Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
5
1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства
5
1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ
13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 17
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Макроэкономика моя курсовая.docx

— 58.71 Кб (Скачать файл)

Из европейских  стран наиболее поздно антимонопольное  законодательство было принято в  Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное  законодательство считается одним  из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

В последние  годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Достаточно  либеральным считается антимонопольное  законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.

Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

На Западе антимонопольная политика – это  гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер  и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный  характер. [5, c.49-53].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь

 

Монополизм  в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его  истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась  ненужным дублированием, а централизация  и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба.

В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм, по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния – отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку - тотальный и локальный, по функциональной роли- ведомственный, должностной и производственный.

Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение  на рынке, довольно высок. Однако речь не идёт о классических монополиях.

Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется  высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных  предприятий. Кроме того, государство  инициирует монополизацию экономики  путём интеграции предприятий в  рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]

Демонополизация экономики предполагает, что предприятия  могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в  ней потребителю, а потребитель  имеет возможность выбора поставщика продукции.

Становление антимонопольного регулирования в  Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно  не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном  хроническом дефиците и углубляющемся  экономическом кризисе. Необходимость  его обусловили:

1) высокий  уровень концентрации и слабая  диверсификация производства;

2) преобладание  крупных чистых монополий - единственных  производителей;

3) формирование  квазирыночных структур;

4) усиление  злоупотреблений доминирующим положением  на рынке со стороны отдельных  хозяйствующих субъектов, чему  способствовали распад хозяйственных  связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной:  систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере  потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации  видов монополий. 

В Республике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение на рынке  определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую  величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев  государственной и естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа  на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих  товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты  включаются в Государственный реестр монополистов.

Начало  государственной политики в области  антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого  в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон). Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление  в нерыночной экономике, находящейся  в кризисном состоянии;

2. Формальное  заимствование основных подходов  американского и западноевропейского законодательств. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов;

3.Охват  практически всех хозяйствующих  субъектов, занимающих монопольное  или доминирующее положение на  рынке (при этом данные понятия  не различаются, а рассматриваются  как тождественные);

4. Выполнение  роли инструмента макро- и микроэкономической  политики;

5. Осуществление  в условиях ломки АКС и плановых  структур в производстве и  управлении при сверхвысоком  удельном весе государственной  собственности, при практическом  отсутствии конкуренции и значительных  размеров частного капитала;

6. Нацеленность  на уменьшение государственного  сектора экономики в ходе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;

7. Направленность  на становление конкурентных  отношений, в то время как  на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции.  Эта особенность объясняется  тем, что в трансформационной  экономике происходит движение  от монополии к конкуренции,  а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к  монополии. [9, c. 54-59]

Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих  субъектов, злоупотребляющих своим  доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с  рыночной экономикой монополистическую  деятельность правомерно связывать  с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как  конкурентные отношения здесь находятся  в стадии формирования.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с  учетом:

1) неблагоприятного  состояния экономики, включая  спад производства и хронический  дефицит оборотных средств; 

2) ограниченной  собственной материально-сырьевой  и энергетической базы;

3) высокой  зависимости экономики республики  от процессов в сопредельных  государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Организационными  мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных  структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких  вертикальных к многообразным и  гибким горизонтальным связям, между  предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).

Специализированным  органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).

Основными направлениями антимонопольной  деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

Аналогичная ситуация складывается с торговыми  предприятиями и предприятиями  сферы услуг, антимонопольное регулирование  которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже  определено около 30 позиций услуг  и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных  товарных рынках и применять ту или  иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической  деятельности и устранения доминирующего  положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих  на них монопольных структур, а  также новых процессов и явлений  антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

1) Устранение монополизма на всех уровнях экономической системы и, прежде всего в сфере управления;

2) Контроль за реорганизацией хозяйствующих субъектов и органов управления, в том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущение создания новых монопольных образований;

3) Предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;

4) Снижение отрицательных последствий естественного монополизма,

сохраняющегося  по технологическим и экономическим  причинам, а также вследствие обеспечения  государственных интересов. Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно новую роль государства и его органов; гарантированность свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальных исполнительно - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

Эффективность антимонопольного регулирований в  Беларуси снижают слабая законодательная  дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления. Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

В целях  устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования  правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон  Республики Беларусь "О противодействии  монополистической деятельности и развитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь