Банки: их функции и виды. Современное состояние банковского дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление особенностей структуры банковской системы, рассмотрение сущности каждого из уровней банковской системы, а также проведение анализа современного состояния банковского дела в Российской Федерации.
Для достижения цели нужно решить ряд поставленных задач:
Охарактеризовать роль банковского дела в Российской Федерации.
Рассмотреть сущность и функции Центрального Банка Российской Федерации и дать характеристику.
Рассмотреть сущность и функции коммерческих банков Российской Федерации, а также их структура и классификацию.
Проанализировать динамику развития коммерческих банков в 2006-2012 гг.
Проанализировать стратегию развития банковского дела после вступления России в ВТО.
Рассмотреть особенности работы таможенных органов с коммерческими банками.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Банки: сущность, виды, функции, классификация………………………5
1.1 Роль банковского дела в экономике……………………………………...5
1.2 Центральный банк: сущность и функции………………………………..8
1.3 Коммерческие банки: функции, структура, классификация…………..12
2. Современное состояние банковского дела в России……………………18
2.1 Анализ динамики развития коммерческих банков в 2006-2012 гг……18
2.2 Стратегия развития банковского дела после вступления России в ВТО……………………………………………………………………………24
2.3 Особенности работы таможенных органов с коммерческими банками………………………………………………………………….……28
Заключение………………………………………………………………..….32
Список использованных источников…………………………………….....35

Файлы: 1 файл

Федорова курсовая.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые экономисты отмечают, что приток зарубежного капитала в банковский сектор России способствует получению крупных инвестиций, которые  отечественные банки не могут  сложить в развитие банковской системы. Однако здесь есть и негативная тенденция, существует немало рисков, например, риск оттока капитала. Иностранные банки будут руководствоваться российскими банковскими требованиями, однако в политике размещения ресурсов они будут исходить из своих предпочтений, и, вероятнее всего, что привлеченные денежные средства иностранные банки будут хранить за границей. Существует риск сравнительной потери деловой репутации, при равных условиях, потребитель отдаст предпочтению тому банку, у которого за спиной безупречная репутация. Также существует возрастание валютных рисков, то есть, чем больше иностранной валюты, тем больше она подвержена колебаниям, а это ведет к колебаниям мирового финансового рынка.

Коммерческие банки  являются генераторами денежных средств, с помощью банковского мультипликатора, банки производят до 40% всех денежных средств в стране. В зарубежных странах, которые имеют свободно конвертируемую валюту, этот показатель превосходит российский за счет того, что в экономику страну включаются деньги из других стран. Если бы рубль был свободно конвертируемой валютой, то не было бы никаких проблем, а так под влиянием иностранной валюты рубль потеряет свою силу, его обесценивание приведет к росту инфляции, а инфляции вызовет уже другие экономические проблемы.

В газете «Newsland» в статье «ВТО пройдет мимо банковского сектора» говорится, что вступление России в ВТО не вызовет изменений в банковском секторе страны. Единственное, что изменится, это будет введен запрет на открытие филиалов иностранных банков на территории России и будет введена квота на участие иностранного капитала в российском банковском секторе в размере 50%. Что же касается, волнующей банки темы – снижение ставки рефинансирования, то этого ожидать не стоит. В статье А.Симоновский сказал, что, если инфляция в России будет на европейском уровне, то тогда и ставка рефинансирования, также уменьшится.

Что же касается динамики развития коммерческих банков, то вступление России в ВТО благоприятно сказалось  на этой тенденции. Развитие иностранных банков на территории нашей страны приведет к увеличению числа коммерческих банков, а также увеличению операций, которые проводят банки.

Таким образом, на мой  взгляд, банковская система России после вступления России в ВТО будет изменяться под влиянием негативных тенденций, так как экономика нашей страны еще не достигла той степени развитости, чтобы вступление в эту организацию давало только положительный эффект. В нашей стране отсутствует сильная банковская система, которая могла бы выдавать кредиты под низкий процент и на долгий срок.

2.3 Особенности работы таможенных органов с коммерческими банками

Международная торговля немыслима без проведения банковских операций, это обусловлено несовпадением во времени и неодинаковой продолжительностью производственного процесса, а также процесса обращения.

Федеральная таможенная служба, таможенные управления регионов, территориальные таможенные органы имеют свой расчетный счет. С 1.09.2010 г. вступило в силу Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подписанное 20 мая 2010 г. Согласно данному соглашению все операции, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и так далее, совершаются с помощью коммерческих банков, которые переводят денежные средства на счет Федеральной таможенной службы Российской Федерации, открытый в управлении федерального казначейства по г.Москве. То есть в этом процессе коммерческие банки выступают в роли посредников.

