Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Вначале рассмотрим ситуацию, в которой продавцы товара имеют более точную информацию о его качестве, чем покупатели. Мы увидим, как такая асимметричная информация вызывает несовершенство рынка. Затем узнаем, как продавцы избегают возникновения ряда проблем, связанных с асимметричной информацией, с помощью сигналов потенциальным покупателям о качестве своей продукции. Гарантии на товар обеспечивают своего рода страхование, которое может быть эффективным, если покупатели менее информированы, чем продавцы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………. ……… 3
Глава 1 «Неопределенность, как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации»………..…………………… .. 4 – 10
Глава 2 «Эффекты асимметричной информации»……. ............... 11 – 13
Глава 3 «Преодоление информационной асимметричности»...... 14 - 26
Заключение ………………………………………………………….. 27
Библиографический список ………….…………………................ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 140.35 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь

Главное управление образования, науки  и кадров

УО «Белорусская государственная  сельскохозяйственная академия»

Кафедра: Бухгалтерского учета  в отраслях АПК

 

 

Курсовая работа

по международной макроэкономике на тему:  «Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике»

 

 

 

Руководитель:

Шандракова М.Г.

Выполнила: учащаяся

заочного отделения, 3 курса, 4 группы

бухгалтерского факультета

по специальности «Бухгалтерский

учет, анализ и аудит»

Сидорова Татьяна Ивановна

ШИФР 09-9332

Адрес: 213010 Могилевская область,

г. Шклов, ул. Кленовая, д.22 кв. 4

 

 

 

Горки 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

  Введение ……………………………………………………. ………    3

  Глава 1 «Неопределенность, как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации»………..…………………… ..   4 – 10

Глава 2 «Эффекты асимметричной информации»……. ...............   11 – 13

Глава 3 «Преодоление информационной асимметричности»......    14 - 26

Заключение …………………………………………………………..  27

 Библиографический список ………….…………………................   28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Асимметричная информация — ситуация на рынке, когда продавец или покупатель обладает значительно большей информацией о продукте или услуге, чем соответственно покупатель или продавец.

Важной причиной  снижения  интенсивности  конкуренции  и  приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность  информации.

Информация является одним  из важных типов  экономических  ресурсов.  Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации.

      Неполнота   информации  является  непременным   признаком  экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять  на  условия  и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные  трансакционные издержки для  экономических  агентов.  Наибольшее  воздействие  на  рыночную активность  оказывает  особый  тип  неполной  информации   -   асимметричная информация. Асимметричность информации создает  возможность  злоупотребления одного    из    участников    сделки    неинформированностью    контрагента.

Асимметричность информации, в отличие от собственно  неполноты,  приводит  к резкому снижению общественного благосостояния.

      Асимметричная  информация характерна для многих  ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец товара  знает  о  его  качестве  больше,  чем  покупатель. Рабочие  знают  о  своих  навыках  и  способностях  лучше  предпринимателей. Управляющие  больше  знают  об  издержках  фирмы,  конкурентной  позиции   и инвестиционном климате, чем собственники предприятий.

      Вначале рассмотрим ситуацию, в которой продавцы  товара  имеют  более точную информацию о его качестве,  чем  покупатели.  Мы  увидим,  как  такая асимметричная информация вызывает несовершенство рынка.  Затем  узнаем,  как продавцы избегают возникновения  ряда  проблем,  связанных  с  асимметричной информацией, с помощью сигналов потенциальным покупателям о  качестве  своей продукции. Гарантии на товар обеспечивают своего рода  страхование,  которое может быть эффективным, если покупатели менее информированы,  чем  продавцы.

Но, как будет показано далее, покупка  страховки  тоже  вызывает  трудности, если покупатели информированы лучше продавцов. Наконец, покажем,  что  рынки труда могут функционировать неэффективно, когда  работники  информированы  о своей производительности лучше чем работодатели.

