Антимонопольная политика и ее особенности в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАДЕЛ 1. ТИПЫ КОНКУРЕЦИИ…………………………………………..……4
1.1.Сущность конкуренции, условия ее существования…………………….....4
1.2.Совершенная конкуренция……………………………………………….......5
1.3. Несовершенная конкуренция……………………………...………………...6
РАЗДЕЛ 2. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ…. ……………………...…...8
2.1.Формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовая и неценовая конкуренция…………………………………..…………..8
2.2. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………….……………………………………11
2.3.Монопольные цены и поведение монополистов…….………………...…..12
РАЗДЕЛ 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В Украине……………………………………………………………….…………….16
3.1.Особенности украинского монополизма………………………………....16
3.2.Методы антимонопольной политики……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ.docx

— 53.01 Кб (Скачать файл)

   Кроме того, не  разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации  производства или реализации  товаров, а также наделять уже  существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию.  Поэтому решения исполнительной  власти и местного самоуправления  по вопросам создания, реорганизации  и ликвидации предприятий или  предоставления льгот должны  согласовываться с антимонопольным  ведомством.

5. Реестр как инструмент  антимонопольного контроля. По результатам  анализа состояния торгового  рынка и доли предприятий на  нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

   Количество включённых  в реестр предприятий зависит  от границ товарного рынка,  на котором определяется их  доля. Чем детальнее рассматривается  номенклатура продукции, тем больше  предприятий может быть включено  в реестр. Антимонопольные органы  выявляют предприятия, имеющие  значительную долю лишь в производстве  наиболее важной для экономики,  структурообразующей и социально  значимой продукции.

   Но внесение предприятия  в реестр ещё не говорит  о том, что оно является монополистом  и к нему следует применить  ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более  того, их монополистическая деятельность  невозможна, если на рынке ограничен  платежеспособный спрос или ресурсы  для развития производства. Монопольное  поведение предприятия и меры  по пресечению злоупотреблений  доминирующим положением строго  регламентированы статьями закона  «О конкуренции».

   Все товарные рынки  можно, с оговорками, разделить  на три типа:

1. С развитой конкуренцией  – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а  также рынки машиностроительного  и строительного комплексов;

2. Олигополистические  –   рынки отдельных товаров длительного  пользования (машины, компьютеры  и т.д.)

3. Монополизированные рынки,  в том числе естественных монополий.

   Структура товарных  рынков, характер и уровень монополизации  экономики меняются в результате  приватизации, либерализации цен,  открытия внутреннего рынка для  международной конкуренции, банкротства  убыточных предприятий, регулирования  естественных монополий.

  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

Преимущества:

1.Способствует более эффективному использованью ресурсов;

2.Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

3.Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

4.Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

5.Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

1.Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

2.Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

3.Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

4.Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

5.Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

6.Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной        несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

       В целом  же, эта форма экономических отношений  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция  - значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Видягин В. И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. – М., 2000. – 546 с.
  2. Муравьев А. И. И др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М., 1999. – 428 с.
  3. Онищук Я. В.Фінансове забезпечення діяльності малого бізнесу. //Фінанси України. 7, 2003. – С.51-59.
  4. Гончарова Н. В. Напрямки розвитку інтеграційних процесів у сфері фінансової підтримки малого підприємництва. //Фінанси України. 7, 2003. – С. 75-83.
  5. Романов М. В. Фінансова підтримка підприємництва. //Фінанси України. 9, 2003. – С. 32-35.

1 Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993.С.54.

2 Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. С. 120.

3 Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 193


Информация о работе Антимонопольная политика и ее особенности в Украине