Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:32, лекция
Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ И ПРИЕМОВ АУДИТА 4
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА 10
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА 12
ЭТИКА АУДИТОРА 14
ВИДЫ АУДИТА 16
ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ 16
АУДИТ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ 18
АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 19
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ И ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ 19
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ И СОГЛАСОВАННЫЙ АУДИТ 19
КЛАССИФИКАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АУДИТОРА 20
КЛАССИФИКАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ 20
ВИДЫ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ 21
АУДИТ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 23
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 24
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ 25
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 26
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА 27
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 27
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА 27
АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 31
ПОНЯТИЕ МОШЕННИЧЕСТВА И ОШИБКИ 32
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И СОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВИДЫ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 33
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ 35
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 35
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ В БАНКАХ 36
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 37
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ 37
ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ ОПЕРАЦИЙ С НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ 38
ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 40
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 40
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА, ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ С ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 41
ПРОВЕРКА ДОЛГОСРОЧНЫХ И КРАТКОСРОЧНЫХ ЗАЙМОВ 43
МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ КРЕДИТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА 44
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ 46
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 46
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ОС 47
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОПРИХОДОВАННОСТИ ОС И ИХ СПИСАНИЯ 47
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОЦЕНКИ И ПЕРЕОЦЕНКИ ОС, НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ, ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ОС 48
ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ И ДВИЖЕНИЮ НМА 49
ПРОВЕРКА УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 51
ЦЕЛИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 51
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ ЗАТРАТ НА ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, НЕЗАВЕРШЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО 51
АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 55
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 55
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 55
АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 58
Учитывая специфику аудита в России, следует в договоре на аудиторскую проверку отразить возможность аудитора отказаться от выдачи аудиторского заключения или определить сроки представления клиентом документов, необходимых для проверки, поскольку часты случаи, когда клиенты приглашали аудитора, а бухгалтерский отчет еще не готов к проверке, что очень осложняет работу. Целесообразно для аудитора предусматривать в договоре пункт, обязывающий клиента оказывать помощь аудитору в ходе проверки, также выделять работников для оказания помощи при проведении инвентаризации, предоставлять транспорт и гостиницы аудитору в случае необходимости его выезда в командировку.
Планирование аудита
Программа проведения аудиторской проверки. Оценка системы внутреннего контроля клиента, как критерий для планирования проверки.
Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента.
Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента, поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит и позволит избежать недоразумений с клиентом.
Задачи планирования аудита:
• установление этапов и сроков работы с клиентом;
• определение затрат;
• рациональное использование рабочего времени специалиста;
• подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
• определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
• распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;
• создание условий для
осуществления
• обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.
Планирование аудита состоит из 6 основных этапов:
1. Предварительное планирование.
2. Сбор общих сведений.
3. Сбор информации о
правовых обязанностях клиента.
4. Оценка существенности аудиторского риска.
5. Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля.
6. Разработка общего плана аудита и программы аудита.
Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы; включает в себя принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей (формирование штатов), заключение договора с клиентом, составление письменного обязательства перед клиентом.
Сбор общих сведений – общая информация о предприятии, необходимая от того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. Основными источниками информации о предприятии являются:
• обсуждение с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, несвязанным с ведением учета, которое позволит получить информацию «из первых рук»;
• посещение и осмотр
основных участков, производственных
единиц, складов, которые предоставляют
возможность убедиться в
• внешние и внутренние
отчеты и публикации. Внешние: деловая
печать, газеты, аналитические отчеты
по отраслям, сравнение с основными
конкурентами и среднеотраслевые показатели,
государственное налоговое
Следует ознакомиться с историей
развития предприятия, видами деятельности,
т.е. важно иметь представление
об отрасли клиента. Важно получить
информацию о политике предприятия
в различных областях (кредитная
политика, учетная политика), узнать
степень ответственности и прав
руководителей различных
Сбор информации о правовых обязанностях клиента. С самого начала работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: Уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собрания акционеров, в которых может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявление дивидендов, выплата вознаграждений, подписание контрактов и соглашений, решение об участии в других предприятиях, о приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов.
Оценка существенности аудиторского
риска. Существенность и риск очень
важно учитывать при
• размер предприятия;
• величина чистой прибыли до налогообложения;
• стоимость текущих активов;
• общая стоимость активов;
• объем текущих обязательств;
• величина капитала.
Уровень существенности устанавливается из этих показателей.
Аудиторский риск заключается в следующем: аудитор приходит к выводу, что финансовая отчетность составлена правильно, и на этом основании выражает в аудиторском заключении мнение без оговорок, а в действительности финансовая отчетность содержит существенные погрешности.
Аудиторский риск – это оценка неэффективности аудиторской проверки, базирующаяся на оценке риска системы учета клиента, неэффективность системы внутреннего контроля клиента и невыявление ошибок клиента аудитором.
