Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
5
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства
5
1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ
13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 17
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Макроэкономика моя курсовая.docx

— 58.71 Кб (Скачать файл)

а) сокращение прямого государственного участия  в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

б) устранение монопольного положения крупных  структур (региональных, межотраслевых  ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов  и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением  сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

в) обеспечение  притока конкурирующих товаров  на белорусские рынки;

г) правовое и организационное обеспечение  антимонопольного регулирования и  реализации законодательства о защите прав потребителей.

Антимонопольная политика в области ценообразования  была направлена в основном на сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию  и услуги предприятии на базе дифференцированного  подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а  также на постепенный переход  от ценового регулирования к системе  контроля цен. [9, c. 55-56]

Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе  ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты  предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о  рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах  и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная  статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить  полный и всесторонний анализ степени  монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области  возникает монополия на информацию.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что  в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и  принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует  направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих  коренную перестройку отношений  собственности, производства, обмена и  управления.

В отечественной  экономике до настоящего времени  остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются  не в результате естественных процессов  концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции  на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив  данную тему, следует отметить, что  основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее в неценовую.

Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в  малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства  по недопущению злоупотребления  своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень  молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще  предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с  усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной  антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную  практику других развитых стран. С развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

К актуальным перспективным мерам правительственной  политики в области антимонопольного регулирования относятся:

  • продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;
  • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
  • регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
  • повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;
  • приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
  • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориям потребителей;
  • сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего  развития антимонопольного регулирования  необходимо также упорядочение взаимоотношений  антимонопольных органов с другими  органами исполнительной власти.

Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной  экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Список использованных источников

 

  1. Бондарь А.В., Воробьёв В.А. Микроэкономика – 2007
  2. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательства : учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / Врублевский Бронислав Иванович, В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центр науч.-техн. услуг "Развитие". - Гомель: Развитие, 2005
  3. Власов Г.Н, Желтова А.М. Государственное регулирование экономики.- 1998
  4. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: Учебник для вузов по спец. 351000 "Антикризисное управление" / Круглова Наталья Юрьевна. - М.: РДЛ, 2005. - 558 с. - Библиогр.: с. 558
  5. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - N 2. - С. 49-56
  6. О государственном регулировании естественных монополий / Астапов К // Общество и экономика 2003 -№4-5 с. 274-287
  7. Олигархическая экономика и ее последствия / С. Меньшиков // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - N 6. - С. 23-30.
  8. О роли монополизма в современной экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.
  9. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование 1997
  10. Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике/ Бел. эконом. журнал. - 1999. - №2. - с.100-111
  11. Розанова Н.М.Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.:МАКС Пресс 2001
  12. Хашукаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород :Изд-во ВВАГС 2002
  13. Хиль М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах - членах ЕврАзЭС / М. Хиль; М. Хиль // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2006. - N 5. - С. 34-44.
  14. Шимов В.Н. Экономика РБ на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития. Белорусский экономический журнал. - 2001. - №1. - 4-21 с.
  15. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. - М.: Тандем.гном-пресс, 1998. - 384 с.

 


Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь