Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:52, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАДЕЛ 1. ТИПЫ КОНКУРЕЦИИ…………………………………………..……4
1.1.Сущность конкуренции, условия ее существования…………………….....4
1.2.Совершенная конкуренция……………………………………………….......5
1.3. Несовершенная конкуренция……………………………...………………...6
РАЗДЕЛ 2. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ…. ……………………...…...8
2.1.Формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовая и неценовая конкуренция…………………………………..…………..8
2.2. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………….……………………………………11
2.3.Монопольные цены и поведение монополистов…….………………...…..12
РАЗДЕЛ 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В Украине……………………………………………………………….…………….16
3.1.Особенности украинского монополизма………………………………....16
3.2.Методы антимонопольной политики……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ ……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАДЕЛ 1. ТИПЫ КОНКУРЕЦИИ…………………………………………..……
1.1.Сущность конкуренции, условия ее существования…………………….....4
1.2.Совершенная конкуренция………
1.3. Несовершенная конкуренция……………………………...……………
РАЗДЕЛ 2. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ…. ……………………...…...8
2.1.Формы конкуренции в условиях
монополистического производства, ценовая
и неценовая конкуренция…………………………………..…………
2.2. Современные подходы к трактовке
проблем совершенной и несовершенной
конкуренции…………….…………………………………
2.3.Монопольные цены и поведение монополистов…….………………...…..12
РАЗДЕЛ 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В Украине……………………………………………………………
3.1.Особенности украинского монополизма………………………………....16
3.2.Методы антимонопольной политики……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ …………………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная
экономика представляет собой
сложнейший организм, состоящий
из огромного количества
По определению
рынок - это организованная структура,
в которой существуют
Ключевым понятием,
выражающим сущность рыночных
отношений, является понятие
Конкуренция - это
центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
1.1.Сущность конкуренции. Условия ее существования.
Конкуренция – соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
1. Количество фирм (хозяйственных,
промышленных, торговых предприятий,
имеющих права юридического
2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3. Дифференциация товаров (
4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Рыночное соперничество классифицируется так:
1.2.Совершенная конкуренция.
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
1. Объём производства
отдельной фирмы является
2. Реализуемые каждым
производителем товары
3. Покупатели хорошо
4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие
предполагает возможность
1.3. Несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».1
Термин « монополия
» в буквальном смысле
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
А) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
Б) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).
В зависимости от причин
возникновения различают
А) Естественная
монополия (ею обладают
Б) Легальные
монополии, образующиеся на
В) Искусственные
монополии. Под этим названием
имеется в виду объединение
предприятий, создаваемое ради
получения монополистических
Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
Ограничивают аутсайдерам
(предприятиям, которые не вошли
в монополистическое
Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
Применяют более крупный капитал;
«Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
РАЗДЕЛ 2.НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
2.1. Формы конкуренции в условиях монополистического производства.
Ценовая и неценовая конкуренция.
В период монополистической
конкуренции основными её
научно-техническое
Научно-техническое
соперничество. Борьба за
Разработки новых продуктов;
внедрения современных
Накопления и использованья научно-технической информации; приобретения и использованья патентов. При научно техническом соперничестве обычно используются две модели:
А) Конкурентная модель – основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы могут копировать любую техническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на технические исследованья несут только разработчики
Б) Монополистическая модель – основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счёт нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизации рынка. Монополисты, чтоб избежать потерь за счёт морального износа машин и оборудованья, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.
3. Промышленно-производственное
соперничество проявляется в
виде наращиванья
А) Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтоб поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой объём продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.
Б) Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объёма производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счёт уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.
Информация о работе Антимонопольная политика и ее особенности в Украине