Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Введение 4
1. Понятие монополии 5
1.1. Определение монополии 5
1.2. Характерные черты монополии 5
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок 5
1.4. Источники монополии 7
2. Формы и виды монополии. 10
2.1. Виды монополии 10
2.2. Формы монополии 12
3. Монопольная прибыль 14
3.1. Части монопольной прибыли. 14
3.2. Максимизация прибыли. 14
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли. 17
3.3.1. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии. 17
3.3.2. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции. 17
3.4. Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли. 18
4. Антимонопольное регулирование 19
Заключение 23
Список литературы 24
Введение 4
1. Понятие монополии 5
1.1. Определение монополии 5
1.2. Характерные черты монополии 5
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок 5
1.4. Источники монополии 7
2. Формы и виды монополии. 10
2.1. Виды монополии 10
2.2. Формы монополии 12
3. Монопольная прибыль 14
3.1. Части монопольной прибыли. 14
3.2. Максимизация прибыли. 14
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли. 17
3.3.1. Стратегия получения
прибыли фирмой-монополистом в
долговременном интервале в
3.3.2. Стратегия получения
прибыли фирмой-монополистом в
условиях несовершенной
3.4. Функции монопольной
прибыли. Факторы,
4. Антимонопольное регулирование 19
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополии начинается
в глубокой древности. Монополистические
тенденции в разных формах и в
неодинаковой степени проявляются
на всех этапах развития рыночных процессов
и сопровождают их. Но их новейшая история
начинается в последней трети XIX
столетия, особенно во время экономического
кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений
- кризисов и монополий - указывает
на одну из причин монополизации, а
именно: попытку многих фирм найти
спасение от кризисных потрясений в
монополистической практике. Не случайно
монополии в тогдашней
Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
1. Понятие монополии
1.1. Определение монополии
Монополия (от греческого monos - один, poleo - продаю) - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Понятно, что, как и совершенная
конкуренция, чистая монополия является
некой абстракцией. Во-первых, практически
не существует продуктов, не имеющих
заменителей. Во-вторых, редко когда
на национальном (или мировом) рынке
есть только один продавец. Хотя на более
замкнутых рынках, к примеру, в
маленьком городке, мы можем наблюдать
явление чистой монополии. Например,
в таком городе может быть только
один врач - стоматолог. Как правило,
деятельность таких монополий
1.2. Характерные черты монополии
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”.
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения монопольных
прибылей вследствие особого рыночного
положения неизбежно привлекает
в отрасль новых
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок
Прибыли, получаемые продавцами
на рынке, служат как сигнал для предпринимателей
о том, стоит ли выходить на данный
рынок или нет. Естественно, что
высокая экономическая прибыль,
получаемая монополистом, привлечет
на рынок потенциальных
Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:
Надо сказать, что государство
рождает монополию или создает
условия для нее и тогда, когда
выгоды от этого достаются
Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д. Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.
Естественно, лицензирование придумано не для создания монополий - оно решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.
Важнейшим видом юридических
барьеров, рождающих и защищающих
монополию, являются патенты на изобретения
и научно-технические
Полная характеристика естественных монополий будет дана ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение естественных монополий.
Естественная монополия - отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
В зависимости от вида естественной монополии существуют естественные барьеры двух видов:
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:
1.4. Источники монополии
Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.