Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
5
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства
5
1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ
13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 17
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Макроэкономика моя курсовая.docx

— 58.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ

 

В целях  сокращения сферы государственного регулирования цен (тарифов) принят Указ  Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».  
Указом предусматривается сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги).  
В связи с этим Указом определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию.  
Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.  
С принятием Указа отменяются предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории республики, которые ранее устанавливались Правительством. Соответственно отменяется регистрация этих цен (тарифов) в органах ценообразования.  
Исключена необходимость представления экономических расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при определении уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.  
Отмена этих норм обусловила  и необходимость изменения состава административных правонарушений в сфере ценообразования.  
Сокращение государственного регулирования направлено на  раскрепощение предпринимательской инициативы и обеспечение дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования независимо  от формы собственности. 
Исходя из изменившихся экономических условий, острой необходимостью сегодняшнего дня стала либерализация экономики, сокращение административных процедур, ценовых методов регулирования и в полной мере переход к рыночным методам регулирования. 
Однако все это повлекло проявление недобросовестной конкуренции со стороны отдельных предприятий-производителей, торговых, посреднических и других организаций, органов управления, в связи с чем приоритетным направлением государственной политики стало антимонопольное регулирование. 
Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, так как именно манипулированием цен злоупотребляют на товарных рынке недобросовестные субъекты хозяйствования – установление монопольно высоких цен, вступление в ценовые сговоры, заключение  антиконкурентных соглашений.    
Антимонопольные органы столкнулись с проявлениями монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и органов государственного управления, регионального сепаратизма на местах, направленными на ограничение конкуренции, созданием искусственных барьеров для перемещения и реализации продукции отдельных производителей.   
В связи с чем, для усиления роли и функций антимонопольных органов, с целью усиления оперативности в принятии мер по противодействию недобросовестной конкуренции, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».  
Данным Указом  на законодательном уровне закреплены полномочия антимонопольных органов, в том числе – обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами), отмены решений органов управления, принятыми с нарушениями законодательства, пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции, привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения антимонопольного законодательства. 
На протяжении последних двух лет на постоянном контроле Правительства и лично Президента Республики Беларусь находится вопрос  межобластных поставок продукции отечественных производителей.  
Все случаи необоснованного роста цен, попытки ограничить конкуренцию, создать барьеры для поставки продукции, а так же любые  неправомерные действия со стороны должностных лиц или субъектов хозяйствования  должны немедленно пресекаться. 
Для выявления и скорейшего устранения таких негативных явлений, просим граждан, предпринимателей, а также субъектов хозяйствования по данным фактам обращаться в управление антимонопольной и ценовой политики облисполкома.

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой

В странах  с развитыми рыночными системами  ответственность за судьбу рынка  и создание условий для его  эффективного функционирования взяло  на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные  средства антимонопольной профилактики.

Во всех промышленно развитых странах в  настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции  в целях смягчения экономических  и социальных последствий монополистической  практики.

Разработка  и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств  такого государственного регулирования  экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. [5, c.49-53]

В развитых странах антимонопольное регулирование  стало регулярной функцией государства  с конца 19 века и базируется на сложившейся  системе рыночных отношений, антитрестовском  законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с  ограничительной хозяйственной  практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты  также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном  уровне существуют антимонопольные  органы, отвечающие за разработку и  реализацию антимонопольной политики. В США это – Федеральная  торговая комиссия и антитрестовский  отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство  государственного надзора за деятельностью  картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании – Совет по делам конкуренции, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.

Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. [9, c. 56-57]

Впервые антимонопольные законы были приняты  в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня  американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

Наиболее  разработанным принято считать  антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю.

Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности..." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

С точки  зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании  нечестных методов конкурентной борьбы.

Достаточно  жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.

Исключения  существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.

Вертикальные  слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях  производительного процесса в одной  отрасли. Такие слияния также  не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности  конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное  законодательство по существу разрешает  конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка  одного из товаров в данном случае не происходит.

В США  предусматриваются достаточно жесткие  санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые  используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные  убытки в трехкратном размере.

Однако  в действительности случаи ужесточения по отношению к компаниям - монополистам применяются не так часто. К примеру, за всю историю американского антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г. компании АТТ. Судебные дела в отношении компаний-монополистов длятся годами, так как такие процессы — дело сложное, требуют огромных затрат и привлечение массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс машинери корпорейшен продолжалось 7 лет, а ИБМ — 13 лет.

В европейских  странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели  его у себя после второй мировой  войны.

В отличие  от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей  целью, как правило, следование букве  закона, для европейских стран  решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной  политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции  за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими  антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Великобритания, в которой сложились две системы  контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Основная задача Комиссии по монополиями слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.

Во Франции  антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что  жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

В вопросе  контроля процессов слияния более  жесткую позицию антимонопольное  законодательство занимает в отношении  горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии  не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

Принятие  окончательных решений по ограничению  монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

Совет по вопросам конкуренции считается  независимым административным органом, на решения которого министр экономики  не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.

В ФРГ  государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению  отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное  ведомство по делам картелей, Федеральный  министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. [11, c. 213-219]

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь