Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:08, курсовая работа
Вначале рассмотрим ситуацию, в которой продавцы товара имеют более точную информацию о его качестве, чем покупатели. Мы увидим, как такая асимметричная информация вызывает несовершенство рынка. Затем узнаем, как продавцы избегают возникновения ряда проблем, связанных с асимметричной информацией, с помощью сигналов потенциальным покупателям о качестве своей продукции. Гарантии на товар обеспечивают своего рода страхование, которое может быть эффективным, если покупатели менее информированы, чем продавцы.
Введение ……………………………………………………. ……… 3
Глава 1 «Неопределенность, как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации»………..…………………… .. 4 – 10
Глава 2 «Эффекты асимметричной информации»……. ............... 11 – 13
Глава 3 «Преодоление информационной асимметричности»...... 14 - 26
Заключение ………………………………………………………….. 27
Библиографический список ………….…………………................ 28
Все перечисленные
нами сигналы позволяют получать
информацию о качестве продукции, однако
эффективность отдельных
Одним из вариантов решения проблем информационной асимметрии на страховых рынках является предоставление неинформированной стороной (страховой компанией) клиентам (информированной стороне) различных комбинаций страховых премий и скидок. Изначально страховая компания из-за асимметрии информации не может отнести конкретного клиента к той или иной группе риска, поэтому она может предложить два типа контрактов, которые определяют страховой взнос и размер компенсации в случае потери дохода. Первый обеспечивает полное покрытие при высоком страховом взносе, а второй — частичное с более низким страховым взносом. Частичное покрытие отпугнет клиентов с высокой степенью риска и они, вероятнее всего, приобретут контракт с полным покрытием. Клиенты с низким уровнем риска приобретут контракт с более низким страховым взносом. Таким образом, на данном рынке будет достигнуто разделяющее равновесие и устранены эффекты асимметрии информации. [2, с. 340]
На
рынке кредитов проблему асимметрии
информации банки решают посредством
контроля над реализацией
Асимметрия информации, как
мы видим, снижает эффективность
рынка в целом. Но прежде всего
она невыгодна продавцам
Преодоление информационной асимметрии.
В заключении
ВЫВОД :
Асимметрия информации, как
мы видим, снижает эффективность
рынка в целом. Но прежде всего
она невыгодна продавцам
Казалось бы, проще всего проинформировать публику о качестве товара, непосредственно объявив об этом, например в рекламе. Однако такое объявление не
является эффективным сигналом, так как его одинаково легко сделать как продавцам действительно хорошего товара, так и всем прочим. Чтобы сигнал был эффективным, требуется выполнить следующее условие: продавцу хорошего товара значительно легче подать такой сигнал, чем продавцу плохого, и это должно быть понятно покупателю.
В некоторой степени эту задачу выполняют свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Этой же цели служит репутация продавца (изготовителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю. Простейший пример: жители городского района знают, что хлеб нужно покупать в таком-то магазине - там он, во-первых, всегда свежий, а во-вторых, его туда поставляет хорошая пекарня.
Фирма, пользующаяся хорошей репутацией, стремится затруднить продажу подделок своей продукции. Для этого используются сложные в изготовлении упаковка, этикетки и т. д. Скажем, для предотвращения подделок алкогольных напитков применяются голографические марки, изготовление которых в кустарных условиях практически невозможно.
Другой пример относится к рынку кредитов, где информационное преимущество принадлежит покупателю: заемщик лучше, чем кредитор, знает о своих возможностях и о своем намерении вернуть долг. Установление единой процентной ставки выгодно "плохим" и невыгодно "хорошим" заемщикам. Репутация заемщика определяется его кредитной историей, и банк может, используя имеющуюся у него информацию, дать преимущество "хорошему" заемщику, что выгодно и заемщику, и банку.
Фирмы, производящие товары длительного пользования, могут информировать покупателей о надежности своей продукции с помощью гарантий. Допустим, что фирма дает гарантию безотказной работы изделия на 2 года, обязуясь в случае любой неисправности немедленно предоставить покупателю новое изделие, и принимает на себя все расходы по доставке и замене. Гарантийное обслуживание само по себе есть существенный элемент качества товара. Но оно выполняет также и сигнальную функцию: фирма, принимающая на себя дорогостоящие обязательства, уверена, что выполнять их придется достаточно редко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Анализ проблем асимметричной информации в мировой теории восходит к модели "рынка лимонов" Дж. Акерлофа. Исследования, развивающие анализ проблемы, можно условно разделить на две группы: анализ последствий несовершенства информации на разных рынках и изучение возможности и эффективности различных типов сигналов о качестве.
Обратим внимание, что существование проблемы асимметричной информации о качестве на товарном рынке создает дополнительные барьеры на пути новых фирм. Прежде чем производитель товара высокого качества сможет продавать свой продукт по цене, позволяющей получать хотя бы нормальную прибыль, он должен сигнализировать покупателю о качестве своей продукции. Независимо от конкретной стратегии продавца (предоставление гарантий, низкая входная цена, расточительные расходы) продвижение и позиционирование товара на рынке сопряжено со значительными дополнительными расходами - инвестициями в репутацию.
На примере с подержанными автомобилями было показано, как асимметричная информация может привести к разрушению рынка. Это был всего лишь условный пример, иллюстрирующий важную проблему, возникающую для многих рынков. При рассмотрении рынка кредитов мы пришли к выводу, что необходимо осуществлять контроль заемщика над осуществлением инвестиционного проекта. Эта мера используется в большей или меньшей степени всеми заемщиками на кредитном рынке. Однако полное устранение асимметрии информации о кредитном риске требует слишком тщательного контроля над деятельностью заемщика и сопряжено с крайне высокими издержками мониторинга.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Курс экономической теории, Киров, 1994 под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
2. Микроэкономика, Минск «ИВЦ Минфина», 2007 под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова.
3. Микроэкономика: Учебно-методическое пособие», 2002 под ред. Таранухи Ю.В.
4. Микроэкономика: учеб. пособие / С.А. Константинов [и др.]; под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
5. Микроэкономика: учеб. пособие для вузов / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007.
6. Мэнкью, Н.Г. Принципы микроэкономики: учебник для вузов / М.Г. Мэнкью; пер. с англ. 4-е изд. СПб: Питер, 2007.
7. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА–ИНФРА М, 2000.
8. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. сокр. пер. с англ. под ред. В.Т. Борисовича, В.М. Полтерович, В.И. Данилов [и др.]. М.: Экономика, Дело, 1992.
9. Пиндайк, Р.С. Микроэкономика / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рубинфельд. М.: Дело, 2000.
10. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник / Г.П. Журавлева [и др.]; под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 2-е изд., исп. и доп. М.: Дашков и К0, 2006.
05.02.2011 г.
Информация о работе Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике