Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие монополии 5
1.1. Определение монополии 5
1.2. Характерные черты монополии 5
1.3. Барьеры, защищающие монопольный рынок 5
1.4. Источники монополии 7
2. Формы и виды монополии. 10
2.1. Виды монополии 10
2.2. Формы монополии 12
3. Монопольная прибыль 14
3.1. Части монопольной прибыли. 14
3.2. Максимизация прибыли. 14
3.3. Стратегии получения монопольной прибыли. 17
3.3.1. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии. 17
3.3.2. Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции. 17
3.4. Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли. 18
4. Антимонопольное регулирование 19
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Монопольная прибыль сущность, источники, границы..docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)
  1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

Например, в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она  обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев  защищенными патентами.

Также, подобное монопольное  положение создалось в результате полного контроля фирмы “De Beers Diamond Mining Company” над большей частью мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.

Однако, осуществление исключительного  контроля над ключевыми вводимыми  факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии  постоянной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано, главным образом, на том историческом факте, что добытые в копях  алмазы действительно когда-то превосходили по качеству синтетические алмазы. Но, принимая во внимание то, что, в конце  концов, синтетические алмазы стало  невозможно отличить от настоящих, вскоре не будет никаких оснований для  такого предпочтения. В результате фирма “De Beers Diamond Mining Company”, контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

  1. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных  ценах на вводимые ресурсы) представляет собой нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить  отраслевой продукцией потребителя  заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в  руках одной единственной фирмы.

Рынок, который обслуживается  с наименьшими затратами одной  фирмой, носит название естественной монополии.

Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при  отсутствии экономии, обусловленной  ростом масштаба производства. Это  может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно  падает, а выпуск промышленной продукции  расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.

Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных  ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение  один к одному между эффектом масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних  издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже  не является монополией.

  1. Патенты. В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.

Например, только фирма “Полароид”, благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.

  1. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

В подобных случаях государственная  лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом  деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые  четко регламентируют, что может  гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная  лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению  с назначенными им ценами в его  нерегулируемых торговых точках. В  других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую  плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать  цены с надбавкой.

Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в  отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая  компания может поставлять вам электроэнергия. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти на создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам.

В конечном счёте, наиболее привилегированным из четырех факторов, которые способствуют становлению  монополии, является экономия, обусловленная  ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над  важными вводимыми факторами  производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию  монополии. Патенты тоже по своей  природе преходящи. Государственные  лицензии могут, конечно, действовать  в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом  случае.

Хотя правительство может  предоставить компании монопольное  право, например, в том случае, когда  имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может  в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления  неэффективности монополизации, уменьшить  социальные потери связанные с ограничением выпуска.

2. Формы и виды  монополии.

2.1. Виды монополии

Существуют разные виды монополий, которые можно разделить на три  основные: естественная, административная и экономическая.

Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог, трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
  4. Сетевой характер организации рынка, т.е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

    1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой, обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
    2. Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а  к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Информация о работе Антимонопольное регулирование