Банковская система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (распечатать).doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Национальный  банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков наряду с Государственной налоговой инспекцией, Комитетом по ценным бумагам и другими контролирующими органами Республики Беларусь [13].

 

Банковская  система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система - это важнейшая сфера  национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет  в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

    1. Тенденции в денежно-кредитной сфере в Республике Беларусь за 2007-2009 год

 

Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля [14. с. 361].

Главной задачей денежно-кредитной политики является создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

Общее функционирование денежно-кредитной сферы в 2007 году характеризовалось следующими основными процессами:

  • динамика официальных обменных курсов белорусского рубля определялась конъюнктурой мировых валютных рынков при обеспечении стабильного обменного курса белорусского рубля к доллару США;
  • сохраняется позитивная динамика срочной части рублевой денежной массы;
  • продолжилось увеличение нормативного капитала и ресурсной базы банков;
  • сохранился рост требований банков к экономике, основную долю в которых составляют требования к субъектам хозяйствования;
  • платежная система обеспечивала эффективность, надежность и безопасность системы межбанковских расчетов.

На 1 января 2008 г. банковский сектор включал 27 банков, его филиальная сеть состояла из 365 филиалов.

Иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 23 банков, в 7 из которых он составлял 100 процентов. На территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии и Украины, а также представительство Межгосударственного банка.

За 2007 год количество банков уменьшилось на 3. В стадии банкротства или ликвидации находятся 4 банка (ОАО "Белорусский Биржевой Банк", "Джем-Банк", "Международный банк экономического сотрудничества" и "ИнвестПромБанк").

За 2007 г. средний уровень ставки рефинансирования Национального банка составил 10,5 процента годовых, снизившись на 0,2 процентного пункта по сравнению с уровнем 2006.

В декабре 2007 г. в годовом исчислении рентабельность капитала банковского сектора достигла 10,7 процента (в декабре 2006 г. - 9,55 процента).

В 2007 году продолжилось увеличение ресурсной базы банков. На 1 января 2008 г. ее объем составил 41 690,2 млрд. рублей, увеличившись за 2007 год на 43.8 процента, или на 12 695,8 млрд. рублей.

Характерными особенностями институционального развития банков явились:

  • увеличение доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банков с 7,8 до 9,8 процента;
  • снижение доли резидентов частной формы собственности в совокупном уставном фонде банковского сектора с 4,2 до 3,9 процента;
  • уменьшение доли государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора на 1,7 процентного пункта (до 86,3 процента).

В 2007 году сохранилась определяющая роль внутренних источников роста в расширении ресурсной базы банковского сектора при увеличении внешнего инвестирования.

За отчетный год капитал банков возрос на 28,3 процента, до 6,66 трлн. рублей, в том числе за счет роста их совокупного уставного фонда на 802,8 млрд. рублей, до 4,54 трлн. рублей.

Наиболее существенные изменения в активах банков в 2007 году произошли за счет:

увеличения на 1,3 процентного пункта удельного веса требований банков к экономике;

сокращения на 2,8 процентного пункта удельного веса требований к Правительству, органам местного управления;

снижения на 1,4 процентного пункта доли денежных средств, размещенных в банках и Национальном банке;

повышения на 3,2 процентного пункта удельного веса средств, размещенных у нерезидентов.

Совокупная прибыль банков превысила 602,1 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше ее объема, полученного за 2006 год. Основным фактором роста прибыли явилось значительное увеличение объема активных операций.

В 2007 году официальный курс белорусского рубля к доллару США находился в рамках заявленных границ коридора и снизился по сравнению с началом 2007 года на 0,5 процента, составив на 1 января 2008 г. 2 150 рублей за 1 доллар США. По отношению к российскому рублю курс снизился на 8 процентов, что связано с укреплением российского рубля по отношению к доллару США, составившим 7,3 процента (Приложение Г).

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2) за 2007 год увеличилась на 29,2 процента (Приложение Д).

Более низкие темпы роста рублевой денежной массы в 2007 году, несмотря на интенсивное кредитование экономики, были обусловлены замедлением экономического роста, нарастанием отрицательного сальдо внешнеторговых операций и ускорением инфляционных процессов.

Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат М1) увеличилась на 24,4 процента (за 2006 год - на 42 процента), что соответствует ее прогнозному изменению в пределах 20 - 25 процентов.

За 2007 год в структуре рублевой денежной массы наблюдалось некоторое улучшение. Удельный вес срочных и условных депозитов вырос на 0,9 процентного пункта (до 43,6 процента), ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 1,1 процентного пункта (до 1,9 процента), а доля наличных денег в обороте сократилась на 2 процентных пункта (до 20,7 процента), переводных депозитов - на 0,1 процентного пункта (до 33,8 процента), (Приложение Е) [15].

Макроэкономическая ситуация в 2008 году в сравнении с 2007 годом, как свидетельствуют данные официальной статистики и результаты опроса предприятий, проводимого Национальным банком, характеризовалась продолжением экономического роста, увеличением реальных денежных доходов и занятости населения, объемов внешней торговли и профицитом консолидированного бюджета при более высокой инфляции. Ускорение инфляционных процессов было обусловлено ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары, увеличением бюджетных расходов и объемов кредитования физических и юридических лиц. Существенное влияние на динамику потребительских цен в 2008 году также оказало государственное регулирование цен и тарифов.

Следует отметить, что начиная с сентября и в каждом последующем месяце 2008 г. отмечалось ухудшение экономической конъюнктуры. Это выразилось, прежде всего, в снижении спроса и цен на ряд белорусских товаров на внешнем рынке из-за воздействия мирового финансово-экономического кризиса. Наблюдается замедление роста объемов производства и реализации продукции. Это оказало негативное влияние на экономическое положение ряда предприятий, возросли неплатежи и запасы готовой продукции в промышленных организациях.

В 2008 году, имела место тенденция дальнейшего укрепления характеристик работы банковского сектора. На 1 января 2009 г. банковский сектор экономики включает 31 банк с 323 филиалами. Из них 25 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 8 банков - со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков - только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии, в том числе представительство Межгосударственного банка.

Объем уставного фонда банков за 2008 год увеличился на 91,9 процента, или на 4 157 млрд. рублей, и на 1 января 2009 г. составил 8 678,6 млрд. рублей. В декабре 2008 г. в годовом исчислении рентабельность нормативного капитала банковского сектора достигла 9,6 процента (в декабре 2007 г. - 10,7 процента). В декабре 2008 г. в годовом исчислении рентабельность активов составила 1,37 процента (годом ранее - 1,7 процента).

Главной задачей денежно-кредитной политики в 2008 году являлось создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

Цель денежно-кредитной политики в 2008 году - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Важнейшая роль в достижении указанной цели принадлежала курсовой политике.

За 2008 год официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 2,3 процента и составил 2200 рублей за 1 доллар США, а к евро и российскому рублю повысился на 2,8 и 12,2 процента соответственно (Приложение Ж).

В среднем за 2008 год ставка рефинансирования Национального банка составила 10,3 процента годовых против 10,5 процента годовых в 2007 году.

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2) в результате производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организаций, а также изменения баланса денежных доходов, расходов и сбережений населения за 2008 год возросла на 22,5 процента (за 2007 год - на 35 процентов) (Приложение З).

Ставка рефинансирования Национального банка в январе-июне 2008 г. не изменялась и составляла 10 процентов годовых. С 1 июля 2008 г., с 13 августа, с 15 октября 2008 г. и с 12 ноября в целях повышения доходности сбережений в национальной валюте и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и предприятий в банках она была повышена на 0,25 процентного пункта соответственно до 10,25; 10,5; 10,75 и 11 процентов годовых. С 17 декабря 2008 г. она установлена на уровне 12 процентов годовых.

С 17 сентября 2008 г. процентные ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности были снижены на 3 процентных пункта до 17 процентов годовых. В ноябре в целях минимизации негативных последствий мирового экономического кризиса, в том числе снижения давления на валютный рынок, Национальным банком были увеличены процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности на 3 процентных пункта [16. ].

Денежно-кредитная политика в 2009 году проводилась с учетом складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации.

Информация о работе Банковская система РБ