Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:32, лекция
Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ И ПРИЕМОВ АУДИТА 4
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА 10
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА 12
ЭТИКА АУДИТОРА 14
ВИДЫ АУДИТА 16
ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ 16
АУДИТ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ 18
АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 19
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ И ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ 19
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ И СОГЛАСОВАННЫЙ АУДИТ 19
КЛАССИФИКАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АУДИТОРА 20
КЛАССИФИКАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ 20
ВИДЫ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ 21
АУДИТ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 23
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 24
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ 25
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 26
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА 27
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 27
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА 27
АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 31
ПОНЯТИЕ МОШЕННИЧЕСТВА И ОШИБКИ 32
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И СОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВИДЫ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 33
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ 35
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 35
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ В БАНКАХ 36
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 37
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ 37
ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ ОПЕРАЦИЙ С НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ 38
ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 40
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 40
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА, ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ С ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 41
ПРОВЕРКА ДОЛГОСРОЧНЫХ И КРАТКОСРОЧНЫХ ЗАЙМОВ 43
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ КРЕДИТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА 44
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ 46
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 46
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ОС 47
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОПРИХОДОВАННОСТИ ОС И ИХ СПИСАНИЯ 47
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОЦЕНКИ И ПЕРЕОЦЕНКИ ОС, НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ, ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ОС 48
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ И ДВИЖЕНИЮ НМА 49
ПРОВЕРКА УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 51
ЦЕЛИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 51
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ ЗАТРАТ НА ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, НЕЗАВЕРШЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО 51
АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 55
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 55
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 55
АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 58
Виды аудиторских услуг
1. Аудит проверки финансово-
2. Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния
3. Консультирование по
вопросам налогообложения,
4. Консультирование по правовым вопросам
5. Консультирование правовой
ответственности обработки
Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности
Аудит проверки финансово-хозяйственной
деятельности – аудиторская деятельность,
направленная на установление достоверности
бухгалтерской и финансовой отчетности
экономических субъектов и
В этом случае целями аудита являются:
• оценка состояния учета;
• проверка достоверности
показателей годовой
• проведение анализа финансово-
В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные методы проведения аудиторской проверки:
• фактическая проверка;
• подтверждение;
• документационная проверка;
• формальная проверка;
• логическая проверка;
• арифметическая проверка;
• специальная проверка;
• опрос;
• наблюдение;
• аналитические тесты;
• сканирование.
Под фактической проверкой понимается проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными.
Подтверждение – получение
письменного ответа от клиента или
3-х лиц для подтверждения
Документационная проверка – проверка документов и записи операций в учетных регистрах. В практике аудиторской работы при проведении документационных проверок применяют хорошо известные методы формальной, логической и арифметической проверки.
При формальной проверке выявляется
полнота и правильность заполнения
всех реквизитов, обязательных на первичных
документах. Особое внимание при этом
обращается на: дату заполнения документа;
наличие неоговоренных
Логическая проверка (проверка
документов по существу). Данная проверка
позволяет выяснить, имела ли место
та или иная операция и в указанном
объеме; законность и целесообразность
хозяйственной операции; правильность
ее отнесения на соответствующие
счета и включение в
Арифметическая проверка
заключается в проверке правильности
подсчетов сумм в документах. В
ходе проверки выявляются ошибки при
суммировании ряда чисел в процессе
составления аналитических и
систематических регистров
Специальная проверка применяется,
когда возникает необходимость
привлечь к проверке специалиста
с узкой специализацией, что дает
возможность проверить
Опрос – получение устной или письменной информации от клиента.
Наблюдение – получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения);
Аналитические тесты – метод сравнений индексов, коэффициентов.
Сканирование – непрерывный, поэлементный просмотр информации (бухгалтерских первичных документов) с целью найти что-либо нетипичное.
В аудиторской деятельности также имеют место и методы организационных проверок (сплошная, выборочная, комплексная, целевая, экспертная оценка).
При сплошной проверке тщательно проверяются все денежные документы, относящиеся к учету кассовых и банковских операций, ценных бумаг и по расчетам с подотчетными лицами.
При выборочной проверке документы
проверяются по выбору проверяющего.
При этом, если в ходе выборочной
проверки отдельных вопросов будут
установлены серьезные
В современной практике применяются
комплексные аудиторские
Целевые проверки проводятся
по определенному кругу вопросов
по просьбе руководителей
Экспертная оценка бухгалтерских документов организаций проводится аудитором по поручению государственных органов при наличии у них уголовных, гражданских дел, или дел, рассмотренных в арбитражном суде.
Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния
Проводя аудиторскую проверку,
аудитор должен проверить не только
состояние бухгалтерского учета, законность
совершения финансово-хозяйственных
операций в проверяемой организации,
но и качественно провести анализ
показателей ее финансовой деятельности.
Целью анализа является оценка финансовых
результатов и финансового
Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования
Аудиторы (фирмы), наряду с
проведением аудиторских
Процесс консультирования представляет
собой совместную деятельность консультанта
и клиента с целью решения
определенной задачи и осуществления
желаемых изменений в организации-
В экономической литературе
можно найти множество
Таблица 2
Фазы процесса консультирования
Фазы Этапы в фазе
Подготовка 1. Первый контакт с клиентом
2. Предварительный диагноз проблемы
3. Планирование задания
4. Предложения клиенту относительно задания
5. Контракт на консультирование
Диагноз 1. Обнаружение фактов
2. Анализ и синтез фактов
3. Детальное изучение проблемы
Планирование действий 1. Выработка решений
2. Оценка альтернативных вариантов
3. Предложение клиенту
4. Планирование осуществления решений
Внедрение 1. Помощь в осуществлении
2. Корректирование предложений
3. Обучение
Завершение 1. Оценка
2. Конечный отчет
3. Расчет по обязательствам
4. Планы на будущее
5. Заключительный контакт
В конкретной ситуации в данной модели некоторые фазы могут быть передвинуты, внедрение может начинаться до окончания планирования действий. Консультант имеет в своем распоряжении разнообразные методы вмешательства, способствующие изменениям в отдельных людях, группах, организациях.
Наиболее часто применяемыми методами являются:
• обучение и повышение квалификации;
• обучение действиями;
• планирование повышения эффективности работы предприятия;
• проведение собраний;
• инструктирование и рекомендации.
Квалифицированный консультант гибко использует методы вмешательства для поддержки изменений и применяется одновременно, если это целесообразно, несколько методов.
В процессе консультирования
должен соблюдаться прогрессивный
подход: компетентность, использование
знаний и опыта в интересах
клиента, беспристрастность и
Практика проведения консультирования
показывает, что наибольшее количество
вопросов, поступающих к аудиторам,
связано с налоговым
Консультирование по правовым вопросам
Оказывать такие услуги могут
только аудиторские фирмы, в штате
которых имеются юристы-
Другими видами правовых консультаций
является консультирование по вопросам
правового применения отдельных
положений ГК РФ, КЗОТ РФ и др. правовыми
актами. Чтобы оказывать
Консультирование правовой
ответственности обработки
Наиболее быстро растущей областью консультативных услуг является помощь в разработке пакетов программ в выборе и внедрении современных ПК. Консультанты помогут внедрять новые системы и разрабатывать программы обучения для служащих, вырабатывать и осуществлять политику поощрения новаторства, использовать технику для снижения трудоемкости работ.
Консультанты обычно указывают, какие марки ПК наиболее надежны и совместимы с поколением предыдущих моделей, могут рекомендовать недорогие и апробированные программы, могут осуществлять обучение персонала, для чего выбирают необходимые средства обучения и упражнения. Хотя аудиторские фирмы по действующему законодательству, практически не несут ответственность (за исключением, если таковая оговорена заключенным двусторонним договором), неправильное консультирование заказчика и возникновение у него какой-либо ответственности в результате допущения ошибки, отрицательно сказывается на имидже аудиторской фирмы.
Технологические основы аудита
1. Начальная стадия аудиторской проверки
2. Планирование аудита
3. Аудиторские доказательства
4. Понятие мошенничества и ошибки
5. Порядок подготовки
и составления части
Начальная стадия аудиторской проверки
Договор на проведение аудиторской
проверки юридически отражает и фиксирует
интересы сторон. Однако, есть существенные
отличия от договоров, используемых
в предпринимательстве. В нем
присутствует интерес 3-й стороны
– пользователя информации – потенциального
потребителя информации о финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого экономического
субъекта. Аудитор несет ответственность
не только перед клиентом, но и перед
заинтересованными