Банковская система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (распечатать).doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

    В   этих  условиях  ускоренными   темпами начали организовываться  коммерческие банки. Наряду с  их созданием на базе  республиканских   и  региональных  структур бывших  банков СССР, расположенных на  территории Республики Беларусь, создавались банки,  учредителями  которых  стали органы государственного управления, крупные предприятия и отдельные предприниматели.  За  1992 - 1995 гг. было образовано 40 банков.    Несмотря   на   количественный   рост   банков,    общее    ухудшение макроэкономических  условий  привело к резкому падению важнейших макропараметров банковской системы по отношению к ВВП. Так, за 1992 - 1995 гг. совокупные активы (пассивы) банков относительно номинального ВВП снизились с 71,6 процента до 20,3 процента, валовые кредиты банков  реальному сектору экономики - с 41,3 процента до  11,1  процента,  уставный  фонд  банков - с 9,3  процента до  1,1  процента (Приложение А) [5. с. 28 - 29].

За  1996 - 2000 гг.  прирост реального  ВВП  составил  36  процентов  (или  6,3 процента в среднем  за  год), продукции промышленности - 65 процентов (или 10,5  процента  в  среднем за год), реальных доходов населения - 73 процента (или 11,6 процента в среднем  за  год), экспорт  товаров  и  услуг  - 52 процента, импорт товаров и услуг - 44 процента.

Темпы роста  потребительских цен  в  среднем  за  год  снизились  в  5,9  раза, а обменный курс белорусского рубля в среднем за год снизился в 6,4 раза.

    В   целом  это  создавало   благоприятные предпосылки для  развития банковского сектора.  Важнейшие  макроэкономические   показатели   банковского   сектора  по отношению к ВВП за 1996 - 2000 гг. увеличились: совокупные активы банков  с 20,3 процента  до  27,8  процента,  кредиты банков реальному сектору экономики с 11,1 процента до 14,7 процента, уставные фонды банков с 1,1 процента до 2,3 процента, собственный  капитал  банков  с 3 до  4,7  процента.  Вместе  с  тем  по  уровню монетизации экономики  Беларусь  находится  на одном из последних мест в мире.  Низкий  уровень  монетизации  экономики   свидетельствует   об ограниченных  ресурсных возможностях банков и их недостаточном вкладе в развитие реального сектора экономики.

    В  Беларуси в 1996 - 2001 гг. создано  28  банков. В стадии ликвидации  и самоликвидации находилось 3 банка, 2 банка признаны банкротами, и по ним открыто ликвидационное производство. В Республике  Беларусь  на 01.10.2001 в нормальном  режиме  функционируют  25  банков  и  510  их  региональных структур (Приложение Б).

    На  территории Республики Беларусь  действуют 8 представительств  иностранных банков и  небанковских  кредитно-финансовых  организаций  России,  стран Балтии, Германии и Польши. Иностранные инвестиции в банковскую систему страны составляют около 6,2 процента в их уставных фондах.

    Подавляющее большинство банков в соответствии с их уставами являются банками универсального  типа.  Национальным  банком  не  зарегистрировано ни  одной небанковской кредитно-финансовой организации.

    Уставные  фонды банков на  1  октября  2001 г. составили 279,2 млрд. рублей, в том  числе  банков,  уполномоченных  обслуживать   государственные  программы  и мероприятия, - 236,5 млрд. рублей (или 84,6 процента) (Приложение В 1.1). Собственный капитал банков на 01.10.2001 достиг 536,3 млрд. рублей,  в том числе собственный капитал   банков,   уполномоченных  обслуживать  государственные   программы   и мероприятия,  -  414,5  млрд.  рублей  (Приложение В1.2).  Рентабельность  банков, определяемая отношением  прибыли к активам банков, на 01.10.2001 составила 0,6 процента, к затратам - 2,7 процента.

Начало третьего периода можно датировать временем принятия Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг., которая придала направленность эволюции банковских институтов на интенсивное развитие.

Развитие банковской системы Беларуси в 2000 - 2003 гг характеризовалось  рядом взаимосвязанных факторов и тенденций, в значительной мере обусловленных изменением макроэкономической ситуации основными из которых являлись:

  • девальвация национальной денежной единицы;
  • рост объемов дорогих ресурсов вследствие увеличения доли депозитов населения в ресурсной базе банков;
  • административное ограничение маржи банков;

расширение  иностранных обязательств банков [8. с. 34].

Финансовый  потенциал банковской системы Беларуси постепенно возрастал. Так, в 2002 году вся ресурсная база банков выросла в реальном выражении на 10,6%.

Собственный капитал  банковской системы увеличился в  реальном выражении на 16,3% (и достиг 856,4 млрд. рублей), в эквиваленте евро — на 10,2% (до 469 миллионов). По состоянию на начало 2003 года из 30 действующих банков, 24 (или более 80%) — это банки с участием иностранного капитала, в том числе 5 из них — со 100-процентным иностранным капиталом. Сумма иностранных инвестиций в уставные фонды банков за 2003 год составила более 13 миллионов евро [9. с. 14].

