоговых каникул малым и средним предприятиям, принятие ряда мер, направленных на упрощение получения рассрочки или отсрочки по налогам, сокращение документооборота и т.д.

Можно констатировать, что, несмотря на ряд принятых программных  документов и сделанных громких заявлений о необходимости развития инноваций, поддержки малого бизнеса, налоговая политика по-прежнему носит преимущественно фискальный характер. Более того, сейчас финансовые ведомства все больше говорят о необходимости жесткой экономии средств, ужесточении налогового администрирования, отказах в возмещении НДС.

Отчасти в условиях кризиса  это оправданно, однако предприятиям от этого не лучше, учитывая, что  непродуманная налоговая политика прошлых лет не позволила им накопить определенный запас прочности, рассчитаться по кредитам, обновить основные фонды  и расширить персонал. Государство  поддерживает ту или иную сферу экономики, субъекты РФ простым "закачиванием" бюджетных денег, "перекройкой" межбюджетных отношений и другими мерами.

Анализ Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. позволяет сделать вывод, что в отношении мер налогового регулирования данный документ носит поверхностный характер и в основном сводится к перечислению тех решений, которые были реализованы в 2007-2008 гг.

Таким образом, можно предложить следующие основные корректировки  указанной Программы антикризисных мер:

- предусмотреть увеличение  налоговых вычетов по НДФЛ  для лиц с низким уровнем  доходов (вывод из налогооблагаемой  базы доходов ниже прожиточного  минимума);

- распространить налоговый  вычет по НДФЛ на средства, израсходованные не только на  обучение и лечение, но и  на санаторно-курортные путевки  в отечественные здравницы. Это  предложение направлено на оздоровление  населения и поддержку курортно-рекреационной  деятельности в стране, стимулирование  спроса на рынке внутреннего  туризма;

- предоставить малым и  средним предприятиям на срок  до одного года отсрочки или  рассрочки по уплате налогов  при сумме задолженности свыше  1 млн руб. по решению руководителя регионального финансового органа по согласованию с Минфином России;

- провести мониторинг  и оценить эффективность введения  для промышленных и иных предприятий  30-процентной "амортизационной премии"; рассмотреть вопрос о введении  инвестиционной льготы по налогу  на прибыль организаций;

- в целях обновления  основных фондов промышленных  предприятий рассмотреть вопрос  о предоставлении льготы по  налогу на имущество организации  по вновь вводимому технологическому  оборудованию при сумме инвестиций  не менее чем 100 млн руб. на срок не менее пяти лет;

- изменить порядок применения  специальных режимов налогообложения  малого бизнеса (имеется в виду  дальнейшее увеличение предельного  объема годового оборота, дающего  право применять УСН, до 60 млн руб., для малых инновационных предприятий - до 100 млн руб.);

- принять пакет законодательных  актов, направленных на эффективное  налоговое стимулирование инновационной  деятельности;

- рассмотреть вопрос об  обеспечении льгот для инвесторов  в части запрета на ухудшение  условий налогообложения, предусмотренных  Федеральными законами "Об иностранных инвестициях", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; утвердить порядок определения и регистрации инвестиционных проектов.

Если говорить о снижении налоговой ставки по налогу на прибыль  и увеличении в три раза амортизационной  премии по ряду объектов амортизируемого  имущества, то эти меры в настоящее  время неактуальны. Просто большинство  налогоплательщиков не имели прибыли  в конце 2008 г. и не планируют инвестиций в производство из-за отсутствия средств.

Рассмотрим  антикризисные меры, принятые в Бельгии. Некоторые положения, которые были применены в этой стране, могли бы быть полезны и интересны для российской налоговой системы.

Итак, ставки НДС и налога на прибыль существенно не изменены: 27 марта 2009 г. был принят закон, согласно которому работодатель вправе отсрочить  до шести месяцев уплату в бюджет "зарплатных" налогов, начисленных за труд работников в ночное и сверхурочное время, но только в определенных отраслях экономики.

Согласно новому закону работодатель теперь вправе возмещать работникам расходы на проезд к месту работы велосипедом в размере 0,2 евро за километр. Серьезные изменения произошли  в части налоговых вычетов: они  предоставляются на приобретение компьютерной техники. Также законом отменен  налог на страхование экспорта.

Что касается НДС, то в Бельгии  существует три варианта ставок: 21%, 12%, 6%. Обычная ставка - 21%, ставка на товары, необходимые для жизни, - 6%. Так  как снижать ставки НДС без  согласия Евросоюза нельзя, государство  может управлять экономикой, применяя льготные ставки для определенных отраслей. В Бельгии три приоритетных сектора  экономики: строительство частных  домов, ресторанный бизнес, обрабатывающая промышленность (в том числе производство автомобилей). Ремонт частных домов  облагается НДС по ставке 6%, если работа сделана зарегистрированными контрактными работниками; строительство по правительственным  программам домов для малообеспеченных граждан - также по ставке 6%. Поставка еды облагается налогом по ставке 21%, но планируется ее снижение. Интересно, что в Бельгии существует законопроект, согласно которому граждане могут учесть при заполнении налоговой декларации расходы на посещения ресторанов.

Большую реформу власти этой страны провели и в части возврата НДС. Большинство компаний переходят  на ежемесячный возврат налога вместо квартального. Ранее получения НДС  из бюджета нужно было ожидать  четыре-пять месяцев, сейчас - максимум четыре недели.

Налоговая оптимизация в  Бельгии - это деятельность, направленная налогоплательщиком на уменьшение налоговых  обязательств. Принцип уже давно  принят в бельгийской системе  правосудия (ст. 170 Конституции Бельгии). В 1961 г. Верховный суд Бельгии (Brepols) подтвердил, что нельзя считать уклонением от налогов и мошенничеством ситуацию, когда стороны контракта делают все, чтобы минимизировать налог, даже если форма контракта не совсем логична. В течение 20 лет бельгийская налоговая администрация неудачно пыталась ввести принцип экономической реальности в налоговое законодательство. В 1990 г. Brepols подтвердил свою позицию, добавив: можно считать, что уклонения от налогов не было, даже если контракт заключен с единственной целью - уменьшать налоги. В ответ законодатель по инициативе налоговых органов ввел новые правила для определенных операций, согласно которым налоговые органы не должны признавать сделку законной с точки зрения налогов, если не доказана деловая целесообразность.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием: условия и технологии реализации