Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики проведение аудита основных средств предприятия.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, задач и целей аудита основных средств;
- исследование методических вопросов аудита основных средств;
- проведение аудита основных средств на БРО ОГО ВФСО «ДИНАМО».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты аудита основных средств 5
Сущность и классификация основных средств 5
Понятие, задачи и цели аудита основных средств 8
Методы аудита основных средств 9
Глава 2. Методические вопросы аудита основных средств 13
2.1. План аудита основных средств 13
2.2. Программа аудита основных средств 16
Глава 3. Аудит основных средств на БРО ОГО ВФСО «ДИНАМО» 22
3.1. Краткая характеристика предприятия 22
3.2. Аудит наличия и аналитического учета состава и структуры
основных средств 23
3.3. Аудит поступления и выбытия основных средств 26
3.4. Аудит начисления амортизации основных средств 32
3.5. Аудит налогообложения основных средств 38
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Аудит основных средств.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

1. Методы фактического  контроля

а) инвентаризация;

б) контрольный обмер.

2. Методы документального контроля

а) формальная проверка;

б) арифметическая проверка;

в) проверка документов по существу.

3. Прочие методы

а) наблюдение;

б) опрос;

в) экономический анализ.

Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских доказательств при проверке основных средств.

Инвентаризация проводится в целях  обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию  аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведению, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций

Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных  работ по ремонту непосредственно  на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.

При проведении формальной проверки документов аудитор визуально просматривает  первичные документы по учету  основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера 10, 10/1, 13, расчетные таблицы, форму № 5, главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым междуведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц и карточек подписей должностных лиц.

Метод арифметической проверки предусматривает  проверку правильности подсчетов, а  также правильности составления  алгоритмов расчетов при автоматизации  бухгалтерского учета. Проверка расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к нему ф. № 5.

При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат.

Наблюдение - получение общего представления  о возможностях клиента на основании  визуального наблюдения. Аудитор  наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету и движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.

Методом экономического анализа аудитор  пользуется, как правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств (ф. №1, ф. №5). Аудитор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так же эффективность капиталовложений.

Опрос -  получение устной или письменной информации от клиента. Опрос или беседа должны быть проведены со всеми сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала аудитору результаты, она, как и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Для этого аудитор составляет заранее вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые аудитор планирует задать сотрудникам организации с вариантами ответов. Вопросник распечатывается в нужном количестве экземпляров, соответствующем составу опрашиваемых специалистов. На каждом экземпляре вопросника проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа. По результатам опроса аудитор делает пометки напротив выбранных сотрудниками вариантов ответа и делает вывод о состоянии дисциплины в организации учета основных средств и определяет степень аудиторского риска и глубину последующих процедур по проверке правильности учета основных средств.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические вопросы  аудита основных средств

 

2.1. План аудита основных  средств

 

До начала проведения аудиторской проверки все мероприятия  и процедуры осуществляют в рамках четырех основных этапов:

  1. подготовка аудиторской проверки;
  2. планирование аудита;
  3. выполнение процедур;
  4. оформление результатов аудита.

На подготовительной этапе происходит установление взаимоотношений  между аудиторской организации  и организацией-клиентом. До заключения  договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Планирование аудита осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в  соответствии с требованиями аудиторских  правил (стандартов) и  условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудитор оценивает аудиторский риск и определяет содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается и в общем плане и программе аудита.

На этапе выполнения аудиторских  процедур  производится сбор аудиторских доказательств и их документирования.

В процессе оформления результатов  аудита обобщаются материалы проверки, формулируется мнение аудиторской организации относительно достоверности бухгалтерской отчетности, составляется информация руководству проверяемой организации и аудиторское заключение.

Специфика организации, объем и сложность работы по его  проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.

План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана:

  • предварительно определить объем и характер необходимых тестов;
  • оценить затраты времени и труда по их проведению;
  • достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
  • иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

План может  быть составлен по следующей форме (таблица 2.1.)

 

Таблица 2.1.

Общий план аудита

Проверяемая организация

 

Период аудита

с  по  г.

Количество человеко-часов

 

Руководитель аудиторской  группы

 

Состав аудиторской  группы

 

Планируемый аудиторский  риск

 

Планируемый уровень существенности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.

Планируемые виды работ

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечание

1

Формирование аудиторской  группы

     

2

Распределение аудиторов  в соответствии с их профессиональными  качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита

     

3

Инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной  деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита

     

4

Проведение аудита согласно программе 

     

5

Контроль за выполнением  плана и качеством работы аудиторов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов  аудита

     

6

Разъяснение руководителем  аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур

     

7

Проведение совещаний  с руководством экономического субъекта и/или соответствующих служб по результатам отдельных этапов аудита

     

8

Подготовка письменной информации (отчета) руководству экономического субъекта (отчета) по результатам аудита

     

9

Подготовка аудиторского заключения по результатам аудита

     

10

Проведение совещания  с руководством экономического субъекта по результатам аудита

     

2.2. Программа аудита основных средств

 

Детализацией общего плана аудита является аудиторская  программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов. В программе аудиторской проверки указываются:

  • Цель аудита.
  • Основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке.
  • Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.).
  • Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

Таблица 2.3.

Программа аудиторской  проверки

Задачи проверки

Источники

информационного

отображения

операций

Процедуры

проверки

Метод

сбора

аудиторских

доказательств

1

2

3

4

1. Аудит наличия и  аналитического учета основных средств

     

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.3.

1

2

3

4

1.1. Проверка наличия  объектов основных средств (особенно дорогостоящих)

Инвентарные карточки

Проверяется наличие дорогостоящих объектов в местах эксплуатации

1

1.2. Проверка заключения договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств.

Приказы руководителя; договоры о материальной ответственности; список лиц, ответственных за сохранность; образцы подп.

Проверяется наличие договоров и подлинности подписей ответственных лиц.

3

1.3. Проверка сроков  проведения инвентаризации

Приказ руководителя, инвентаризационные ведомости

Проверяются сроки и  количество инвентаризаций в соответствии с нормативными актами

7, 3

1.4. Проверка ведения  инвентарных карточек по всем объектам основных средств 

Инвентарные карточки и их опись, акты приемки и выбытия, инвентарный список

Сравнение описи инвентарных карточек с инвентарным списком и фактическим наличием основных средств

1, 3

Информация о работе Аудит основных средств