Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие монополии 5
1.1. Определение монополии 5
1.2. Характерные черты монополии 5
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок 5
1.4. Источники монополии 7
2. Формы и виды монополии. 10
2.1. Виды монополии 10
2.2. Формы монополии 12
3. Монопольная прибыль 14
3.1. Части монопольной прибыли. 14
3.2. Максимизация прибыли. 14
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли. 17
3.3.1. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии. 17
3.3.2. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции. 17
3.4. Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли. 18
4. Антимонопольное регулирование 19
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Монопольная прибыль сущность, источники, границы..docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из тех, кто “проповедует” такие  взгляды - английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

  1. Монополия отдельного предприятия;
  2. Монополия как соглашение;
  3. Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

2.2. Формы монополии

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Хотя необходимо сказать  пару слов о таком способе монополизации, как корнер.

Корнер - способ, придуманный  еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

Например, в 1931 году участники  Международного оловянного картеля  организовали корнер по олову. Они скупили  огромное количество олова и создали  на него ажиотажный спрос, вызвавший, в  свою очередь, резкий рост цен. Добившись  этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла  с огромной прибылью.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому  над ними экономического контроля с  целью проведения единой монопольной  политики продаж и цен.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного  единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и, захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

3. Монопольная  прибыль

3.1. Части монопольной  прибыли.

Для капиталиста характерно стремление к получению помимо обычной  еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. И "монополия дает такую сверхприбыль, то есть избыток прибыли сверх нормальной". Термин "избыток прибыли" здесь употреблен не в значении добавочной прибыли, прибыль более высокую по сравнению со средней получали некоторые капиталисты и в период свободной конкуренции путем понижения стоимости товара ниже общественной стоимости. Но если раньше добавочную прибыль получали лишь в редких случаях, то во времена, когда появились монополии, самые крупные из них добиваются добавочной прибыли в течение длительного времени, и добавочная прибыль становится частью сверхприбыли, получаемой монополиями. Сверхприбыль обязана своим существованием использованию достижений научно-технического прогресса, господству монополий в целом, вывозу капитала, экономическому разделению мира между союзами капиталистов.

Таким образом, прибыли, присваиваемые  монополиями, состоят из следующих  элементов: средней прибыли, добавочной прибыли и монопольной сверхприбыли, связанной с продажей монополиями  товаров по ценам выше их стоимости. Таковы части общей прибыли по теории Маркса. Прибыли монополий  играют главную роль в их экономическом  господстве.

3.2. Максимизация  прибыли.

В западной экономической  литературе теория фирмы построена  на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:

  • в одних утверждается, что цель фирмы максимизация не прибыли, а объема продаж.
  • согласно другой концепции, теории «удовлетворения», автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
  • в «эволюционной теории» С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.

Однако в этих и в  других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью  фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике.

Можно сказать, что сущность монопольной (да вообще любой) прибыли  состоит в ее максимизации. Ведь сама по себе возможность обеспечения  прибыли - необходимое, но недостаточное  условие развития монополии. Неотъемлемой чертой монополии была и есть жажда  получения максимального прироста стоимости на весь капитал. Поэтому  капиталы направляются туда, где выше норма прибыли. Максимальная прибыль  является не только смыслом существования  монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. "Факты  убедительно свидетельствуют о  том, что даже крупнейшие монополии  не могут выжить в конкурентной борьбе, не обеспечив себе соответствующих  прибылей. Сравнительно невысокая прибыльность приводит к тому, что крупные корпорации скатываются на более низкие ступени  монополистической иерархии или  терпят финансовый крах. Так, в США  за 1919-1960 гг. список 100 крупнейших промышленных компаний обновился примерно наполовину. Анализ хода дел в концернах, исчезнувших за 1960-1971гг. из списка крупнейших фирм ФРГ и переместившихся в нижнюю подгруппу либо поглощенных другими монополиями, показывает, что они находились в тех отраслях, где норма прибыли была ниже, чем в большинстве других отраслей, что меньшая доходность капитала за длительный промежуток времени неизбежно ведет к отставанию, ослаблению конкурентоспособности, утрате позиций и, в конечном счете, к подчинению более быстро растущим концернам"1. Максимальная прибыль необходима для осуществления инвестиций, расширения производства, успешного ведения конкурентной борьбы, поддержания высокого темпа самовозрастания капитала. Поэтому максимизация прибыли есть необходимое условие развития монополий.

Теперь нужно рассмотреть  механизм самой максимизации прибыли. При экономическом подходе прибыль  является разницей между выручкой от реализации и издержками. И фирма  стремится максимизировать эту  разницу. Это правило верно, как  для условий свободной конкуренции, так и для монополии. Производство каждой дополнительной единицы продукции  одновременно увеличивает общие  издержки на величину MC и повышает общую  выручку на величину предельной выручки MR. С каждой дополнительно произведенной  единицей продукции предельная выручка  понижается, а предельные издержки повышаются. Настанет момент, когда  предельные издержки будут превышать  предельную выручку и общая прибыль  будет отрицательной. Общая прибыль  будет повышаться, пока предельная выручка будет больше предельных издержек. Следовательно, первое условие  максимальной прибыли гласит: предельная выручка равна предельным издержкам  или MC=MR (рис. 1).

Рис. 1

В условиях монополии, как  мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции  произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса (D) и средней выручки (AR) имеют отрицательный наклон. Предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают (MR<="" p="">

Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту  максимальную прибыль. Предельный доход  и предельные издержки совпадают  при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

Покажем, что Q- объем производства, максимизирующий прибыль. Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Qи соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (MR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Qне максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Qвместо Qсовокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой MR и кривой МС, между Qи Q*.

Информация о работе Антимонопольное регулирование