Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:52, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАДЕЛ 1. ТИПЫ КОНКУРЕЦИИ…………………………………………..……4
1.1.Сущность конкуренции, условия ее существования…………………….....4
1.2.Совершенная конкуренция……………………………………………….......5
1.3. Несовершенная конкуренция……………………………...………………...6
РАЗДЕЛ 2. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ…. ……………………...…...8
2.1.Формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовая и неценовая конкуренция…………………………………..…………..8
2.2. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции…………….……………………………………11
2.3.Монопольные цены и поведение монополистов…….………………...…..12
РАЗДЕЛ 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В Украине……………………………………………………………….…………….16
3.1.Особенности украинского монополизма………………………………....16
3.2.Методы антимонопольной политики……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Но социалистические
монополии существенно
Специфика украинских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Украинское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Сегодня, спустя
восемь лет после начала
Для реализации
антимонопольной политики, поддержки
рыночных структур и
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:
1. Приватизация не
привела, как ожидалось, к
2. Принудительная
3. Малый бизнес так
и не получил должного
Во многих странах
именно малый бизнес является
естественной основой
Как показывает
зарубежный опыт, чем выше доход
малых предприятий в общем
числе хозяйствующих субъектов
и численности занятых, тем
меньше безработица и больше
конкуренция. Однако сегодня
Для развития малого
бизнеса необходимы доступные
кредиты и льготное
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
1. Наладить антимонопольный
контроль за проведением
2. Ввести жёсткие меры
против действий региональных
властей, препятствующих
3. Совершенствовать правовое
регулирование использования
4. Согласовать антимонопольное
законодательство стран СНГ,
3.2. Методы антимонопольной политики.
Ограничительные
меры. Они предусмотрены законом
«О конкуренции» и применяются
антимонопольным органом к
Запреты на монополистическую
деятельность подразделяются
Довольно часто
встречаются такие нарушения,
как навязывание контрагенту
невыгодных условий договора, несоблюдение
порядка ценообразования,
Закон запрещает
устанавливать монопольно
Наиболее стабильно
действует запрет на
1. Концепция ограничения
прибыли и концепция сравнения
рынка. Применение первой
Сейчас в Украине чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Украинский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Запрещаются также
различные соглашения между
2. Контроль за усилением
экономической концентрации. Наряду
с запретами вредных для
В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
Когда появляется возможность
для группы организаций проводить
на рынке согласованную политику.
Согласно закону «О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках», если
предприятие достигает
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
Лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
Одно предприятие (группа
лиц) получает в собственность или
пользование основные производственные
средства либо нематериальные активы
другого предприятия и
Лицо (группа лиц) приобретает
права, позволяющие определять условия
ведения предпринимательской
При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Новое для украинского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.
Украинское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
3. Запрет на недобросовестную
конкуренцию. Под
4. Запреты на действия
органов власти и управления,
которые могут неблагоприятно
повлиять на конкуренцию.
Неправовые действия
органов власти имеют
Информация о работе Антимонопольная политика и ее особенности в Украине