В соответствии с приказом ФТС от 7.12.2010 г. №2343 «Об утверждении реестра банков и иных кредитных организаций» определен перечень коммерческих банков, которые обладают правом выдачи банковских гарантий. Таможенная банковская гарантия – это средство обеспечения уплаты таможенных платежей (ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС, акцизов, таможенных сборов).

 

Наименование банка

Максимально допустимая сумма одной банковской гарантии (руб.)

Максимально допустимая сумма всех одновременно действующих банковских гарантий (руб.)

ОАО АКБ «Авангард»

140 000 000

700 000 000

ЗАО АКБ «Абсолют Банк»  и филиалы

345 000 000

1 700 000 000

ЗАО АКБ «Алеф-Банк»

35 000 000

170 000 000

ОАО «Альфа-Банк» и  филиалы

700 000 000

3 500 000 000

ОАО «Балтинвестбанк»

35 000 000

170 000 000

ЗАО ВТБ 24

700 000 000

3 500 000 000

ОАО «Инвесткапитал-Банк»

35 000 000

170 000 000

ОАО «Россельхозбанк» и  филиалы

700 000 000

3 500 000 000

ОАО «Сбербанк» и филиалы

700 000 000

3 500 000 000


Таблица 2.3.1

Показатели банковских гарантий некоторых банков, обслуживающих  таможенные органы

Источник: приказ ФТС РФ от 7.12.2010 г. №2343 «Об утверждении реестра банков и иных кредитных организаций»

На мой взгляд, коммерческие банки позволяют усовершенствовать систему сбора таможенных платежей, так как участникам внешнеэкономической деятельности более доступно сотрудничать с коммерческими банками и их филиалами

Для того, чтобы внешнеэкономическая  деятельность была наиболее эффективной, возникает необходимость кредитовании участников ВЭД коммерческими банками. В ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» закреплено такое мероприятие, как обеспечение кредитования внешнеэкономической деятельности. Следовательно, это служит поводом для развития национальной экономики.

Внешнеэкономическая деятельность страны направлена на развитие экспортно-импортных  товарных отношений. Таможенные органы участвуют непосредственно в этих отношениях. Товарная структура экспорта России разнообразна, однако все равно Россия остается сырьевым экспортером.

Товарная группа

Всего экспортировано (тыс.$)

Топливно – энергетические товары

33209074,2

Продукция химической промышленности,каучук

5088252,3

Металлы и изделия  из них

5207020,6

Минеральные продукты

33209074,2

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

16835

85,4


Таблица 2.3.1

Структура экспорта России в 2011 году

Источник: Федеральная таможенная служба Российской Федерации [Электронный ресурс].-М.: OIM.RU, 2004-2012. – URL: http:/www.customs.ru. (дата обращения 4.12.2012)

Из таблицы 2.3.1 видно, что сырье из России вывозится в гораздо более больших объемах, чем полуфабрикаты или готовые изделия. Известно, что ставка таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты ниже ставки на готовые изделия, именно поэтому Россия теряет огромные денежные средства.

На мой взгляд, если Российская Федерация сможет конкурировать  в экспорте готовых изделий, то количество кредитов, выданных участникам ВЭД, вырастет, а, следовательно, ситуация в экономике  будет улучшаться. Коммерческим банкам следует снизить процентные ставки по кредитам, для того, чтобы сделать доступными получение кредитов, это повлечет за собой усиление позиций России в международной торговле.

Чтобы предотвратить  экспорт сырья из России, таможенным органам следует увеличить ставки таможенных пошлин, таможенные сборы на вывоз сырья. Может быть тогда внешнеэкономическая деятельность переориентируется на экспорт готовых изделий, эта переориентация может дать толчок в развитии национальной экономики.

Таким образом, коммерческие банки тесно связаны не только с федеральной таможенной службой, но и с другими субъектами, которые осуществляют деятельность в рамках внешнеторговой деятельности – участниками ВЭД. Коммерческие банки являются посредниками между таможенными органами и участниками ВЭД. Более того, их можно назвать двигателями развития внешнеторговой деятельности, посредством кредитования участников ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система  России очень сложная и представлена на двух уровнях. В последнее время отмечаются успехи в развитии банковского дела, однако остаются еще не решенные проблемы.

1. Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

2. Центральный банк выполняет ряд функций, которые способны регулировать не только банковскую систему страны, но и национальную экономику в целом. Он регулирует денежное обращение в стране, благодаря эмиссионной функции он предотвращает такое негативное явление как инфляция; способствует развитию коммерческих банков. А также проводит денежно –кредитную политику в стране, которая способствует развитию не только экономической, но и влечет за собой развитие социальной и политической сферы в стране. 

