Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие монополии 5
1.1. Определение монополии 5
1.2. Характерные черты монополии 5
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок 5
1.4. Источники монополии 7
2. Формы и виды монополии. 10
2.1. Виды монополии 10
2.2. Формы монополии 12
3. Монопольная прибыль 14
3.1. Части монопольной прибыли. 14
3.2. Максимизация прибыли. 14
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли. 17
3.3.1. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии. 17
3.3.2. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции. 17
3.4. Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли. 18
4. Антимонопольное регулирование 19
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Монопольная прибыль сущность, источники, границы..docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

Рис. 2

На рис.2 больший объем  производства Qтакже не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Qвместо Qдано площадью ниже кривой МС и выше кривой MR, между Qи Q2.

Итак, фирма выбирает объем  продукции Q(рис.3)2. Пусть при объеме Qсредние совокупные издержки (ATC) равняются ATC. Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене Pминус издержки, или средние удельные издержки ATC. Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q*. Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P- ATC*), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 3).

Рис. 3

Из всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли с совершенной  конкуренцией, неприменима для монополиста, который может получать положительную  чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для  входа в отрасль новых фирм. Ведь при этом цена больше предельного  дохода, а так как MR=MC, то цена больше и предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль.

3.3. Стратегии получения  монопольной прибыли.

3.3.1. Стратегия  получения прибыли фирмой-монополистом  в долговременном интервале в  условиях чистой монополии.

В краткосрочном интервале  фирма может действовать с  убытками, но после этого, на долгосрочном этапе она компенсирует эти убытки. Должно установиться долгосрочное равновесие с эластичным спросом. Долгосрочное равновесие достигается при условии  такого выпуска продукции, значение которого должно быть рядом с минимумом  кривой долгосрочных средних издержек. Начиная с точки долгосрочного  равновесия фирма-монополист может временно увеличивать прибыль, поднимая цены, сокращая выпуск продукции, смещаясь вверх вдоль менее эластичной кривой спроса.

Потребитель, столкнувшись с повышением цены, уменьшает спрос  до уровня кривой долгосрочного спроса, при еще более высоких ценах  прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного  равновесия.

3.3.2. Стратегия  получения прибыли фирмой-монополистом  в условиях несовершенной конкуренции.

Наиболее часто мы видим  ситуацию открытой монополии, когда  фирма не защищена от конкурентов. Вопрос определения стратегии поведения  фирмы в таких условиях намного  усложняется. Существует большой выбор  стратегий:

  1. Резко поднять цену на товар, получая максимальную кратковременную прибыль, и удерживать эту цену, пока не упадет спрос. Такую стратегию удобно применять, когда имеются мощные фирмы-конкуренты, которые тоже начинают пробиваться на рынок с аналогичным товаром, и когда мала дифференциация товаров.
  2. Примириться с возможным появлением конкурентов на данном рынке после вывода фирмой нового товара. Фирма устанавливает высокую стартовую цену на свой изобретенный продукт, а в это время уже разрабатывает новый продукт, который появляется к моменту уменьшения чистой прибыли от прежнего продукта. Такая фирма постоянно внедряет инновации и участвует в гонке научно-технических достижений. Примером может служить нынешний компьютерный рынок.
  3. Фирма идет на значительные затраты, чтобы взломать закрытую монополию. Потом эта фирма получает чистую прибыль, превосходящую издержки производства фирм-конкурентов. Этот вид монопольной прибыли называется рентой.
  4. Фирма устанавливает небольшую цену, не максимизирующую краткосрочную прибыль, чтобы создать барьер для появления конкурентов.
  5. Фирма устанавливает разные цены на один и тот же продукт для разных групп населения. Эта стратегия направлена на увеличение спроса со стороны той группы населения, где этот спрос наиболее эластичен, так как именно для этой группы населения устанавливаются низкие цены. Такая стратегия извлечения прибыли называется ценовой дискриминацией.
  6. Фирма производит монопольную прибыль вне монополии, путем установления низких цен на сырье и организации производства в странах с низкой стоимостью рабочей силы, то есть в основном за счет уменьшения издержек производства.

Стратегии 1,4 можно назвать  оборонительными, а 2,3,5,6 - наступательными.

3.4. Функции монопольной  прибыли. Факторы, сопутствующие  получению прибыли.

Основные цели, ради которых  получают прибыль, - если бы не было этих целей, не было бы фирм и других коммерческих организаций как таковых (а следовательно, и экономической деятельности)- можно обозначить так: стимуляция производства (расширение производства) и реализация проектов и уменьшение риска банкротства.

Эти цели в то же время  можно считать и своеобразным источником прибыли, так как средства, полученные от прибыли и вложенные  в дальнейшее производство, в итоге  порождают ту же прибыль, идет постоянный кругооборот капитала. Тем более  важными и основополагающими  становятся эти цели.

Заметим, что все это, особенно последняя цель, характерно как для  несовершенной конкуренции, так  и для чистой монополии, ведь в  последнем случае нет конкурентов, но остается другая "противостоящая" монополисту сила - потребители. Также  нужно заметить, что фирмы-монополисты  гораздо лучше фирм свободной  конкуренции могут реализовывать  эти цели, в частности уменьшение риска банкротства.

Этим двум целям соответствуют стимулирующая и распределительная функции прибыли. А саму прибыль можно считать как конечный результат функционирования производства.

4. Антимонопольное  регулирование

История развития монополий  является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации  проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической  структуры приводит к различным  отрицательным последствиям для  общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения  деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства  является создание условий для нормального  функционирования рынка.

Накопленный опыт и научные  обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним  определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 г.) и США (в 1890 г.).

Под антимонопольной политикой  понимается система государственных  мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Отношение государства, общества к проблемам монополизма и  конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом  к экономии основных видов ресурсов.

Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную  политику.

Можно выделить три направления  антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается  монополизированным, если доля одной  фирмы составляет 60% и выше. При  этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий  захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами  о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

  1. предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
  2. снятие всех барьеров в<span class="Normal__Char" style=" font-family: '

Информация о работе Антимонопольное регулирование