 

 

 

 

Глава 1 «Неопределенность, как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации»

 

Неполнота информации – широко распространенный признак  экономической жизни, существенно  влияющий на условия и особенности  функционирования рынков. Наибольшее воздействие на поведение экономических  субъектов и функционирование рынков оказывает ассиметричная информация. Именно полная информированность участников рыночного процесса обеспечивает рациональный отбор каждого экономического субъекта и способствует оптимальному распределению ресурсов. Однако реальность далека от идеальных условий. В силу того, что получение информации всегда сопряжено с альтернативными издержками, информация из-за недолговечности не всегда надежна и не всякий экономический субъект обладает достаточными знаниями и навыками, позволяющими ему адекватно использовать необходимую информацию. Асимметричность информации практически всегда существует и создает для одних участников рыночных отношений возможность злоупотребления неинформированностью других. [2, с. 323]

Основы  теории рынков с асимметричной информацией  были изложены Дж. Акерлофом, который взял за пример рынок подержанных автомобилей. Для рассмотрения особенностей формирования спроса и предложения, а также установления равновесия на рынке с асимметричной информацией допускаются следующие предпосылки:

  • существуют четкие градации качества товара (в нашем примере — высокое и низкое);
  • полной информацией о качестве продаваемых единиц товара обладает только продавец, покупатель оценивает качество товара с некоторой долей вероятности;

структура предложения товара изначально фиксирована. Например, на рынке продаются 50 % автомобилей  хорошего качества и 50 % автомобилей — плохого (на сленге плохие автомобили именуются «лимонами», хорошие — «сливами»). [4, с. 323]

Поскольку покупатель знает только доли товаров  каждого уровня, но не знает, к какой  категории качества относится тот  или иной экземпляр, цена спроса будет  формироваться как средняя из цен спроса товаров различного качества, взвешенная — по рыночным объемам  предложения товаров различного качества.

Исходя  из предположения о равных долях, предложенных на рынке автомобилей  хорошего и плохого качества, начальная  цена спроса выглядит следующим образом: Рd1=0,5Рсл+0,5.Рлим. Графически кривая спроса 50%сл, 50% лим. ( для случая, когда на рынке продаются равные количества автомобилей хорошего и плохого качества) лежит строго между кривыми сл и лим (рис.1.1).

Такая ситуация может не устроить часть  продавцов «слив» и они откажутся их продавать, но обладателей «лимонов» она, наоборот, подтолкнет к продаже автомобилей. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократиться до 25%, а плохих – возрастет до 75%. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос снизится. Цена спроса теперь будет равна средней из прежней цены спроса (Рd1) и цены «лимонов» (Рлим):

 

Рd2 =0,25 Рсл + 0,75 Рлим.

Новая кривая рыночного спроса 25%сл, 75% лим. Будет лежать строго между кривыми 50%сл, 50% лим. и лим. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев «слив» отказаться от продажи, рыночная доля хороших автомобилей вновь снизится, упадет цена спроса и т. д. [2, с. 324]

Хорошие автомобили могут оказаться  полностью вытесненными с рынка. В этом случае кривая рыночного спроса совпадет с кривой спроса на «лимоны»:

 лим.=0% сл,100% лим.

 

Рис.1.1. Формирование спроса на товар неизвестного качества

 

В отличие от покупателей  продавцы различают единицы товара с разными градациями качества, поэтому  для каждой устанавливается функция  предложения (рис. 1.2). Поскольку все единицы продаются по одной и той же цене, общий рыночный объем предложения товара при каждом возможном уровне цены представляет собой сумму объемов, предлагаемых по данной цене, по всем градациям, т.е. кривая рыночного предложения будет представлять собой сумму кривых предложения автомобилей соответствующих градаций качества.

Каждая отдельно взятая кривая спроса определяется фиксированной  структурой предложения, которая зависит  от цены. Таким образом, равновесие на рассматриваемом рынке характеризуется тем, что при установившейся цене кривая спроса соответствует структуре предложения, а объем спроса равен объему предложения. Характер равновесия, устанавливающегося на рынке товара с асимметричной информацией о качестве, зависит от степени различия между градациями качества.

Если дифференциация качества между градациями относительно невелика (рис. 1.3а), устанавливается равновесие, при котором на рынке будут продаваться обе градации качества. Здесь кривая Qd показывает спрос при равновесной структуре продаж. При большой дифференциации (рис. 1.3б) хороший товар полностью вытесняется плохим — имеет место так называемый эффект «лимонов». Рыночное равновесие установится в точке пересечения кривой рыночного спроса (Qd = Qdлим) и предложения (Qs). Равновесное количество продаж будет представлено только «лимонами» (Qe = Qлим. Наконец, низкокачественный товар может оказаться настолько плохим, что при любой величине его предложения цена спроса на него ниже цены предложения (рис. 1.3в), и сделки на таком рынке не состоятся вовсе. [2, с. 325]