3. В банковской системе существует огромное количество банков, находящихся под влиянием  государства. Однако коммерческие банки, находящиеся в частных руках, также являются залогом интенсивного экономического развития. Количество банковских операций растет, а это говорит о том, что банковская система страны совершенствуется. Финансовый сектор находится в состоянии не только экстенсивного, но и интенсивного развития, также множество коммерческих банков способны оказывать огромнейшее влияние на развитие экономики страны.

4. Анализ динамики развития коммерческих банков показывает, что финансовый кризис 2008 года пагубно сказался на развитии банковской системы России. Количество коммерческих банков уменьшается, то есть можно сделать вывод о том, что в стране отсутствуют благоприятные условия для развития банковской системы России. Происходит банкротство банков, их подавление более серьезными банками, их слияние с целью выживания на финансовом рынке страны. Однако если банки будут оказываться постоянно банкротами, то это серьезно подорвет национальную экономику по отношению с другими развитыми странами мира.

5. Вступление в ВТО можно рассматривать с двух позиций, как положительной, так и негативной. С одной стороны, вступление в эту организацию дает возможность развития внешнеторговых связей, как следствие, развитие внешней торговли и национальной экономики. Однако Россия занимает не самое лучшее положение, так как и внутри страны существуют некоторые барьеры, которые не могут дать России полноценного участия в этой организации, так же во внешнем секторе Россия не может конкурировать со многими странами, так как уровень развития некоторых сфер экономики находится на низком уровне.

Число коммерческих банков увеличивается в рамках вступления России в ВТО, однако в данной ситуации есть определенные плюсы и минусы. Конечно, увеличение числа коммерческих банков, за счет иностранных финансовых организаций, оказывает благоприятное воздействие, но это может вызвать подавление российский банков иностранными, которые по капиталу и другим основным банковским показателям являются мощнее отечественных.

6. Федеральная таможенная служба и коммерческие банки можно назвать так называемыми партнерами. Коммерческие банки играют роль посредников между таможенными органами и участниками ВЭД. Банки выступают гарантами по уплате таможенных пошлин перед таможенными органами. Приказом ФТС установлен перечень банков, которые имеют право осуществлять операции, относящиеся к ведению ФТС.

Также в последние годы наметилась положительная динамика кредитования внешнеэкономической деятельности. Но Россия испытывает некоторые трудности, так как она является сырьевым придатком, а конкурировать на мировом рынке готовых изделий не может в виду своей недоразвитости. Благодаря кредитованию внешней торговли Россия в скором времени сможет занять довольно твердые позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 8.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах  государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»
  2. Приказ ФТС РФ от 7.12.2010 г. №2343 «Об утверждении реестра банков и иных кредитных организаций»
  3. Агапова Т.А. Макроэкономика/Учебник. – М.: Дело и сервис, 2004. – 447 с.
  4. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/ Под ред. Лапидуса М.Х. - 2-е изд., перераб.и доп. - М: Финансы и статистика,   2001.  – с.183.
  5. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
  6. Глущенко Е. Н., Дроздовская Л. П., Рожков Ю. В. Финансовое посредничество коммерческих банков: монография / под научной ред. проф. Ю.В. Рожкова. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – с.46
  7. Дорнбуш Г., Фишер С. Макроэкономика/Учебник. - М.: Инфра-М, 1997. — 784 с. 
  8. Иода Е.В., Унанян И.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка: Учеб.пособие.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. –с.28
  9. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В  2 т. – М.: 1992. Т. 1. – 400 с.
  10. Мэнкью Г. Макроэкономика/Учебник.- М.: Издательство «МГУ», 1994.- 736 с.
  11. Приходько А.В. Макроэкономика: Учеб.пособие.-М.:-Инфра-М, 2011. – с.56.
  12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006.- с.264
  13. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.-М.: РИО РТА, 2010. -114 с.
  14. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб.пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»)  
  15. Сурин А. Что сулит и чем чревато вступление России в ВТО// Вопросы экономики. – 2011. -№3. с.65-69
  16. Замахина Т.В. ВТО пройдет мимо банковского сектора// Newsland. -2012.- 26 апреля.
  17. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс].-М.: OIM.RU, 2000-2012. – URL: http:/www.cbr.ru. (дата обращения 29.11.2012)
  18. Федеральная таможенная служба Российской Федерации [Электронный ресурс].-М.: OIM.RU, 2004-2012. – URL: http:/www.customs.ru. (дата обращения 4.12.2012)
  19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].-М.: OIM.RU, 2001-2012. – URL: http:/www.gks.ru. (дата обращения 1.12.2012)

Информация о работе Банки: их функции и виды. Современное состояние банковского дела в России