По состоянию  на 1 января 2006г. банковскую систему  представляли 30 коммерческих банков [10. с. 174].

Процентные доходы по активным операциям являются основным источником доходов банков и по состоянию на 01.01.2006 г. составили около 58% всех доходов. Следующими по значимости выступают комиссионные доходы, которые составляют 25,18% доходов банковской системы. На долю остальных доходов приходится менее 17%. Привлеченные средства за три года увеличились не только в абсолютном выражении на 8638,4 млрд. руб., но и в относительном – ее удельный вес увеличился с 72,9% до 77,8% по состоянию на начало 2006 года или почти на 5%. Темп роста данной статьи в размере 118% говорит о том, что отечественные банки продолжают активно работать в сфере привлечения подобных ресурсов.

На 1 января 2010 г. банковский сектор экономики включал 32 действующих банка с 264 филиалами. Из них 25 банков являются банками с  участием иностранного капитала, в  том числе 9 банков — со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

В сложившихся  финансово-экономических условиях, вызванных осложнением ситуации на внешних рынках, банки поддерживали объем капитала на уровне, достаточном  для покрытия принимаемых на себя рисков. При этом сохранялась тенденция  роста нормативного капитала банков. Объем нормативного капитала банков за 2009 год увеличился на 18,5 процента, или на 2 094,5 млрд. рублей, и на 1 января 2010 г. составил 13 408,6 млрд. рублей. Объем уставного фонда банков на 1 января 2010 г. составил 9 555,8 млрд. рублей и за 2009 год увеличился на 10,1 процента (на 877,2 млрд. рублей). На 1 января 2010 г. отношение уставного фонда к ВВП в годовом исчислении возросло до 6,99 процента [11. с. 3 - 11].

 

1.3 Основные  функции, задачи Национального  банка Республики Беларусь и  его взаимоотношение с коммерческими банками

 

Национальный  банк является центральным банком и  государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [12].

Национальный  банк Республики Беларусь (далее –  Национальный банк) является центральным  банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный  банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Основными целями деятельности Национального банка  являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
  • Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Функции Национального  банка 

Национальный  банк выполняет следующие функции:

1) денежно-кредитное  и валютное регулирование, а  также регулирование внешнеэкономической  деятельности и кредитного рынка;

2) выполнение  функций центрального депозитария;

3) консультирование, кредитование и осуществление  функций финансового агента правительства  и местных органов власти, организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения республиканского и местного бюджетов;

4) регистрация банков, учет филиалов и представительств банков, выдача им лицензий на совершение банковских операций, надзор за их деятельностью по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

5) обеспечение  единого порядка бухгалтерского  учета и отчетности в банковской  системе республики, определение  форм и правил организации  безналичных расчетов в народном  хозяйстве.

Национальный  банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы [12].

Второй уровень банковской системы представляют коммерческие банки. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов. Современные коммерческие банки -это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население, т.е. своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Они организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные, кооперативные. Однако независимо от форм собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Основными функциями  коммерческих банков являются:

  • мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
  • кредитование предприятий, государства и населения;
  • расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Выполняя функцию  мобилизации временно свободных  денежных средств и превращая их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процентов или оказываемых банком  услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости и потребительских товаров. В конечном счете сбережения с помощью банков превращаются в капитал.

Важное экономическое значение имеет функция кредитования предприятий, государства и населения. За счет кредитов банков осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, других секторов экономики, обеспечивая расширение производства. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту уровня их жизни. Поскольку государственные расходы часто не покрываются доходами, банки кредитуют финансовую деятельность правительства.

Взаимоотношения Национального банка с коммерческими банками

Национальный  банк как высший орган банковского  регулирования и контроля деятельности коммерческих банков в процессе взаимоотношений  с коммерческими банками стремится  к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков, однако определяет порядок создания банков, контролирует его (порядок) соблюдения и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности. Национальный банк устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования банковских операций и денежного обращения.

В Республике Беларусь регулирование денежно-кредитной  системы осуществляется в 2-х направлениях:

  1. Государственное регулирование денежного обращения, кредита и банковской системы;
  2. Государственное регулирование экономики через денежно-кредитную систему.

Механизм  регулирования банковских операций зависит от формы организации банковского дела в стране, места, роли и функций центрального банка, степени его зависимости от правительства и других факторов. Такой механизм включает методы и инструменты регулирования банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.

В Республике Беларусь существует определенная система надзора  за деятельностью коммерческих банков. Система надзора включает в себя следующие элементы:

  1. Правовые аспекты функционирования банковской системы – банковское законодательство (законы, другие нормативные акты и положения).
  2. Разработка единых стандартов учета и отчетности в банковской системе.
  3. Система надзорных органов, их функции и полномочия.
  4. Система коррективных мер и экономических санкций.

Информация о работе Банковская система РБ