Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка предложений по решению проблем в законодательстве по развитию и регулированию банковской системы РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, функции и элементы банковской системы РФ;
- изучить законодательные основы регулирования банковской сферы РФ;
- проанализировать показатели развития банковской системы в РФ;
- проанализировать механизм регулирования банковской системы РФ;
- выявить проблемы законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-правовые основы регулирования банковской системы РФ 5
1.1 Банковская система РФ: понятия, элементы, функции 5
1.2 Законодательные основы регулирования банковской системы РФ 8
2 Оценка развития и регулирования банковской системы РФ 11
2.1 Анализ показателей развития банковской системы РФ 11
2.2 Механизм регулирования банковской системы РФ 21
3 Совершенствование законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ 30
3.1 Проблемы законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ 30
3.2 Предложения по решению проблем в законодательстве по развитию и регулированию банковской системы РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Не совсем понятным остается механизм реализации ст. 13.1 в части, где указано: "Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев". Требует уточнения порядок применения данной нормы в случае истечения указанного срока и невозможности идентифицирования кассового чека в дальнейшем.
Кроме того, было бы не лишним в данной статье определить критерии ответственности банковского платежного агента как непосредственного участника правоотношений [12, c. 58].
Вместе с тем немаловажным аспектом эффективного государственного регулирования банковской деятельности является необходимость включения отдельной статьи в Закон "О банках и банковской деятельности" о принципах, основных началах банковской деятельности. Представляется, что в данной статье в первую очередь должны отражаться принципы построения банковской системы, принципы эффективности банковской системы, принцип сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов - клиентов банка, принцип соответствия норм, регулирующих банковскую деятельность, нормам международного права, принцип ответственности и др.
Одной из составляющих механизма государственного воздействия на деятельность кредитных организаций является институт кураторства кредитной организации, возникновение и развитие которого было обусловлено необходимостью развития банковского надзора. Кроме того, достижение стабильности банковской системы требует от Банка России постоянного совершенствования банковского надзора, поиска новых форм взаимодействия Банка России и его территориальных учреждений с кредитными организациями.
В соответствии с Положением о кураторах кредитных организаций (утв. ЦБ РФ 7 сентября 2007 г. N 310-П) основной задачей куратора является своевременная и точная оценка экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, в том числе выявление нарушений (недостатков) в ее деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы Российской Федерации. По мнению специалистов, дальнейшее развитие института кураторов кредитных организаций позволит сделать процедуры банковского надзора более прозрачными и обеспечить эффективность надзорной деятельности Банка России.
Далеко не полный анализ действующего законодательства и все вышеуказанное позволяют сделать вывод о том, что одной из составляющих финансовой устойчивости государства является эффективная и стабильная банковская система. Современная политика государства в области государственного регулирования банковской деятельности должна быть направлена на повышение эффективности ее функционирования, что может быть достигнуто только путем совершенствования правовой базы.
На основе проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:
Банковская система является необходимым элементом рыночной экономики и оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность общества в целом.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Основная функция банковской системы - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.
Банковская система РФ до сих пор имеет много противоречий. Банки занимаются разнообразными видами операций. В их функции входит не только организация денежного оборота и налаживание кредитных отношений. Они финансируют народное хозяйство, операции по продаже ценных бумаг, организуют страховые операции, проводят посреднические сделки, управляют имуществом и т.д.
Структура банковской системы сводится к распределению всех банковских и кредитных учреждений в иерархическом порядке.
Государственное регулирование банковской системы как составной части единой денежно-кредитной сферы России - сложное многоплановое явление.
С одной стороны, это регулирование макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями, когда государство воздействует на все структурные элементы денежно-кредитной системы, включая Банк России. С другой стороны, государственное регулирование проявляется в непосредственном воздействии на организации, функционирующие в денежно-кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность (регистрация, лицензирование, надзор, контроль, использование обязательных экономических нормативов, инструментов и методов денежно-кредитного регулирования и т.п.). Взаимодействие Банка России и Правительства России с другими органами государственной власти основывается также на конституционных правовых нормах, устанавливающих статус и полномочия Президента России как главы государства, являющегося гарантом Конституции России и принимающего меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, а также обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
После глобального финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг. в банковском секторе России сформировался и продолжает генерироваться ряд системных рисков. В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом величина кредитного риска банковского сектора увеличилась примерно на 5%. Доля крупных кредитных рисков в активах банковского сектора по состоянию к концу 2012 г. составила почти 30%.
Общий объем собственных средств (капитала) кредитных организаций на конец 2012 г. составлял 5,5 трлн. руб.; почти треть, 1,6 трлн. руб., приходилась на Сбербанк. Отношение объема собственных средств банков к ВВП в настоящее время составляет ниже 10% (в Бразилии - 30%, во Франции - 25%, в ФРГ - 15%) [21].
Низкий уровень рыночной капитализации характерен для большинства российских банков. По состоянию на конец 2012 г. в России действовали 963 кредитные организации, из них только 170 (около 18%) имели капитал более 1 млрд руб. В рейтинге FT Global 500 крупнейших компаний мира по уровню капитализации присутствовали только два российских банка - Сбербанк России с капитализацией 72 млрд долл. (86-е место) и ВТБ с капитализацией 24 млрд долл. (366-е место). Серьезным недостатком российской банковской системы является отсутствие у банков "длинных" денег, в которых нуждается реальный сектор экономики, что сдерживает инвестиционную активность предприятий.
По своей правовой природе государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности в РФ имеет межотраслевой характер, состоит в эффективной организации банковской деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора в этой сфере. Государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ.
В настоящее время банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. По оценке специалистов, банковское законодательство содержит на сегодня 8734 нормативных акта. Причем многие из нормативных актов противоречат другим. В федеральном законодательстве отсутствует взаимосвязанная система институтов и согласованный механизм регулирования денежно-кредитных отношений. В результате создаются условия, порождающие внутрисистемные противоречия.
Для совершенствования банковского законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ было предложено:
развивать
в РФ систему пруденциального
регулирования банковской
ввести понятия банковской деятельности и банковская операция в ФЗ «О банках и банковской деятельности;
включить
в ФЗ «О банках и банковской
деятельности» отдельную