Асимметрия информации о качестве способна разрушить рынок. Если бы существовали отдельные рынки  для товаров низкого и высокого качества, то потребители имели бы возможность сделать выбор между «сливами» и «лимонами»: одни предпочли бы купить за меньшую цену более плохой автомобиль, другие — хороший за более высокую цену. Это привело бы к общественно эффективному результату и все выгоды от торговли были бы реализованы. Однако в условиях асимметрии информации из-за невозможности определить качественные характеристики автомобилей, под влиянием снижения рыночной цены продавцы высококачественных товаров уходят с рынка, оставляя только неблагоприятный выбор низкокачественных товаров. Если бы и у продавцов не было возможности точно определить качественные характеристики продаваемых машин (качество они определяли лишь статистически), несмотря на несовершенство информации, рыночные сделки состоялись бы и, более того, удалось бы достигнуть Парето-оптимального равновесия. Отсюда вывод: именно асимметричная информация (а не неполная) приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Данное замечание подтверждает нижеприведенный цифровой пример. Пусть максимальная готовность покупателей платить за плохой автомобиль составляет 120 р.,  а за хороший — 400 р.

Рис. 1.3. Типы равновесия на рынках с ассиметричной информацией

Продавцы готовы продать плохой автомобиль за 100 р., а хороший — за 300 р. На рынке  представлено по 50 автомобилей каждого  вида. В случае совершенной информации возникнут два отдельных рынка. На первом равновесная цена установится в интервале 100-120 р., на втором — 300-400 р. На рынке будут проданы все 100 автомобилей. [2, с. 327]

 В случае несовершенной, но симметричной информации (предположим, вероятность, что выбранный наугад автомобиль хорошего качества, равна 0,5) покупатель готов заплатить за автомобиль Рd = 0,5 х120 +  0,5 х 400 = 260 р., продавец готов продать автомобиль по цене Рs = 0,5 х 100 + 0,5 х 300 = 200 р. Цена установится в интервале 200-260 р., объем продаж при этом составит 100 автомобилей. В случае асимметричной информации (качество автомобилей известно лишь продавцам) при готовности покупателя платить 260 р. на рынке будут предложены лишь плохие автомобили, поскольку владельцы хороших машин не станут их продавать менее чем за 300 р. Объем продаж составит 50 автомобилей.

Рынок кредита

Используя кредитную карточку, многие из нас занимают деньги без  какого-либо обеспечения. Большинство  кредитных карточек позволяет их владельцам начислять на свой расчетный  счет до нескольких тысяч долларов, и при этом многие люди имеют по несколько таких карточек. Компании, выпускающие эти карточки, получают доход, начисляя проценты на долг заемщика. Но как может такая компания или  банк отличить "высококачественных" заемщиков (возвращающих долги) от "низкокачественных" (не возвращающих)? Очевидно, должники лучше, чем компания, знают, будут  ли они возвращать долг или нет. Снова  возникает проблема неблагоприятного отбора. Компании и банки должны назначать одинаковый процент для  всех заемщиков, что привлекает больше "низкокачественную" их категорию. В свою очередь, это приводит к  повышению ставки процента, что опять-таки увеличивает долю данной группы, снова  повышается процент и т. д.

В действительности компании, выпускающие кредитные карточки, и банки могут в какой-то мере использовать хранящиеся в компьютере ретроспективные данные о кредитах, которыми они делятся друг с другом, чтобы научиться отличать "низкокачественных" заемщиков от "высококачественных". Многие люди считают, что компьютеризация  кредитной информации является вторжением в частную жизнь. Допустимо ли, чтобы компании хранили эти данные и делились ими друг с другом?    

Невозможно дать ответ  на данный вопрос, но можно лишь отметить, что ретроспективная информация о кредитах выполняет важную функцию. Она снимает или, по крайней мере, существенно сглаживает проблемы асимметричной  информации и неблагоприятного отбора, которые иначе могли бы препятствовать функционированию кредитных рынков. Без этих кредитных историй даже надежные заемщики сочли бы заем денег  слишком дорогим.

Несовершенная информация

Рассмотрим препятствия, создаваемые  рыночному механизму несовершенством  информации, на примере проблемы «принципал-агент», суть которой состоит в следующем.

Информация о работе Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике