Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
5
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства
5
1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ
13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 17
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточно
либеральным считается
Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.
На Западе
антимонопольная политика – это
гибкая система постоянно действующих,
мобильно перестраивающихся мер
и санкций, носящих запретительный,
ограничительный или
3 Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Монополизм
в Республике Беларусь отличается от
монополизма в странах с
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм, по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния – отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку - тотальный и локальный, по функциональной роли- ведомственный, должностной и производственный.
Уровень
монополизации белорусской
Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.
Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.
Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]
Демонополизация экономики предполагает, что предприятия могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность выбора поставщика продукции.
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3) формирование квазирыночных структур;
4) усиление
злоупотреблений доминирующим
В Республике
Беларусь предприятие признаётся занимающим
доминирующее положение на рынке
определённого товара, если, во-первых,
его доля продаж превышает некоторую
величину, установленную уполномоченным
республиканским органом
Начало
государственной политики в области
антимонопольного регулирования положено
принятием в декабре 1992 г. первого
в истории республики антимонопольного
закона "О противодействии
1. Становление
в нерыночной экономике,
2. Формальное
заимствование основных
3.Охват
практически всех
4. Выполнение
роли инструмента макро- и
5. Осуществление
в условиях ломки АКС и
6. Нацеленность
на уменьшение
7. Направленность
на становление конкурентных
отношений, в то время как
на Западе - на устранение барьеров,
препятствующих развитию
Монополистическую
деятельность применительно к национальной
экономической системе
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:
1) неблагоприятного
состояния экономики, включая
спад производства и
2) ограниченной
собственной материально-
3) высокой
зависимости экономики
Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).
Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.
Аналогичная
ситуация складывается с торговыми
предприятиями и предприятиями
сферы услуг, антимонопольное регулирование
которых осуществляется территориальными
органами. В настоящее время уже
определено около 30 позиций услуг
и 100 товарных групп, по которым необходимо
вести постоянное наблюдение на областных
товарных рынках и применять ту или
иную форму государственного регулирования.
Для ограничения
С учетом
неоднородности товарных рынков и действующих
на них монопольных структур, а
также новых процессов и
1) Устранение монополизма на всех уровнях экономической системы и, прежде всего в сфере управления;
2) Контроль за реорганизацией хозяйствующих субъектов и органов управления, в том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущение создания новых монопольных образований;
3) Предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;
4) Снижение отрицательных последствий естественного монополизма,
сохраняющегося
по технологическим и
Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления. Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.
В целях
устранения факторов, сдерживающих реализацию
антимонопольной политики, совершенствования
правовой базы, регулирующей деятельность
предприятий-монополистов. Министерство
предпринимательства и