Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Введение 4
1. Понятие монополии 5
1.1. Определение монополии 5
1.2. Характерные черты монополии 5
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок 5
1.4. Источники монополии 7
2. Формы и виды монополии. 10
2.1. Виды монополии 10
2.2. Формы монополии 12
3. Монопольная прибыль 14
3.1. Части монопольной прибыли. 14
3.2. Максимизация прибыли. 14
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли. 17
3.3.1. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии. 17
3.3.2. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции. 17
3.4. Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли. 18
4. Антимонопольное регулирование 19
Заключение 23
Список литературы 24
Рис. 2
На рис.2 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой MR, между Q* и Q2.
Итак, фирма выбирает объем продукции Q* (рис.3)2. Пусть при объеме Q* средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q*. Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P* - ATC*), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 3).
Рис. 3
Из всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Ведь при этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль.
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли.
3.3.1. Стратегия
получения прибыли фирмой-
В краткосрочном интервале фирма может действовать с убытками, но после этого, на долгосрочном этапе она компенсирует эти убытки. Должно установиться долгосрочное равновесие с эластичным спросом. Долгосрочное равновесие достигается при условии такого выпуска продукции, значение которого должно быть рядом с минимумом кривой долгосрочных средних издержек. Начиная с точки долгосрочного равновесия фирма-монополист может временно увеличивать прибыль, поднимая цены, сокращая выпуск продукции, смещаясь вверх вдоль менее эластичной кривой спроса.
Потребитель, столкнувшись
с повышением цены, уменьшает спрос
до уровня кривой долгосрочного спроса,
при еще более высоких ценах
прибыль монополиста будет
3.3.2. Стратегия
получения прибыли фирмой-
Наиболее часто мы видим
ситуацию открытой монополии, когда
фирма не защищена от конкурентов. Вопрос
определения стратегии
Стратегии 1,4 можно назвать оборонительными, а 2,3,5,6 - наступательными.
3.4. Функции монопольной
прибыли. Факторы,
Основные цели, ради которых получают прибыль, - если бы не было этих целей, не было бы фирм и других коммерческих организаций как таковых (а следовательно, и экономической деятельности)- можно обозначить так: стимуляция производства (расширение производства) и реализация проектов и уменьшение риска банкротства.
Эти цели в то же время можно считать и своеобразным источником прибыли, так как средства, полученные от прибыли и вложенные в дальнейшее производство, в итоге порождают ту же прибыль, идет постоянный кругооборот капитала. Тем более важными и основополагающими становятся эти цели.
Заметим, что все это, особенно
последняя цель, характерно как для
несовершенной конкуренции, так
и для чистой монополии, ведь в
последнем случае нет конкурентов,
но остается другая "противостоящая"
монополисту сила - потребители. Также
нужно заметить, что фирмы-монополисты
гораздо лучше фирм свободной
конкуренции могут
Этим двум целям соответствуют стимулирую
4. Антимонопольное регулирование
История развития монополий
является одновременно и историей борьбы
с ними. Негативные результаты монополизации
проявляются сразу, и это особенно
ощущают широкие слои населения.
Существование
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 г.) и США (в 1890 г.).
Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.
Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.
С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.
Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику.
Можно выделить три направления антимонопольной политики.
Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся: