Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки).
При расчетах с поставщиками и подрядчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия.

Содержание работы

Введение: 3
Глава1. Расчеты с поставщиками и подрядчиками как объект бухгалтерского учета и область аудита 5
1.1.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.2.Понятие и состав кредиторской задолженности 11
1.3. Нормативные правовые акты по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками 16
Глава 2. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками 23
2.1 Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками 23
2.2 Подготовка программы аудита, её структура и содержание 25
2.3. Основные виды нарушений в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками выявляемые в ходе аудита 28
Глава3.Процедуры проверки операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками 30
Заключение: 35
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

ККР-Аудит.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 516 ГК РФ осуществляются расчеты за поставляемые товары: покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

 Если договором поставки  предусмотрено, что оплата товаров  осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался  от оплаты либо не оплатил  товары в установленный договором  срок, поставщик вправе потребовать  оплаты поставленных товаров от покупателя. В случае, когда в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором.

Так же Гражданский кодекс регулирует: периоды поставки, порядок, принятие товаров покупателем и  многое другое.

2. Налоговый кодексы  РФ регламентируют порядок учета  и налогообложения соответствующих  видов имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Налоговый кодекс РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.

Определены основания  возникновения, изменения, прекращения  и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, с которыми мы имеем  дело и при расчетах с поставщиками и подрядчиками. Примером такого налога будет являться НДС, который регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. 

3. Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» №  129-ФЗ от 1996 года регулирует общие  положения и требования к ведению  бухгалтерского учета: объекты,  задачи, содержание первичной документации, учетную политику, проведение инвентаризации, порядок хранения документов и др.

4. Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации,  утвержденным Приказом Минфина  России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями  и дополнениями). Данное положение  разработано на основе Федерального закона “О бухгалтерском учёте” от 21 ноября 1996 г. Оно определяет порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности в целом.

5. У поставщиков организации  приобретают материалы, основные  средства и другие ценности. Учет таких активов, их оценка, порядок поступления в организацию регламентируются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов».

6. Подрядчики оказывают  различные услуги предприятию, например, строительство, ремонт и т.д. ПБУ 2/08 «Учет договоров строительного подряда» регламентирует составление и исполнение таких договоров, признание финансового результата по нему и порядок отражения выполняемых операций в бухгалтерской отчетности предприятия.

7. Положения по бухгалтерскому  учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом  Минфина России от 6 мая 1999 г.  № 32н (с изм. и доп., вступающими  в силу с 01.01.2011) и Положения  по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011), содержат некоторую информацию о дебиторской и кредиторской задолженности.

Данные Положения устанавливают, что дебиторская задолженность, относимая на финансовые результаты включается в состав прочих расходов, еще неистребованная задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также дебиторская задолженность, не реальная к взысканию должна быть включена в состав расходов организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете. Причем просроченная задолженность списывается отдельно по каждому обязательству.

В соответствии с ПБУ 9/99 (п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

8. Приказ Минфина РФ  от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении  Плана счетов бухгалтерского  учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19713).

В плане счетов в разделе 6 «Расчеты» содержатся счета предназначенные  для обобщения информации о всех видах расчетов организации с  различными юридическими и физическими лицами, а так же внутрихозяйственных расчетов. Для этого существуют несколько счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам».

9. Приказ Минфина РФ  от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" содержит информацию об инвентаризации расчетов.

10. Альбом унифицированных  форм первичной учетной документации  разработан Госкомстатом России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835. Формы первичной учетной документации данного альбома утверждены Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999г.N 66. Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется "Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", утвержденным Министерством финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н (ред. от 24.12.2010).

11. Так же отношения,  возникающие между поставщиками и подрядчиками регулирует: Указ Президента РФ «(ред. от 24.12.2010) за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» от 20 декабря 1994 г. № 2204, Указ Президента РФ от 19.10.93 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» и другие.

12. Случаи использования  иностранной валюты в качестве  средства платежа при осуществлении  безналичных расчетов предусмотрены  Федеральным законом от 10 декабря  2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011).

13. Правила, формы, сроки  и стандарты осуществления безналичных  расчетов устанавливает Банк  России в соответствии с Федеральным  законом от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О  центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 07.02.2011).

Основания совершения платежа  могут быть различны:

  • оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
  • безвозмездная передача денежных средств и др.

Положение ЦБ РФ регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки и т. д.

 

 

Глава 2.  Аудиторская  проверка расчетов с поставщиками и  подрядчиками

2.1 Цель, задачи, информационная база аудита расчетов  с поставщиками и подрядчиками

 Аудиторская деятельность  представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по независимой проверке  бухгалтерского учета и финансовой  отчетности  организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель  и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

 Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц  и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

 Следовательно, назначение  аудита – это проверка финансовых  отчетов с целью:

  • подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
  • проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
  • контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Задачи аудитора заключаются:

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те, будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

На современном этапе  развития аудиторской деятельности у аудиторов появилась еще одна очень важная функция - это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами в частности расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций с поставщиками и подрядчиками является важным этапом аудиторской проверки. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Основными задачами при  аудите расчетов с поставщиками и  подрядчиками являются:

  • установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
  • проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
  • установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок исковой давности;
  • проверка списания задолженности, срок исковой давности, по которой прошел;
  • проверка правильности и обоснованности списания задолженности

 Эти основные вопросы  аудитор должен изучить, дать  им оценку, высказать суждение  в аудиторском заключении и  сделать предложения по выявленным  нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

Источниками информации для проведения аудита расчетов с  поставщиками и подрядчиками являются:

  1. регистр синтетического учета - главная книга;
  2. отчетность (бухгалтерский баланс);
  3. регистры синтетического и аналитического учета расчетов;
  4. первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

2.2. Подготовка программы аудита, её структура и содержание

Начиная разработку  программы  проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками, аудиторская организация основывается на предварительных знаниях об аудируемом лице, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

В процессе подготовки программы  аудита  аудиторская организация  оценивает эффективность системы  внутреннего контроля аудируемого  лица и производит оценку риска системы внутреннего контроля.

 Основная цель проверки - установить правильность ведения  расчетов с поставщиками и  подрядчиками за полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные  работы и оказанные услуги.

Поэтому, в соответствии с основной целью, аудитору необходимо проверить:

- наличие договоров  на поставку продукции и правильность  их оформления.

При наличии дебиторской  задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину  образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Следует выяснить причины  ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к  взысканию  задолженности.

- правильность ведения  аналитического учета по счету  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (аналитический учет должен вестись по каждому поставщику и подрядчику), а также правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

- соответствие записей  аналитического учета записям в журнале – ордере, главной книге и бухгалтерском балансе.

Исходя из цели проверки, вытекает задача аудита  расчетов с  поставщиками и подрядчиками, которой  является проверка достоверности отчетов, подтверждение реальности приведенных  в отчете данных, а также законности хозяйственных операций.

Первый этап может  включать правовую оценку договоров  с позиций действующего законодательства.

Следующим этапом при  проведении  аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку - расшифровку задолженности, числящейся в аудируемой организации.

При пренебрежении проведением  инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, как правило, происходит нарушение  Методических указаний по инвентаризации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками