Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
5
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства
5
1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ
13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 17
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы |
5 |
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства |
5 |
1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ |
13 |
2 Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой |
17 |
3 Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь |
27 |
Заключение |
40 |
Список использованных источников |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Антимонопольная политика, безусловно,
очень важна для экономики
государства. Хорошо продуманные меры
по регулированию монополий
Еще в
прошлом веке во многих странах монополизм
был квалифицирован как экономическое
преступление против общества. Соответственно
были приняты, принимаются и регулируются
специальные законы, направленные на
предотвращение или ослабление отрицательных
последствий монополизации
Система
государственного регулирования экономики,
сформировавшаяся во всех индустриально
развитых странах, в качестве обязательного
элемента предусматривает создание
благоприятных условий для
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной
курсовой работе я рассмотрю основные
причины возникновения
1 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства
Монополия (от греч. Monopolium - один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
-Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
-Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
-Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Монополизм
в экономике государства
Негативными
последствиями монополизма
1) на
уровне общества — отсутствие
экономической свободы,
2) на
уровне отрасли —
3) на
уровне предприятия —
4) на
уровне отдельного работника
— отчуждение от собственности,
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Антиподами
монополизма всегда были рынок и
конкуренция, основанные на частной
собственности на средства производства
и предпринимательскую
Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольная
политика государства всегда опирается
на антимонопольное
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Разработка
и принятие антимонопольного законодательства
— одно из самых важных средств
государственного регулирования экономики.
В современный период главная
особенность этого
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1) предупреждение создания монополий;
2) ограничение
использования монопольной
Для проведения
антимонопольной политики государство
создает антимонопольные
Кроме осуществления
процесса демонополизации
Опыт
развитых стран свидетельствует, что
антитрестовская политика оказалась
малоэффективной и влияла лишь на
формы централизации капитала, но
сам процесс монополизации она
не приостановила. Противодействие
монополизации экономики
Незаконными
признаются действия субъектов, направленные
на территориальный раздел рынков,
бойкот конкурентов, прикрепление покупателя
к определенным источникам снабжения,
установление согласованных цен
и скидок, на согласование квот производства
с целью манипулирования
В странах
Восточной Европы проблема антимонопольного
регулирования возникла сравнительно
недавно. Следует отметить, что монополии
здесь были созданы искусственно,
путем концентрации производства, приведшей
к образованию гигантских предприятий
и объединений. В постсоветских
странах антимонопольная
Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время.