Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие монополии 5
1.1. Определение монополии 5
1.2. Характерные черты монополии 5
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок 5
1.4. Источники монополии 7
2. Формы и виды монополии. 10
2.1. Виды монополии 10
2.2. Формы монополии 12
3. Монопольная прибыль 14
3.1. Части монопольной прибыли. 14
3.2. Максимизация прибыли. 14
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли. 17
3.3.1. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии. 17
3.3.2. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции. 17
3.4. Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли. 18
4. Антимонопольное регулирование 19
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Монопольная прибыль сущность, источники, границы..docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

Введение 4

1. Понятие монополии 5

1.1. Определение монополии  5

1.2. Характерные черты  монополии 5

1.3. Барьеры, защищающие  монопольный рынок 5

1.4. Источники монополии  7

2. Формы и виды монополии. 10

2.1. Виды монополии 10

2.2. Формы монополии 12

3. Монопольная прибыль  14

3.1. Части монопольной  прибыли. 14

3.2. Максимизация прибыли. 14

3.3. Стратегии получения  монопольной прибыли. 17

3.3.1. Стратегия получения  прибыли фирмой-монополистом в  долговременном интервале в условиях  чистой монополии. 17

3.3.2. Стратегия получения  прибыли фирмой-монополистом в  условиях несовершенной конкуренции. 17

3.4. Функции монопольной  прибыли. Факторы, сопутствующие  получению прибыли. 18

4. Антимонопольное регулирование  19

Заключение 23

Список литературы 24

Введение

В конце XIX столетия рынок  чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике.

История монополии начинается в глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но их новейшая история  начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение от кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название “детей кризиса”.

Что представляют собой монополистические  образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности  влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более  высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет  им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

1. Понятие монополии

1.1. Определение  монополии

Монополия (от греческого monos - один, poleo - продаю) - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Понятно, что, как и совершенная  конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более  замкнутых рынках, к примеру, в  маленьком городке, мы можем наблюдать  явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

1.2. Характерные  черты монополии

Совершенная монополия (так  же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

    • монополист является единственным производителем данного товара;
    • продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    • проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    • степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”.

Иными словами, монополия  означает потерю экономического равноправия  производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный  продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения монопольных  прибылей вследствие особого рыночного  положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

1.3. Барьеры, защищающие  монопольный рынок

Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что  высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет  на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует  наличия условий, которые предотвращают  конкуренцию новых продавцов  с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

  1. Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок может быть очень сильно ограничен с помощью юридических барьеров. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий». Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

Надо сказать, что государство  рождает монополию или создает  условия для нее и тогда, когда  выгоды от этого достаются преимущественно  не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов  деятельности, и без получения  государственной лицензии такой  деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д. Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

Естественно, лицензирование придумано не для создания монополий - оно решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации  алкогольных напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный  человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как  фактора усиления монополизации.

Важнейшим видом юридических  барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения  и научно-технические разработки. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.

  1. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.

Полная характеристика естественных монополий будет дана ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение  естественных монополий.

Естественная монополия - отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается  в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

В зависимости от вида естественной монополии существуют естественные барьеры двух видов:

    1. Когда рождение монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
    2. Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение конкурентов на рынок монополиста, характерен для монополий, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

  1. Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

  1. Собственность на все предложение производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.
  2. Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

1.4. Источники монополии

Экономисты насчитывают  четыре фактора, каждый из которых, сочетание  некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая  фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

Информация о работе Антимонопольное регулирование