Существуют 2 вида основных методов оценки аудиторского риска:
1. Оценочный (интуитивный)
– наиболее широко
2. Количественный – предполагает
количественный расчет
Аудиторский риск= Чистый риск • Контрольный риск • Процедурный риск
Аудиторский риск – это риск неэффективности аудиторской проверки, который отражает суждения аудитора о приемлемости вероятности содержания в финансовых отчетах невыявленных существенных ошибок после проведения аудита.
Чистый риск – это риск, связанный со спецификой компании, т.е. вероятность содержания в финансовых отчетах до рассмотрения эффективности системы внутреннего контроля ошибок, превосходящих допустимую величину.
Контрольный риск – это
риск неэффективности системы
Процедурный риск – риск неэффективности процедур тестирования – приемлемая для аудитора вероятность невыявления в процессе тестирования ошибок, превосходящих допустимую величину.
Эта модель является основой планирования аудита, поэтому возможности ее использования при оценке резервов аудита ограничены. После того, как будут определены все риски, установлен соответствующий план аудита, составляющие плана по чистому риску и контрольному риску не подлежат изменению на основании полученных аудиторских свидетельств.
Процедурный риск= Аудиторский рискЧистый риск • Контрольный риск ;
Ознакомление с системой
внутрихозяйственного контроля и оценка
риска контроля. С аудиторской
точки зрения, оценка эффективности
системы внутреннего контроля (СВК)
заключается в оценке сильных
и слабых сторон экономического субъекта.
СВК может считаться
• она эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации;
• эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени после того, как недостоверная информация возникла.
Аудиторская оценка эффективности СВК необходима для оценки и планирования масштаба аудита. Если СВК оценивается аудитором как эффективная, у него появляется возможность снизить объем проверки, а в некоторых случаях и вовсе ее не проводить.
Результатом процесса планирования является программа аудита. Она представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнителей. Программа должна охватывать следующие этапы:
1. Составление обзора
деятельности клиента, в
2. Разработка стратегии
аудита, связанная со спецификой
клиента, и нацеливающая
3. Проведение аудита, т.е.
выполнение выбранных
4. Формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств.
Аудиторские доказательства
Вся информация, подготовленная
и собранная аудитором до начала,
в процессе проверки, и по ее результатам,
является аудиторской информацией.
Часть этой информации представляет
собой документы или их копии,
которые могут рассматриваться
как аудиторские
Аудиторские доказательства – информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, которые служат основанием аудиторского заключения.
Аудиторские доказательства должны быть релевантными и достаточными. Релевантность доказательств – их ценность для решения какой-либо проблемы, а достаточность в каждом случае определяется на основе оценки СВК и аудиторского риска. В любом случае аудитор должен быть уверен, что им собрано достаточное количество доказательств (документов) нужного качества для составления объективного и обоснованного заключения.
Аудиторские доказательства могут быть внутренние (информация от клиента), внешними (информация от третьих лиц и организаций) и смешанными (информация от клиента и подтвержденная внешними источниками). Наиболее ценными и достоверными являются внешние доказательства, смешанные, внутренние.
Качество аудиторских
доказательств зависит от источника.
Аудиторские доказательства могут
быть получены из документальных источников,
в ходе устных опросов персонала
клиента, третьих лиц и при
непосредственном наблюдении аудитором
учетных и др. операций на предприятии.
По степени надежности и достоверности
наиболее ценные доказательства –
полученные самим аудитором. Документальные
доказательства и письменные представления
клиента предпочтительнее доказательств,
полученных при устных опросах. Если
аудитор не в состоянии собрать
достаточное количество доказательств,
он должен этот факт отразить в отчете
и заключении. Соотношение между
затратами на получение аудиторских
доказательств и их значимостью
должно быть разумно. Если, также СВК
клиента достаточно надежна, аудитор
может отказаться от дорогостоящей
сплошной инвентаризации активов и
провести ее выборочно. Но сложность
и дороговизна аудиторских
Понятие мошенничества и ошибки
Под мошенничеством понимается преднамеренное неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из руководства или служащих предприятия, включающее манипуляцию учетными записями и фальсификацию первичных документов, регистров отчетности, умышленное изменение записей в учете, искажение смысла хозяйственных операций и нарушение правил, определенных законодательством и учетной политикой предприятия.
Ошибка – непреднамеренное искажение финансовой информации в результате арифметических и логических погрешностей в учетных записях и группировках, недосмотр в полноте учета, или неправильное представление фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества и расчетов.
Аудитор ответственен за выявление мошенничества и незамеченных или неустраненных ошибок. Заключении аудитора должно гарантировать, что мошенничества и существенных ошибок в финансовой отчетности предприятия нет, или они выявлены полностью, или что ошибки исправлены. В случае, если мошенничество или ошибка существует, аудитор вправе пересмотреть вопрос о своих обязанностях перед клиентом. Основные виды ошибок, обнаруженных при проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим образом:
1. Ошибки в ведении
учета, отсутствие ведения
2. Повторяющиеся ошибки,
ошибки, связанные с незнанием
правил ведения бухгалтерского
учета, связанные с незнанием
вопросов налогового